См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июня 2011 г. по делу N А28-8327/2010
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Фоминой О.П., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Иглис" на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.12.2010, принятое судьей Малышевой М.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011, принятое судьями Гуреевой О.А., Барминым Д.Ю., Кобелевой О.П., по делу N А28-8327/2010 по иску Кировского областного государственного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" к обществу с ограниченной ответственностью "Иглис" о взыскании 111 342 рублей 40 копеек и установил:
Кировское областное государственное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" (далее - КОГУ "Дорожный комитет Кировской области") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Иглис" (далее - ООО "Иглис", Общество) о взыскании 111 342 рублей 40 копеек в качестве возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области.
Решением суда от 23.12.2010 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 06.04.2011 указанное решение оставлено без изменения.
ООО "Иглис" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что при определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального и межмуниципального значения, подлежат применению нормы постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 N 495. По его мнению, проверка веса грузовых автомобилей на передвижных постах весового контроля противоречит названному нормативному акту и должна производиться только на стационарных постах весового контроля.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе
КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов ООО "Иглис", просило оставить жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки веса грузовых автомобилей с применением поста передвижного весового контроля сотрудником КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" 13.05.2010 на 137-м километре участка автомобильной дороги Киров-Советск-Яранск установлен факт превышения осевых нагрузок на транспортном средстве марки SCANIA Р114 LА4Х2 NА (регистрационный номер А020ЕТ 43) и прицепе ТОНАР-97461 (регистрационный номер АВ 7948 43).
По результатам весового контроля составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 13.05.2010 N 142. Размер вреда, нанесенного в результате указанного нарушения, составил 111 342 рубля 40 копеек.
КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" направило в адрес ООО "Иглис" претензию от 24.06.2010 о возмещении ущерба, нанесенного автомобильным дорогам Кировской области в связи с перевозкой тяжеловесных грузов.
Неисполнение ответчиком изложенного в претензии требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 8, статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 30, частями 1, 3, 6, 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 2, 3, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, пунктами 4, 5, 6, 18, 19 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской от 27.08.2009 N 149, постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2010 N 43/82 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2010 года", Арбитражный суд Кировской области удовлетворил заявленный иск. Суд пришел к выводу о том, что факт осуществления ответчиком перевозки груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства в отсутствие разрешения на перевозку крупногабаритного груза подтверждается материалами дела.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской от 27.08.2009 N 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее - Порядок).
Согласно данному Порядку акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливает в таком акте сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения.
Согласно пункту 19 Порядка в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2010 N 43/82 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2010 года" (далее - Постановление N 43/82) с 19 апреля по 18 мая введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Утверждены предельные значения нагрузок на ось автотранспортных средств в 2010 году и размеры возмещения вреда, причиняемого автотранспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Организация работы постов весового контроля в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, осуществление учета выявленных фактов нарушений нормативно-правовых актов, регламентирующих правила перевозки тяжеловесных грузов, возложены на КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" (пункт 4 Постановления N 43/82).
В рассматриваемом случае факт превышения фактической осевой нагрузки при перевозке грузов с использованием упомянутых транспортных средств судами установлен, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Доказательства получения ООО "Иглис" разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Кировской области в соответствии с Постановлением N 43/82 в материалы дела не представлены.
Сумма ущерба исчислена в соответствии с Постановлением N 43/82 и судами проверена.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" о взыскании с ООО "Иглис" 111 342 рублей 40 копеек.
Довод заявителя жалобы о том, что проверка веса грузовых автомобилей на передвижных постах весового контроля противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 N 495), подлежит отклонению, так как Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из упомянутого закона не следует, что Правительство Российской Федерации может устанавливать правила весового контроля грузовых транспортных средств.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ООО "Иглис".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на ООО "Иглис" и взыскиваются в доход федерального бюджета. В связи с неправильным указанием реквизитов в платежном поручении от 02.06.2011 N 000456 на уплату государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы по данному делу ошибочно уплаченная сумма государственной пошлины в размере 2000 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.12.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А28-8327/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иглис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Иглис" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 02.06.2011 N 000456. Выдать справку.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Иглис" в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Судьи |
О.П. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организация работы постов весового контроля в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, осуществление учета выявленных фактов нарушений нормативно-правовых актов, регламентирующих правила перевозки тяжеловесных грузов, возложены на КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" (пункт 4 Постановления N 43/82).
...
Доказательства получения ООО "Иглис" разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Кировской области в соответствии с Постановлением N 43/82 в материалы дела не представлены.
Сумма ущерба исчислена в соответствии с Постановлением N 43/82 и судами проверена.
...
Довод заявителя жалобы о том, что проверка веса грузовых автомобилей на передвижных постах весового контроля противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 N 495), подлежит отклонению, так как Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из упомянутого закона не следует, что Правительство Российской Федерации может устанавливать правила весового контроля грузовых транспортных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 августа 2011 г. N Ф01-2818/11 по делу N А28-8327/2010
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15252/11
09.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15252/11
15.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15252/11
05.09.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5003/11
17.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2818/11
21.06.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А28-8327/2010
06.04.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-982/11