Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2011.
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ответчика - муниципального учреждения здравоохранения "Сыктывкарская городская больница N 1" и третьего лица - администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.12.2010, принятое судьей Егоровой Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011, принятое судьями Кобелевой О.П., Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., по делу N А29-7882/2010 по иску государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" к Фонду обязательному медицинского страхования Республики Коми, муниципальному учреждению здравоохранения "Сыктывкарская городская больница N 1" о взыскании задолженности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и установил:
государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (в настоящее время - государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми", далее - Фонд), муниципальному учреждению здравоохранения "Сыктывкарская городская больница N 1" (далее - МУЗ "СГБ N 1", Больница) о взыскании 369 107 рублей 30 копеек задолженности по оплате поставленного товара.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.12.2010 (с учетом определения от 28.12.2010 об исправлении опечатки) с МУЗ "СГБ N 1" в пользу Предприятия взыскано 369 107 рублей 30 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 382 рублей 15 копеек. Во взыскании задолженности с Фонда отказано.
Больница и Администрация не согласились с принятыми судебными актами и обратились с кассационными жалобами в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, в которой просят отменить их и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в части взыскания с МУЗ "СГБ N 1" 369 107 рублей 30 копеек и судебных расходов и взыскать их с Фонда.
Заявители жалобы считают, что суды неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суды вышли за пределы исковых требований, поскольку требований о взыскании неосновательного обогащения истец не заявлял. Суды не приняли во внимание, что Больница не являлась стороной спорных государственных контрактов; что в товарных накладных, по которым поставлен товар, указано, что товар поставляется по государственным контрактам и плательщиком за товар является Фонд; окончание срока действия государственных контрактов не повлекло прекращения обязательств сторон, поэтому денежные средства за постановленный товар должны быть взысканы с Фонда. Апелляционный суд неправомерно не принял во внимание договор от 20.02.2008 N 1/18 "О взаимодействии сторон по обеспечению ЛПУ лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, дезинфицирующими средствами, расходными материалами, кислородом", по условиям которого Больница не вправе отказаться от принятия поставленного истцом товара, плательщиком за товар является Фонд. Суды не учли, что Фонд не обеспечил своевременную выборку получателями товар с места централизованного хранения (со склада истца) в срок до 30.06.2008, в связи с чем на основании пункта 2 статьи 515 Гражданского кодекса Российской Федерации истец имел право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя (Фонда) оплаты товара. В нарушение требований статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции неправомерно возложил на Больницу судебные расходы, которые в соответствии с частью 2 названной нормы должны быть возложены на истца, злоупотреблявшего своими процессуальными правами, своевременно не представлявшего ответчику документы, подтверждающие заявленные требования, не исполнявшего определения Арбитражного суда Республики Коми, что привело к затягиванию судебного процесса.
Подробно доводы заявителей изложены в кассационных жалобах.
Предприятие и Фонд в отзывах возразили против доводов жалоб и просили оставить их без удовлетворения.
Больница заявила ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб без участия представителей.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось с 11.07 до 09.08.2011.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд (заказчик) и Предприятие (поставщик) заключили государственные контракты от 15.05.2008 N А 01/83 на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения инфузионных растворов, расходных материалов для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на 2008 год; от 05.09.2008 N А16/250 на поставку инсулинов и лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на второе полугодие 2008 года; от 29.08.2008 N А01/254 на поставку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на второе полугодие 2008 года; от 06.02.2008 N А 01/08 на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на первое полугодие 2008 года; от 10.02.2008 N А 02/08 на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на первое полугодие 2008 года.
В соответствии с условиями заключенных государственных контрактов поставщик обязался осуществить поставку, а заказчик - оплатить товар, исходя из условий открытых аукционов и в соответствии со спецификациями (приложение N 1), являющимися неотъемлемыми частями данных контрактов; местом доставки товара является склад уполномоченной организации с последующей доставкой лекарственных средств в лечебно-профилактические учреждения Республики Коми, оказывающие медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования. В спецификациях указывается перечень лекарственных средств и лечебно-профилактических учреждений.
Согласно пункту 3.2.1 государственного контракта от 15.05.2008 N А 01/83 поставщик обязался произвести поставку товара на склад уполномоченной организации: 50 процентов объема поставки в течение 10 дней с момента заключения государственного контракта, оставшиеся 25 процентов - с 01.06 по 30.09.2008, 25 процентов - с 01.10 по 30.11.2008.
В силу пунктов 3.2.1 государственных контрактов от 06.02.2008 N А 01/08 и от 10.02.2008 N А 02/08 поставщик обязался произвести поставку товара уполномоченной организации в течение 10 дней с даты заключения контракта - 50 процентов объема поставки, оставшиеся 50 процентов - с 01.04 по 30.04.2008 с последующей передачей получателю на основании договора, заключенного между поставщиком и уполномоченной организацией.
По условиям пунктов 3.2.1 государственных контрактов от 05.09.2008 N А16/250 и от 29.08.2008 N А01/254 поставщик обязался произвести поставку 100 процентов объема товара до уполномоченной организации в течение 20 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
Поставщик обязался в течение 10 дней с момента поставки товара направить заказчику уведомление, подтвержденное уполномоченной организацией, о поставке товара, качество которого подтверждается сертификатами соответствия или другими необходимыми документами, удостоверяющими качество (пункты 3.2.7 (3.2.8) государственных контрактов).
В пунктах 4.1 государственных контрактов N А 01/83, А16/250 и А01/254 указано, что поставка товаров осуществляется поставщиком в сроки, указанные в пункте 3.2.1 контракта с последующей передачей уполномоченной организацией товара получателям.
В соответствии с пунктами 4.1 государственных контрактов N А 01/08 и А 02/08 поставка товаров осуществляется поставщиком получателям в течение первого полугодия 2008 года в соответствии с текущей заявкой получателя в рамках спецификации.
На основании пунктов 4.3 государственных контрактов от 15.05.2008 N А 01/83, от 06.02.2008 N А 01/08, от 10.02.2008 N А 02/08, пунктов 4.2 государственных контрактов от 29.08.2008 N А01/254, от 05.09.2008 N А16/250 датой поставки товара является дата приемки товара получателем и подписания им накладных. При передаче товара поставщик предоставляет следующие документы в четырех экземплярах: счета-фактуры и товарные накладные с обязательной ссылкой на номер контракта в электронном виде (в формате, установленном заказчиком) и бумажном виде, а также сертификаты соответствия и другие необходимые документы, подтверждающие качество товара. Для оплаты товара поставщик представляет заказчику счета-фактуры и товарные накладные с обязательной ссылкой на номер контракта ежемесячно до 5-го числа, следующего за отчетным, на электронном и бумажных носителях в формате, установленном заказчиком.
Оплата производится с расчетного счета заказчика в течение срока действия контракта (пункты 5.5 государственных контрактов).
Согласно пунктам 5.8 государственных контрактов от 15.05.2008 N А 01/83, от 05.09.2008 N А16/250, от 29.08.2008 N А01/254 оплата товара производится заказчиком поэтапно: предоплата 30 процентов в течение 5 дней с момента заключения контракта., оставшиеся 70 процентов перечисляются поставщику в течение 5 дней после получения документов, подтверждающих факт поставки товара в ЛПУ.
По условиям пунктов 5.8 государственных контрактов от 06.02.2008 N А 01/08 и от 10.02.2008 N А 02/08 оплата товара производится заказчиком поэтапно: предоплата 30 процентов - по 10 процентов ежемесячно с момента заключения контракта; остальные 70 процентов перечисляются поставщику в течение 5 дней с момента получения необходимых документов, подтверждающих факт поставки товара в ЛПУ.
В пунктах 12.1 государственных контрактов от 15.05.2008 N А 01/83, от 05.09.2008 N А16/250, от 29.08.2008 N А01/254 стороны установили, что контракты вступают в силу с момента их подписания и действуют по 31.12.2008.
Пунктами 12.1 и 12.2 государственных контрактов от 06.02.2008 N А 01/08 и от 10.02.2008 N А 02/08 предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его подписания действует до 01.08.2008. Срок поставки товара получателям устанавливается с даты заключения контракта по 30.06.2008.
Истец по товарным накладным от 10.07.2008 N 12089, от 10.03.2009 N СК00005900, от 22.01.2009 N СК00005296, от 21.01.2009 N СК00005253, от 25.02.2009 N 299, от 10.02.2009 N 221 произвел поставки лекарственных средств в МУЗ "СГБ N 1" на сумму 369 107 рублей 30 копеек.
Для оплаты поставленного товара Фонду выставлены счета-фактуры от 10.03.2009 N СК12680330, от 22.01.2009 N СК12680128, от 21.01.2009 N СК12680079, от 10.07.2008 N СК000890, от 25.02.2009 N СК100000107, от 10.02.2009 N СК100000073.
Фонд письмами N 07/5215, N 07/5309, от 16.02.2009 N 07-886 возвратил Предприятию без оплаты счета-фактуры и накладные на поставку лекарственных средств для обеспечения ЛПУ, работающих в системе обязательного медицинского страхования, ввиду истечения срока действия контрактов.
Отсутствие оплаты поставленного Предприятием в МУЗ "СГБ N 1" товара в полном объеме послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309 и 310, пунктом 1 статьи 314, пунктом 3 статьи 425, пунктом 1 статьи 511, пунктом 1 статьи 520, статьями 525, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что после истечении срока действия государственных контрактов обязанность поставщика поставлять предусмотренный государственными контрактами товар должна быть прекращена, квалифицировал произведенные истцом по истечении срока действия государственных контрактов поставки как разовые сделки купли-продажи, установил наличие задолженности у Больницы перед истцом по оплате стоимости поставленного товара и удовлетворил заявленное Предприятием требование.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался статьей 309, пунктом 3 статьи 425, статьями 511, 516, 525 и 526 Гражданского кодекса Российской Федерации и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 526 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 525 Кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Кодекса). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 Кодекса), если иное не предусмотрено правилами Кодекса.
В силу статьи 531 Кодекса в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 Кодекса. В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.
В статье 516 Кодекса установлено, что покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Кодекса законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (пункт 1 статьи 511 Кодекса).
Суды установили и видно из материалов дела, что в государственных контрактах стороны определили сроки поставки товара и сроки действия контрактов. Поставка товаров по указанным истцом накладным произведена не в установленные контрактами сроки после истечения сроков действия государственных контрактов. Данный факт стороны не отрицают.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что после истечении срока действия договора обязанность поставщика поставлять предусмотренный государственными контрактами товар должна быть прекращена, произведенные истцом по истечении срока действия государственных контрактов поставки следует расценивать как разовые сделки купли-продажи между Предприятием и Больницей.
Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (часть 3 статьи 455 Кодекса).
При отсутствии единого документа, подписанного сторонами, наличие в накладной сведений о наименовании и количестве продукции дает основание считать состоявшуюся передачу товара полномочному представителю ответчика разовой сделкой купли-продажи и применить к правоотношениям сторон нормы главы 30 "Купля-продажа" Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 454 Кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 486 Кодекса).
Как установили суды, факт принятия товара Больницей подтвержден материалами дела. Сумма поставленного товара получателем не оспорена, доказательств погашения долга в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования Предприятия о взыскании задолженности с МУЗ "СГБ N 1".
Доводы заявителей жалоб о взыскании неосновательного обогащения не соответствуют обстоятельствам дела.
Материалы дела свидетельствуют, что в исковом заявлении и в процессе рассмотрения дела истец заявлял требования о взыскании задолженности за поставленные лекарственные средства, суд первой инстанции при рассмотрении спора не применял нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении и вынес определение от 28.12.2010 об исправлении описки (том 2, лист дела 93).
Ссылка заявителей жалоб на злоупотребление процессуальными правами со стороны Предприятия отклоняется в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
Из материалов дела не усматривается, что Предприятие допустило недобросовестные действия, которые привели к срыву судебного заседания и затягиванию судебного процесса, поэтому у суда не имелось оснований для отнесения судебных расходов на Предприятие по правилам части 2 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителей жалобы признаны судом кассационной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Больницы в сумме 2000 рублей относятся на заявителя.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Администрации не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.12.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по делу N А29-7882/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы муниципального учреждения здравоохранения "Сыктывкарская городская больница N 1" и администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы муниципального учреждения здравоохранения "Сыктывкарская городская больница N 1" отнести на заявителя.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 486 Кодекса).
...
Материалы дела свидетельствуют, что в исковом заявлении и в процессе рассмотрения дела истец заявлял требования о взыскании задолженности за поставленные лекарственные средства, суд первой инстанции при рассмотрении спора не применял нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении и вынес определение от 28.12.2010 об исправлении описки (том 2, лист дела 93).
...
В соответствии с частью 2 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
Из материалов дела не усматривается, что Предприятие допустило недобросовестные действия, которые привели к срыву судебного заседания и затягиванию судебного процесса, поэтому у суда не имелось оснований для отнесения судебных расходов на Предприятие по правилам части 2 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2011 г. N Ф01-2721/11 по делу N А29-7882/2010