г. Киров
16 июня 2011 г. |
Дело N А17-3477/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуреевой О.А.,
судей Бармина Д.Ю., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Русиновой А.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя Росприроднадзора Мочаловой Я.В., действующей на основании доверенности от 16.02.2011,
директора ответчика Ястребова В.Ю., представителя ответчика Скороходова А.В., действующего на основании доверенности от 29.07.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тополь"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.03.2011 по делу N А17-3477/2010, принятое судом в составе судьи Голикова С.Н.,
по иску Управления Росприроднадзора по Ивановской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Тополь" (ИНН:3731026779, ОГРН 1023700558826),
с привлечением третьего лица Верхне-Волжского Управления ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 63402616 руб. 69 коп.,
установил:
Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Тополь" (далее - ответчик, общество) платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 63402616 руб. 69 коп.
Исковые требования основаны на нормах ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Определением от 23.11.2010 суд первой инстанции произвел процессуальное правопреемство, в результате чего надлежащим истцом по делу признана Федеральная службы по надзору в сфере природопользования. Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Решением Арбитражного суда Ивановской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с принятым решением не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что вывод суда об осуществлении ООО "Тополь" деятельности по хранению отходов не соответствуют действительности. На полигоне ТБО, принадлежащем обществу, происходит только захоронение отходов при соблюдении всех необходимых требований, что исключает, по мнению ответчика, негативное воздействие на окружающую среду. Ответчик также не согласен с выводом суда о приобретении обществом права собственности на отходы при осуществлении своей деятельности. Полагает, что такое право принадлежит лицам, у которых отходы образовались. Заявитель считает, что суд необоснованно не принял во внимание наличие у ООО "Тополь" проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в 2004 году, и сделал неправильный вывод об отсутствии у ответчика лимитов на обращение отходов. По мнению заявителя, расчет платы, принятый судом во внимание, произведен без учета положений ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым лимиты на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства не устанавливаются, в этой связи применение в расчете коэффициента за сверхлимитное размещение отходов, равного 5, считает неправомерным. Кроме того, ООО "Тополь" полагает, что размер начисленной платы должен быть уменьшен на сумму платежей, уплаченных контрагентами общества в добровольном порядке.
Истец и третье лицо с доводами апелляционной жалобы не согласны, в отзывах на жалобу просят оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность Решение Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Тополь" выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов N ОП-16-000601 (37) от 03.06.2009. В соответствии с договорами, заключенными с третьими лицами, ООО "Тополь" занимается захоронением твердых бытовых и промышленных отходов 4 и 5 класса опасности. На основании договора аренды N 5-2004-юр от 19.02.2004 общество арендует земельный участок с кадастровым номером 37:05:031502:0018 для использования под временный полигон по захоронению твердых бытовых отходов.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Таким образом, ООО "Тополь" является природопользователем, который осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления, оказывая негативное воздействие на окружающую среду.
Обязанность внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлена пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ.
Согласно статье 23 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При расчете платы за размещение ООО "Тополь" отходов производства и потребления истец учел положения пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, (далее - Порядок), согласно которому в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном Порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что общество в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ обязано вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая, что у общества отсутствовал оформленный в установленном порядке документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение суд пришел к правильному выводу, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть рассчитана с учетом пятикратного повышающего коэффициента в соответствии с пунктами 5, 6 Порядка.
Довод ответчика о том, что в связи с внесением 30.12.2008 в статью 18 Закона N 89-ФЗ изменений, касающихся освобождения субъектов малого и среднего предпринимательства от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ООО "Тополь" не должно их разрабатывать, отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования
В пункте 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Из анализа приведенных норм следует, что п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ устанавливает, что обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, тогда как статья 11 Закона возлагает соответствующую обязанность на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с обращением с отходами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. При этом исходя из определения статьи 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что полностью освобожденными от обязанности по разработке нормативов отходов и лимитов на их размещение являются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые образуют отходы, но при этом не осуществляют иные виды деятельности, связанные со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием и размещением отходов.
Довод ООО "Тополь" о том, что он не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, отклоняется, т.к. деятельность по размещению отходов производства и потребления в соответствии с ч.1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ относится к видам негативного воздействия.
Ссылка заявителя на то, что общество соблюдает требования действующего законодательства при захоронении отходов производства и потребления не может являться основанием для освобождения ответчика от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению е подлежит. Основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.03.2011 по делу N А17-3477/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тополь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
О.А. Гуреева |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-3477/2010
Истец: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Консалт" Сорокины и Партнеры, ООО "Тополь"
Третье лицо: Верхне-Волжское Управление ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Росприроднадзора по Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16062/11
05.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3517/11
27.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А17-3477/2010
16.06.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2833/11