Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2011.
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой Н.Ш., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от заявителя: Кудряшовой О.А., доверенность от 16.08.2011, от третьего лица: Золотаревой И.А., доверенность от 11.01.2011 N 03/03,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.02.2011, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., по делу N А43-27452/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трейд-Парк" о признании незаконным и об отмене решения, вынесенного заместителем главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трейд-Парк" (далее - ООО "Трейд-парк", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене решения от 03.11.2010 N 16/06-05, вынесенного заместителем главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра), об отмене постановления от 22.10.2010 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 16/06-05 и возращении дела на новое рассмотрение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление Росимущества).
Решением суда от 11.02.2011 заявленное требование удовлетворено.
Определением от 12.05.2011 Первый арбитражный апелляционный суд отказал Территориальному управлению в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы и возвратил ее заявителю.
Территориальное управление не согласилось с принятым решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Оспариваемое решение заместителя главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель является законным и обоснованным, поскольку Территориальное управление Росимущества не давало ООО "Трейд-Парк" согласия на строительство на арендуемой территории, а также на реконструкцию объектов федеральной собственности и не согласовывало заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода и разрешение на строительство туристического комплекса с подсобными подземными помещениями и трансформаторными подстанциями.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании возразили против доводов жалобы и просили оставить ее без удовлетворения.
Управление Росреестра отзыв на кассационную жалобу не представило, заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Нижегородская транспортная прокуратура провела в отношении Общества проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о землепользовании.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.1 КоАП РФ, заместитель Нижегородского транспортного прокурора вынес постановление от 07.10.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении и направил материалы дела на рассмотрение в Управление Росреестра.
Рассмотрев дело, заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Управления Росреестра Гуляев В.Ю. вынес постановление от 22.10.2010 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по делу N 16/06-05 в связи с отсутствием события правонарушения.
Территориальное управление не согласилось с принятым постановлением и обратилось к руководителю Управления Росреестра с жалобой, по результатам рассмотрения которой заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Управления Росреестра Власов К.В., руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, принял решение от 03.11.2010 об отмене постановления от 22.10.2010 и возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
ООО "Трейд-Парк" не согласилось с принятым решением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 3 части 3 статьи 29, частью 1 статьи 189, статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 29.9, частями 1 и 3 статьи 30.1, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, что в оспариваемом решении не отражены конкретные обстоятельства, послужившие основанием для отмены постановления и возращения дела на новое рассмотрение. Кроме того, решение принято неуполномоченным лицом по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
В пункте 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ установлено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган либо в суд. При этом положения части 3 статьи 30.1 КоАП РФ не могут толковаться как исключающие предусмотренное пунктом 3 части 1 данной статьи право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении них должностными лицами, по делам об административных правонарушениях (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Согласно части 2 статьи 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
В силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в частности, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае суд исследовал имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установил, что, рассмотрев жалобу Территориального управления Росимущества, заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Управления Росреестра Власов К.В. принял решение от 03.11.2010 об отмене постановления от 22.10.2010 и возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, при этом в решении не указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для отмены вынесенного постановления. Оспариваемое решение вынесено Власовым К.В., являющимся заместителем главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель, также как и вынесший постановление от 22.10.2010 о прекращении производства по административному делу Гуляев В.Ю. Из материалов дела не видно, что Власов К.В. является вышестоящим должностным лицом по отношению к Гуляеву В.Ю.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения нарушен пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
Кроме того, на момент принятия решения судом установленный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
С учетом изложенного Арбитражный суд Нижегородской области правомерно удовлетворил требование Общества.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.02.2011 по делу N А43-27452/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
...
В рассматриваемом случае суд исследовал имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установил, что, рассмотрев жалобу Территориального управления Росимущества, заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Управления Росреестра Власов К.В. принял решение от 03.11.2010 об отмене постановления от 22.10.2010 и возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, при этом в решении не указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для отмены вынесенного постановления. Оспариваемое решение вынесено Власовым К.В., являющимся заместителем главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель, также как и вынесший постановление от 22.10.2010 о прекращении производства по административному делу Гуляев В.Ю. Из материалов дела не видно, что Власов К.В. является вышестоящим должностным лицом по отношению к Гуляеву В.Ю.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения нарушен пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
Кроме того, на момент принятия решения судом установленный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 августа 2011 г. N Ф01-3360/11 по делу N А43-27452/2010