См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2011 г. по делу N А17-3477/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от истца: Тихонова А.П., доверенность от 25.08.2011, от ответчика: Скороходова А.В., доверенность от 25.08.2011,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Тополь" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.03.2011, принятое судьей Голиковым С.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011, принятое судьями Гуреевой О.А., Барминым Д.Ю., Пуртовой Т.Е., по делу N А17-3477/2010 по иску Управления Росприроднадзора по Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью "Тополь" о взыскании задолженности,
третье лицо - Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и установил:
Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее - ООО "Тополь", Общество) задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 63 402 616 рублей 69 копеек.
Определением от 23.11.2010 суд произвел процессуальное правопреемство, в результате которого надлежащим истцом по делу признано Управление Росприроднадзора по Ивановской области (далее - Росприроднадзор, Управление); Ростехнадзор привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 22.03.2011 (с учетом уточнения исковых требований от 10.03.2011) суд удовлетворил требования Росприроднадзора.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Росприроднадзором требований.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статьи 1, 14, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статьи 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления); выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению ООО "Тополь", при осуществлении им деятельности по захоронению отходов производства и потребления негативного воздействия на окружающую среду не происходит; Общество не является производителем отходов, следовательно, не обязано платить за негативное воздействие на окружающую среду в связи с захоронением отходов сторонних организаций. Кроме того, часть организаций, с которыми Общество заключило договоры на захоронение отходов, самостоятельно исчисляли и вносили плату за негативное воздействие на окружающую среду.
По мнению заявителя, материалами дела подтверждается наличие у него согласованных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2009 год. Вместе с тем суды необоснованно приняли расчет платы, произведенный истцом.
Подробно доводы ООО "Тополь" изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Росприроднадзор в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов, изложенных в ней, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Ростехнадзор в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил.
ООО "Тополь" заявило ходатайство о приобщении в материалы дела дополнительных доказательств, а именно копии писем и ответов, всего на 11 листах.
Рассмотрев данное ходатайство, суд округа не нашел оснований для его удовлетворения.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности решений, постановлений с учетом тех доказательств, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия ими судебных актов, то есть суд округа не вправе принимать и исследовать дополнительные доказательства по делу. В связи с этим указанные документы подлежат возврату заявителю кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители Общества и Управления участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Ивановской области.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 01.09.2011.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Тополь" выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 03.06.2009 N ОП-16-000601 (37).
На основании договора аренды от 19.02.2004 N 5-2004-юр Общество арендует земельный участок с кадастровым номером 37:05:031502:0018, расположенный по адресу: Ивановская область, Ивановский район, в районе улицы Станкостроителей, в 800 метрах западнее окружной автодороги, для использования под временный полигон по захоронению твердых бытовых отходов.
На арендуемом полигоне Общество занимается захоронением твердых бытовых и промышленных отходов четвертого и пятого класса опасности, в том числе захоронением отходов, произведенных третьими лицами на основании заключенных с ними договоров.
Установив, что Общество, осуществляя деятельность по захоронению твердых бытовых отходов, имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2009 год и, согласно письму от 01.06.2010, отказывается ее погашать, истец обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1, 16 Закона об охране окружающей среды, статьями 1, 12, 18, 23 Закона об отходах производства и потребления, Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из наличия у ООО "Тополь" обязанности по разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов, лимитов на их размещение, а также обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по результатам своей деятельности, связанной с захоронением твердых бытовых отходов.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствовался этими же нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Объектами размещения отходов в силу пункта 4.4 приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, являются полигоны захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут быть захоронены некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; полигоны общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигоны, принадлежащие отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалы, шламохранилища для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалки (санкционированные, несанкционированные).
В статье 12 Закона об отходах производства и потребления установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно статье 23 Закона об отходах производства и потребления плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов (пункт 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993).
В соответствии с пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
В соответствии с приведенными нормами права, при осуществлении деятельности, связанной с размещением (захоронением) твердых бытовых и промышленных отходов, необходимо наличие разрешения, поскольку на основании данного разрешения устанавливаются предельно допустимое количество отходов, а также иные условия, которые обеспечивают охрану окружающей среды. Указанное свидетельствует о том, что данный вид деятельности подлежит особому контролю со стороны государства, поскольку может привести к негативному воздействию на окружающую среду, за что и взимается обязательная плата.
Суды установили, что в соответствии с уставной деятельностью ООО "Тополь" на арендуемом полигоне осуществляет деятельность по захоронению отходов четвертого и пятого класса опасности, в том числе отходов, производимых третьими лицами. Факт осуществления данного вида деятельности Общество не опровергает. На данный вид деятельности Обществом получено соответствующее разрешение - лицензия.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что деятельность Общества по захоронению твердых бытовых и промышленных отходов четвертого и пятого класса опасности является деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, в данном случае плата за такое воздействие носит обязательный характер.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2001 N 284-О разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Плата и ее предельные размеры устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка (с применением пятикратного повышающего коэффициента).
Суды установили, что в представленных в материалы дела договорах, заключенных ООО "Тополь" с контрагентами, стороны пришли к соглашению о том, что Общество принимает на себя обязательство по приемке и захоронению твердых бытовых отходов на принадлежащем ему полигоне.
Оценив материалы дела, суды согласились с мнением Управления, что в рассматриваемых договорах фактически закреплен переход права собственности на подлежащие захоронению отходы производства.
В соответствии со статьей 18 Закона об отходах производства и потребления в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 при сверхлимитном размещении отходов на специализированном полигоне применяется коэффициент, равный единице.
Проверив правильность произведенного истцом расчета и обоснованность применения коэффициентов, суды согласились с тем, что в отсутствие у ООО "Тополь" нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при исчислении платежа за 2009 год, Ростехнадзор правомерно отказал Обществу в применении понижающего коэффициента, равного 0,3, поскольку установил, что в указанный период при сверхлимитном размещении отходов на специализированном полигоне ООО "Тополь" должно применять коэффициент, равный единице.
При этом суды сочли, что представленный Обществом проект нормативного образования отходов и лимитов на их размещение, датированный мартом 2004 года, не является документом, на основании которого устанавливаются соответствующие лимиты, поскольку данный документ не соответствует действующему законодательству, в частности, не утвержден в установленном порядке Ростехнадзором.
Кроме того, суды отклонили довод относительно того, что у Общества, как субъекта малого предпринимательства, с 01.07.2009 отсутствует обязанность по разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, так как в силу прямого указания статьи 18 Закона об охране окружающей среды и статьи 16 Закона об отходах производства и потребления субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также представлять в органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований, заявленных Обществом.
Выводы судов основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании доказательств по делу и им не противоречат.
Довод Общества о том, что оно является производителем отходов, следовательно, не обязано платить за негативное воздействие на окружающую среду в связи с захоронением отходов сторонних организаций, суд округа отклоняет, поскольку в данном случае данный факт правового значения не имеет.
Доводы ООО "Тополь", приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов, поэтому отклоняются судом округа на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ООО "Тополь".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.03.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу N А17-3477/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тополь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Тополь".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив правильность произведенного истцом расчета и обоснованность применения коэффициентов, суды согласились с тем, что в отсутствие у ... нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при исчислении платежа за 2009 год, Ростехнадзор правомерно отказал Обществу в применении понижающего коэффициента, равного 0,3, поскольку установил, что в указанный период при сверхлимитном размещении отходов на специализированном полигоне ... должно применять коэффициент, равный единице.
При этом суды сочли, что представленный Обществом проект нормативного образования отходов и лимитов на их размещение, датированный мартом 2004 года, не является документом, на основании которого устанавливаются соответствующие лимиты, поскольку данный документ не соответствует действующему законодательству, в частности, не утвержден в установленном порядке Ростехнадзором.
Кроме того, суды отклонили довод относительно того, что у Общества, как субъекта малого предпринимательства, с 01.07.2009 отсутствует обязанность по разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, так как в силу прямого указания статьи 18 Закона об охране окружающей среды и статьи 16 Закона об отходах производства и потребления субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также представлять в органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 сентября 2011 г. N Ф01-3517/11 по делу N А17-3477/2010
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2013 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-3477/10
28.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16062/11
23.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16062/11
05.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3517/11
27.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А17-3477/2010
16.06.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2833/11