Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителей от истца: Лебедева С.А. (доверенность от 09.02.2011 N Д-01/550), Невского В.Ю. (доверенность от 28.02.2011 N Д-01/894), от ответчика: Предко Е.А. (доверенность от 25.05.2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Ярославский электромашиностроительный завод" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010, принятое судьёй Систеровой Н.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011, принятое судьями Чернигиной Т.В., Губиной Л.В., Тетерваком А.В., по делу N А82-8622/2010 по иску открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" к открытому акционерному обществу "Ярославский электромашиностроительный завод" о взыскании задолженности по оплате услуг и процентов за пользование чужими денежными средствами и установил:
открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" (далее - ОАО "Ярославльводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточнённым в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Ярославский электромашиностроительный завод" (далее - ОАО "Элдин", ответчик) о взыскании 283 560 рублей 98 копеек задолженности по оплате оказанных в марте 2009 года - мае 2010 года услуг по приёму сточных вод и их очистке, содержащих загрязняющие вещества сверх норм допустимых концентраций, и 16 633 рублей 20 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 11.04.2009 по 22.09.2010.
Решением суда от 29.10.2010 иск ОАО "Ярославльводоканал" удовлетворён.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 решение суда оставлено без изменения.
Ответчик не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и направить дело на новое рассмотрение.
Ссылаясь на пункты 14, 15 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов, утверждённого постановлением Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п, ОАО "Элдин" считает ошибочным вывод судов о правомерности расчёта истцом спорной суммы задолженности.
Подробно доводы ответчика изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ОАО "Ярославльводоканал" в отзыве на кассационную жалобу, а также его представители в судебном заседании не согласились с доводами ответчика, посчитав принятые судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 01.01.2007 N 90 ОАО "Ярославльводоканал" оказывает ОАО "Элдин" услуги по отпуску питьевой воды и приёму от него сточных вод в систему коммунальной канализации.
В пункте 5.8 договора стороны предусмотрели, что взимание платы за фактическое количество загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему коммунальной канализации, осуществляется на условиях и в порядке, определяемых действующими нормативными актами органов местного самоуправления и субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п, постановлением мэра города Ярославля от 30.03.2004 N 1212), а также разрешением на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Ярославля.
В связи с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принятых от ОАО "Элдин" в марте 2009 года - мае 2010 года, ОАО "Ярославльводоканал" выставило ответчику счета-фактуры от 25.03.2009 N 5461, от 24.04.2009 N 8500, от 26.05.2009 N 11455, от 25.06.2009 N 14397, от 24.07.2009 N 17319, от 26.08.2009 N 20150, от 25.09.2009 N 23527, от 26.10.2009 N 26162, от 24.11.2009 N 28970, от 24.12.2009 N 31733, от 25.01.2010 N 71, от 25.02.2010 N 3128, от 24.03.2010 N 5885, от 26.04.2010 N 8448, от 31.05.2010 N 13360 на общую сумму 283 560 рублей 98 копеек.
Неоплата со стороны ОАО "Элдин" услуг по очистке сточных вод, содержащих загрязняющие вещества сверх норм допустимых концентраций, послужила основанием для обращения ОАО "Ярославльводоканал" в арбитражный суд.
Удовлетворив иск, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 8, 12, 307 - 310, 395, 420, 421, 539, 544, 548 (пунктом 2) Гражданского кодекса Российской Федерации (с учётом разъяснений, изложенных в пункте 3 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами"); статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов"; пунктами 1, 70, 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167; постановлением Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов Ярославской области" и исходили из правомерности требований ОАО "Ярославльводоканал".
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашёл оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения ими норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно неё.
По мнению ОАО "Элдин", изложенному в кассационной жалобе, суды неправильно истолковали пункты 14, 15 постановления Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов Ярославской области" (далее - Постановление N 172-п).
Названным нормативным правовым актом, принятым во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" с целью упорядочения расчётов между предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации населённых пунктов в поверхностные водные объекты, и предприятиями, осуществляющими эксплуатацию систем канализации населённых пунктов (далее - предприятия ВКХ), утверждён в том числе порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов (далее - Порядок).
Порядок регулирует механизм взимания платы предприятиями ВКХ и предприятиями-владельцами очистных сооружений за фактический приём сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в систему канализации населённых пунктов (пункт 1 Порядка).
В пункте 14 Порядка закреплено, что плата (П) за временные условия приёма сточных вод (ВУП) загрязняющих веществ взимается на основе цен за ВУП, рассчитанных исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленных лимитов (Nв), применённых к разности между установленными временно-допустимыми концентрациями (ВДК) и допустимыми концентрациями (ДК) загрязняющих веществ, эффективности очистки (Э) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки, базовых нормативов платы в пределах установленных лимитов за размещение осадков (No), применённых к разности между удельными величинами лимитов Дол и нормативов Доn размещения осадков на 1 м3 сточных вод, коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов (Кэв) и почвы региона (Кэп), коэффициентов индексации базовых нормативов платы для населённых пунктов (Кинд), повышающего коэффициента оценки качества возвратных вод абонентов с учётом их токсичности (Кт), согласно постановлению Правительства Ярославской области от 29.05.1996 N 146-п, а также объёма (g) фактически сброшенных сточных вод в систему канализации за период от обнаружения нарушения до устранения загрязнения и получения результатов нового контроля. При этом объём сточных вод учитывается с начала расчётного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (в этом же пункте приведена формула, по которой рассчитывается указанная плата).
В примечании к пункту 14 Порядка указано, что Дon - это удельная величина, характеризующая отношение установленного предприятием ВКХ норматива предельного размещения осадка к общему годовому пропуску сточных вод через очистные сооружения. При отсутствии утверждённых Госкомэкологией Российской Федерации разработанных нормативов предельного размещения осадков и базовых нормативов платы за предельное размещение осадков показатель Доn в расчётах не используется.
Согласно пункту 15 Порядка, при сбросе абонентами в системы коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК или ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и биологической очистки, расчёт платы производится исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленных лимитов (Nв), применённых к разности между фактической (ФК) и допустимой (или временно допустимой) концентрациями (ДК) или (ВДК) загрязняющих веществ; эффективности очистки (Э) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки; базовых нормативов платы (Nо) в пределах установленных лимитов за размещение осадков, применённых к разности между удельными величинами фактического (Доф) и нормативного (Доn при нарушении ПДК) или лимита (Дол при нарушении ВДК) размещения осадков на 1 м3 сточных вод; коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов (Кэв) и почвы региона (Кэп); пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды и размещение осадков; коэффициентов индексации базовых нормативов платы (Кинд), повышающего коэффициента оценки качества возвратных вод абонентов с учётом их токсичности (Кт), а также объёма фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до устранения загрязнения и получения результатов нового контроля. При этом объём сточных вод учитывается с начала расчётного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (в данном пункте также приведена формула, по которой рассчитывается соответствующая плата).
В соответствии с примечанием к пункту 15 Порядка, Доф - это удельная величина, характеризующая отношение фактически размещённой массы осадка за предыдущий год (согласно форме госстатотчетности "2тп - водхоз") тн/куб. м - устанавливается расчётным путём; Дол - это удельная величина, характеризующая отношение установленного предприятиями ВКХ на текущий год лимита на размещение вывозимых осадков на специальных санкционированных сооружениях (полигонах, накопителях, иловых площадках) к общему годовому пропуску сточных вод через очистные сооружения (согласно форме госстатотчетности "2тп - водхоз") тн/куб. м - также устанавливается расчётным путём.
Как видно из материалов дела и установили суды, ОАО "Элдин" не оспаривает показатели фактической концентрации загрязняющих веществ и иные показатели, принятые ОАО "Ярославльводоканал" при расчёте спорной суммы задолженности.
При этом апелляционный суд установил, что контррасчёт (задолженности), представленный ОАО "Элдин" исходя из его позиции (в том числе изложенной в кассационной жалобе), не соответствует формуле, предусмотренной пунктом 15 Порядка; ответчик признал обязанность по оплате спорных услуг.
Выводы судов основаны на приведённых нормах Порядка, полном, всестороннем и объективном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили иск ОАО "Ярославльводоканал".
Доводы, приведённые ответчиком в кассационной жалобе, судом округа признаются необоснованными и отклоняются.
Нормы права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного кассационная жалоба ОАО "Элдин" не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А82-8622/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославский электромашиностроительный завод" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на открытое акционерное общество "Ярославский электромашиностроительный завод".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 15 Порядка, при сбросе абонентами в системы коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК или ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и биологической очистки, расчёт платы производится исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленных лимитов (Nв), применённых к разности между фактической (ФК) и допустимой (или временно допустимой) концентрациями (ДК) или (ВДК) загрязняющих веществ; эффективности очистки (Э) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки; базовых нормативов платы (Nо) в пределах установленных лимитов за размещение осадков, применённых к разности между удельными величинами фактического (Доф) и нормативного (Доn при нарушении ПДК) или лимита (Дол при нарушении ВДК) размещения осадков на 1 м3 сточных вод; коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов (Кэв) и почвы региона (Кэп); пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды и размещение осадков; коэффициентов индексации базовых нормативов платы (Кинд), повышающего коэффициента оценки качества возвратных вод абонентов с учётом их токсичности (Кт), а также объёма фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до устранения загрязнения и получения результатов нового контроля. При этом объём сточных вод учитывается с начала расчётного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (в данном пункте также приведена формула, по которой рассчитывается соответствующая плата).
В соответствии с примечанием к пункту 15 Порядка, Доф - это удельная величина, характеризующая отношение фактически размещённой массы осадка за предыдущий год (согласно форме госстатотчетности "2тп - водхоз") тн/куб. м - устанавливается расчётным путём; Дол - это удельная величина, характеризующая отношение установленного предприятиями ВКХ на текущий год лимита на размещение вывозимых осадков на специальных санкционированных сооружениях (полигонах, накопителях, иловых площадках) к общему годовому пропуску сточных вод через очистные сооружения (согласно форме госстатотчетности "2тп - водхоз") тн/куб. м - также устанавливается расчётным путём.
Как видно из материалов дела и установили суды, ОАО "Элдин" не оспаривает показатели фактической концентрации загрязняющих веществ и иные показатели, принятые ОАО "Ярославльводоканал" при расчёте спорной суммы задолженности.
При этом апелляционный суд установил, что контррасчёт (задолженности), представленный ОАО "Элдин" исходя из его позиции (в том числе изложенной в кассационной жалобе), не соответствует формуле, предусмотренной пунктом 15 Порядка; ответчик признал обязанность по оплате спорных услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 июня 2011 г. N Ф01-2178/11 по делу N А82-8622/2010
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13275/11
28.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13275/11
14.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2178/11
09.03.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8030/2010