г. Киров
12 апреля 2011 г. |
Дело N А17-5272/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Братухиной Е.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.01.2011 по делу N А17-5272/2010, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области
о признании незаконным бездействия и обязании принять решение,
установил:
открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - ОАО "ИЗТС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ТУ Росимущества, Управление, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению от 22.09.2010 N 2/1237 (далее - заявка от 22.09.2010) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:172, общей площадью 19 896 кв. м. по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, 1, и обязании принять такое решение.
Решением от 20.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ТУ Росимущества незаконного бездействия не соответствует обстоятельствам дела, сделан в отсутствие необходимых для удовлетворения заявления Общества условий, названных в статье 198 АПК РФ. Ответчиком были совершены все необходимые действия, относящиеся к его компетенции, в связи с поступлением заявки от 22.09.2010. В материалах дела имеются письма, подтверждающие направление данной заявки в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, Агентство) для принятия решения о приобретении земельного участка в собственность и уведомление об этом заявителя. Также судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права при определении полномочий Управления. Ответчик полагает, что в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, Положением об Управлении (далее - Положение), утвержденным приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, продажа земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется Управлением исключительно по поручению Агентства. Также ответчик считает, что выводы решения не соответствуют материалам дела, поскольку сделаны без учета обстоятельств, связанных с направлением заявки от 22.09.2010 в Росимущество для принятия решения по существу вопроса, а также того факта, что при отсутствии полномочий принятие подобного решения ТУ Росимущества было бы незаконным.
ОАО "ИЗТС" считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, указывая в отзыве, что действия ответчика по направлению пакета документов в Агентство не могут расцениваться как рассмотрение заявки от 22.09.2010, так как не содержат окончательного решения по поставленному в ней вопросу. Кроме того, заявитель полагает, что обязанность по принятию указанного решения законом возложена именно на Управление, для чего ему не требуется поручения Росимущества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в апелляционный суд не обеспечили.
В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 20.01.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, государственным актом от 16.09.1993 N Ив-01-000-698 (711) ОАО "ИЗТС" на праве бессрочного (постоянного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 52,7495 га (л.д. 10-12).
Распоряжением ТУ Росимущества от 04.06.2008 N 224 данный земельный участок был разделен на 20 земельных участков, среди которых был поименован участок площадью 19 896 кв.м. с разрешенным использованием под производственную деятельность (л.д. 13).
Обществом произведена постановка вновь образованных участков на кадастровый учет. В отношении указанного земельного участка был присвоен кадастровый номер 37:24:040928:172, получен кадастровый паспорт от 23.10.2008 N 24/08-18368 (л.д. 14-16).
ОАО "ИЗТС" обратилось в Управление с заявкой от 22.09.2010, в которой просило о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:172 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, а также о направлении проекта договора купли-продажи указанного земельного участка (л.д. 8).
В письме от 29.09.2010 N 12-5440-01 (далее - письмо от 29.09.2010) ответчик проинформировал заявителя о том, что к его полномочиям не относится принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка, в связи с чем заявка от 22.09.2010 письмом от 29.09.2010 N 12-5440 направлена в Агентство. Также в данном письме указано, что Управление, проанализировав приложенные заявителем документы, установило, что не представлены правоустанавливающие документы на все объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке; сведения об отсутствии на участке объектов, находящихся в собственности иных лиц; сообщено, что недостающие документы Общество вправе направить в Агентство (л.д. 9).
ОАО "ИЗТС", не согласившись с письмом от 29.09.2010, считая, что при рассмотрении заявки от 22.09.2010 со стороны Управления имеет место бездействие, нарушающее статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании такого бездействия незаконным.
Суд первой инстанции, проанализировав полномочия Управления по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, пришел к выводу, что в нарушение требований статьи 36 ЗК РФ, прав и законных интересов заявителя, ТУ Росимущества неправомерно не приняло решение о предоставлении или об отказе в предоставлении Обществу земельного участка в собственность. В связи с этим уточненные требования ОАО "ИЗТС" были удовлетворены, бездействие ответчика признано незаконным с возложением на него обязанности принять решение относительно предоставления земельного участка в собственность.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ивановской области от 20.01.2011 в силу следующего.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Заявителем оспорено бездействие ответчика в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, принявший акт (решение) либо допустивший действие (бездействие), а заявитель обязан обосновать факт нарушения прав и законных интересов оспариваемым актом, решением, действием (бездействием).
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции, что предопределяет единство критериев для определения понятия "бездействие".
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
ОАО "ИЗТС", обосновывая незаконное бездействие, отметило, что имеет право на выкуп испрашиваемого земельного участка, а указание ответчика на отсутствие полномочий по принятию решения относительно заявки от 22.09.2010 несостоятельно.
В указанной заявке право Общества на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность обосновано положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ переоформление прав юридическими лицами путем приобретения земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Из примечания к пункту 13 статьи 3 Закона N 137-ФЗ следует, что переоформление прав на земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной собственности, включает в себя подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве. После этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка.
Фактически, пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает основание возникновения права аренды или права собственности на земельный участок, отличное от предусмотренного в пунктах 1, 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а процедура приобретения прав и по тому, и по другому основанию остается одинаковой.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, уполномоченный орган по заявлению юридического лица о предоставлении земельного участка в порядке переоформления ранее возникших прав на такой участок обязан в месячный срок со дня поступления заявления принять решение о предоставлении земельного участка. Вместе с тем, при наличии установленных действующим законодательством оснований, с учетом положений ЗК РФ, в том числе пункта 4 статьи 28 ЗК РФ, не исключено и принятие решения об отказе в предоставлении такого земельного участка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 12.05.2005 N 187-О, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.
С учетом указанного, непринятие в установленный срок какого-либо мотивированного решения со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка на праве собственности является бездействием, безосновательно препятствующим реализации права на приватизацию.
Как верно установлено судом первой инстанции и не опровергается ответчиком, Управление не приняло решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка.
Наличие у ОАО "ИЗТС" права на выкуп испрашиваемого земельного участка посредством переоформления права постоянного (бессрочного) пользования Управлением не оспаривается.
Ссылку в письме от 29.09.2010, а также в жалобе на отсутствие у ответчика полномочий на принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка, апелляционный суд в рассматриваемой ситуации находит необоснованной.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Агентство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, наделено полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, осуществлению юридических действий по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет (пункты 1, 5.3, 5.37.4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432; далее - Положение о Росимуществе).
Таким образом, в смысле статьи 29 ЗК РФ Агентство является уполномоченным органом.
Агентство согласно пункту 4 Положения о Росимуществе осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, полномочия которых обозначены применительно к спорной ситуации в Положении об Управлении.
Из пунктов 4.1, 4.7, 4.6, 4.8 Положения об Управлении следует, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ. В частности, подготавливает и представляет в установленном порядке в Агентство информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; по поручению Агентства реализует полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; выполняет юридические действия по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
С учетом указанного, Управление вправе принять заявки заинтересованных лиц по вопросу приобретения прав на земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся на территории Ивановской области, однако решение о передаче земельных участков принимает не самостоятельно, а при наличии соответствующего поручения Агентства.
Вместе с тем, названное обстоятельство не означает, что Управление, принимая заявки и действуя тем самым от имени уполномоченного органа на соответствующей территории, освобождено от исполнения установленных законом обязанностей такого органа относительно указанных заявок.
Также то, каким образом испрашивается либо получается Управлением соответствующее поручение, не обосновывается ответчиком, не регламентировано ни Положением о Росимуществе, ни Положением об Управлении, и, по сути, относится к вопросам внутриведомственного взаимодействия. При решении данных вопросов не могут быть нарушены установленные действующим законодательством порядок и сроки осуществления публичных функций, возложенных на орган исполнительной власти.
При таких обстоятельствах безосновательны аргументы жалобы, что ответчиком были совершены все необходимые действия, относящиеся к его компетенции, в связи с поступлением заявки от ОАО "ИЗТС", поскольку нельзя согласиться с тем, что функции Управления состоят исключительно в принятии заявки, ее направлении в адрес Агентства и уведомлении об этом заявителя.
Изложенное позволяет сделать вывод, что заявка от 22.09.2010 по существу не рассмотрена, какое-либо из допускаемых законом мотивированных решений по данной заявке не принято, установленные действующим законодательством обязанности относительно указанной заявки Управлением не реализованы и отсутствие объективной возможности осуществить такие обязанности не подтверждено.
Довод жалобы о том, что вывод суда первой инстанции относительно наличия у Управления полномочий по принятию решения по заявке от 22.09.2010 основан на неверном толковании действующего законодательства, подлежит отклонению.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что ТУ Росимущества не доказало, что в спорной ситуации не имело оснований для принятия решения по заявке от 22.09.2010 согласно правилам статьи 36 ЗК РФ.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о наличии со стороны Управления незаконного бездействия не противоречит обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Обязанности, возложенные судом первой инстанции на Управление в качестве меры по устранению допущенных нарушений, соотносимы с положениями ЗК РФ и полномочиями данного лица, не предопределяют результат рассмотрения заявки от 22.09.2010 по существу.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.01.2011 отмене или изменению по приведенным в жалобе доводам не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, апелляционную жалобу ТУ Росимущества следует оставить без удовлетворения.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, поэтому вопрос о распределении судебных расходов на ее уплату не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.01.2011 по делу N А17-5272/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5272/2010
Истец: ОАО "Ивановский завод тяжелого станкостроения", ОАО "ИЗТС"
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, ТУ ФАУГИ в Ивановской области