Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.01.2011, принятое судьей Герасимовым В.Д., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011, принятое судьями Лысовой Т.В., Караваевой А.В., Перминовой Г.Г., по делу N А17-5272/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области о признании незаконным бездействия и установи:
открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - ОАО "ИЗТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ТУ Росимущества, Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению от 22.09.2010 N 2/1237 о предоставлении земельного участка общей площадью 19 896 квадратных метров с кадастровым номером 37:24:040928:172, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1, в собственность и об обязании принять такое решение.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 20.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
По мнению ТУ Росимущества, суды неправильно применили нормы материального права, а именно суд первой инстанции неверно истолковал статьи 129, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Федеральном агентстве), Типовое положение о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, и сделал неправильный вывод о том, что Управление вправе самостоятельно принимать решения о предоставлении земельных участков в собственность; выводы суда апелляционной инстанции противоречат обстоятельствам дела, так как, установив, что решение о передаче земельных участков в собственность Управление принимает не самостоятельно, а при наличии соответствующего поручения от Федерального агентства по управлению государственным имуществом, апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, обязывающее Управление принять решение по заявлению Общества. Управление считает, что незаконное бездействие с его стороны отсутствовало, поскольку заявление Общества для принятия решения по существу было направлено Управлением в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; заявление ОАО "ИЗТС" не соответствует пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Приказ N 370), в связи с чем по нему не могло быть принято решение.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Управления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, однако представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, государственным актом от 16.09.1993 N Ив-01-000-698 (711) ОАО "ИЗТС" на праве бессрочного (постоянного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 52,7495 гектара.
Распоряжением ТУ Росимущества от 04.06.2008 N 224 данный земельный участок был разделен на 20 земельных участков, среди которых был поименован участок площадью 19 896 квадратных метров с разрешенным использованием под производственную деятельность.
Обществом произведена постановка вновь образованных участков на кадастровый учет. Указанному земельному участку был присвоен кадастровый номер 37:24:040928:172, выдан кадастровый паспорт от 23.10.2008 N 24/08-18368.
ОАО "ИЗТС" обратилось в Управление с заявкой от 22.09.2010, в которой просило о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:172 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, а также о направлении проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
В письме от 29.09.2010 N 12-5440-01 (далее - письмо от 29.09.2010) Управление проинформировало заявителя о том, что к его полномочиям не относится принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка, в связи с чем заявка от 22.09.2010 письмом от 29.09.2010 N 12-5440 направлена в Агентство. В данном письме также указано следующее: что Управление, проанализировав приложенные заявителем документы, установило, что не представлены правоустанавливающие документы на все объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке и сведения об отсутствии на участке объектов, находящихся в собственности иных лиц; сообщено, что недостающие документы Общество вправе направить в Агентство.
Посчитав, что ТУ Росимущества заявление от 22.09.2010 по существу не рассмотрело, предусмотренное законом решение не приняло и тем самым допустило бездействие, ОАО "ИЗТС" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании такого бездействия незаконным, нарушающим его права и интересы.
Руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Положением о Федеральном агентстве, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, так как пришел к выводу о том, что Управление не приняло в установленный законом срок решение о предоставлении Обществу земельного участка.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, а также статьями 4, 65, частями 4 и 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 3 Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление прав юридическими лицами путем приобретения земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В пункте 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Ивановской области, является ТУ Росимущество, поэтому оно вправе принять решение о предоставлении в собственность данного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление Общества по существу не рассмотрено; ТУ Росимущества не приняло решение о предоставлении Обществу земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении данного участка.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что со стороны Управления допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления Общества от 22.09.2010.
Доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены и отклонены судом округа, как несостоятельные, основанные на неправильном толковании норм материального права и не влияющие на правильность принятых по делу судебных актов с учетом изложенных обстоятельств.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.01.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 по делу N А17-5272/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В пункте 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
...
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление Общества по существу не рассмотрено; ТУ Росимущества не приняло решение о предоставлении Обществу земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении данного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июля 2011 г. N Ф01-2878/11 по делу N А17-5272/2010