Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителя от заинтересованного лица: Бересневой И.В., доверенность от 22.06.2001 N 03/10,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2011, принятое судьей Кабановым В.П., по делу N А43-23354/2010 по заявлению закрытого акционерного общества "ИнтерСервис" (ИНН: 5259031693) о признании незаконным бездействия должностных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и установил:
закрытое акционерное общество "ИнтерСервис" (далее - ЗАО "ИнтерСервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия должностных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области (далее - Управление), выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении в собственность Общества земельного участка N 2, с кадастровым номером 52:18:0020041:38, площадью 2197 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижний Новгород, Московский район, улица Народная, 41 (литеры П, П1, Б, Б1); неосуществлении в установленный законом срок государственной регистрации права федеральной собственности на указанный земельный участок, и обязании Управления предоставить в собственность данный земельный участок.
Решением суда от 28.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Определением от 25.05.2011 Первый арбитражный апелляционный суд отказал Управлению в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы и возвратил ее заявителю.
Управление не согласилось с принятым решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам, имеющим значение для дела. Общество не обладает исключительным правом на приватизацию спорного земельного участка, так как на данном земельном участке расположены иные объекты недвижимости, собственники которых не установлены. Право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано за Российской Федерацией ни на момент обращения Общества в Управление с заявлением о приобретении в собственность данного земельного участка, ни на момент подачи рассматриваемого заявления в арбитражный суд. Следовательно, вопрос о предоставлении в собственность Обществу спорного земельного участка мог быть решен только после завершения процедуры государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Управление предприняло все зависящие от него меры для регистрации федеральной собственности на спорный земельный участок.
Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
ЗАО "ИнтерСервис" отзыв на кассационную жалобу не представило, заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2003 N 984-р утверждены Перечни земельных участков, расположенных на территориях Республики Марий Эл, Ивановской, Иркутской, Нижегородской, Саратовской и Тульской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, в том числе Перечень N 22:22:01 земельных участков, расположенных на территории Нижегородской области в границах г. Нижнего Новгорода, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
В указанный Перечень включен земельный участок площадью 2,2330 гектара, с кадастровым номером 52:18:020041:0001, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, улица Народная, 41 (впоследствии в связи с уточнением границ земельному участку присвоен кадастровый номер 52:18:020041:0012).
В пункте 2 названного распоряжения Правительства Российской Федерации Минимуществу России предписано обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки, указанные в Перечнях, утвержденных распоряжением.
Земельный участок N 2 (литеры П, П1, Б, Б1) с кадастровым номером 52:18:0020041:38, площадью 2197 квадратных метров, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, улица Народная, 41, образован в результате раздела земельного участка N 1, площадью 21 337 квадратных метров, с кадастровым номером 52:18:020041:0012, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, улица Народная, 41.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества (нежилое одноэтажное здание площадью 688,10 квадратного метра и нежилое одноэтажное здание площадью 306,60 квадратного метра), расположенные на испрашиваемом земельном участке N 2.
ЗАО "ИнтерСервис" 29.08.2009 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от 05.10.2009 Управление сообщило о невозможности приватизации испрашиваемого земельного участка по причине отсутствия государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок и предложило заявителю для рассмотрения данного вопроса представить оригинал кадастрового паспорта земельного участка.
На обращение Общества от 26.10.2009 о результатах рассмотрения вопроса о проведении государственной регистрации права федеральной собственности Управление письмом от 18.12.2009 возвратило кадастровый паспорт земельного участка.
Рассмотрев очередное аналогичное по существу обращение Общества от 02.06.2010, Управление письмом от 09.07.2010 N АБ-07/11091 сообщило, что для принятия решения необходима дополнительная проверка, в ходе которой Управление установило факт расположения в границах испрашиваемого земельного участка принадлежащих Обществу объектов недвижимости.
ЗАО "ИнтерСервис" посчитало, что бездействие Управления, выразившееся в нерассмотрении в течение длительного периода по существу заявления Общества, в непринятии каких-либо распорядительных актов, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 28, статьей 29, пунктами 1, 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое бездействие Управления не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 названного Положения).
Следовательно, именно Управление, как уполномоченный орган, обязано рассмотреть заявку Общества на приватизацию находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и принять соответствующее решение, направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0020041:38. Иные объекты недвижимости на данном земельном участке отсутствуют. Согласно свидетельству о государственной регистрации права 52 АГ 659718, выданному 12.11.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, земельный участок N 2 (литеры П, П1, Б, Б1) с кадастровым номером 52:18:0020041:38, разрешенное использование - под складские здания и здание автосервиса с прилегающей территорией, площадью 2197 квадратных метров, расположенный по адресу: Нижний Новгород, улица Народная, 41, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Управление в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не рассмотрело заявление Общества по существу и не приняло соответствующее решение.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемое бездействие Управления несоответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы Общества и удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2011 по делу N А43-23354/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0020041:38. Иные объекты недвижимости на данном земельном участке отсутствуют. Согласно свидетельству о государственной регистрации права 52 АГ 659718, выданному 12.11.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, земельный участок N 2 (литеры П, П1, Б, Б1) с кадастровым номером 52:18:0020041:38, разрешенное использование - под складские здания и здание автосервиса с прилегающей территорией, площадью 2197 квадратных метров, расположенный по адресу: Нижний Новгород, улица Народная, 41, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Управление в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не рассмотрело заявление Общества по существу и не приняло соответствующее решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2011 г. N Ф01-3277/11 по делу N А43-23354/2010