Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - военного комиссариата Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.02.2011, принятое судьей Ильичевой О.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011, принятое судьями Сандаловым В.Г., Барминым Д.Ю., Пуртовой Т.Е., по делу N А17-5414/2010 по иску военного комиссариата Ивановской области к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 города Иваново" о взыскании неосновательного обогащения и установил:
военный комиссариат Ивановской области (далее - Военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 города Иваново" (далее - Больница, Учреждение здравоохранения) 15 481 рубля неосновательного обогащения, возникшего в результате излишнего перечисления денежных средств за оказанные медицинские услуги по обследованию граждан, подлежащих первоначальной военной постановке на воинский учет при призыве на военную службу, и граждан, призываемых на военную службу по контракту.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.02.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Военный комиссариат не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального права.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункт 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, заявитель жалобы считает, что медицинское обследование граждан в связи с призывом на военную службу финансируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, а не за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны Российской Федерации. Искомая сумма оплачена Военным комиссариатом за услуги по проведению медицинского обследования, поэтому является неосновательным обогащением Учреждения и подлежит взысканию с ответчика.
Учреждение здравоохранения в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Военного комиссариата, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Военный комиссариат (заказчик) и Больница (исполнитель) заключили договоры оказания медицинских услуг от 01.09.2006 N 2 и от 09.01.2008, по условиям которых заказчик поручает исполнителю оказание услуг медицинского характера гражданам, подлежащим постановке на воинский учет в военном комиссариате и призыве на военную службу по достижении ими призывного возраста, гражданам, призываемым на военную службу по контракту и оплачивает последнему оказанные услуги (пункт 1.1. договоров).
Согласно пункту 2.1 договоров заказчик обязался направлять на освидетельствование с сопроводительными документами в городские поликлиники N 3, 10, 11, 12 и 13 города Иваново в детское и взрослое отделения следующие категории граждан, проживающих на территории обслуживаемой указанными медицинскими учреждениями: граждан при первоначальной постановке на воинский учет; граждан при призыве на военную службу; граждан при призыве на военную службу по контракту.
Заказчик оплачивает услуги исполнителя после выставления исполнителем счета с указанием фактически оказанных услуг и предоставления акта выполненных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704. Оплата производится путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя в месячный срок после выставления счета (раздел 3 договоров).
В рамках заключенных договоров истец в 2007, 2008 годах направлял в Больницу граждан, подлежащих постановке на воинский учет в военном комиссариате и призыву на военную службу по достижении ими призывного возраста, граждан, призываемых на военную службу по контракту. Больница, в свою очередь, оказывала заказчику медицинские услуги.
На оплату оказанных услуг Больница выставила истцу счета-фактуры, которые истцом оплачены полностью, что сторонами не оспаривается. К каждому счету-фактуре стороны подписали акты выполненных работ.
Посчитав, что за оказанные услуги больница получила на 15 481 рубль больше, чем утверждено нормативами финансовых затрат на единицу медицинской помощи, указанными в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286, Военный комиссариат обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 779, 781, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22.07.1993 N 5487-1, статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьей 18 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", пунктом 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, пунктами 4, 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885 и от 15.05.2007 N 286, Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении искового требования. Суд пришел к выводу о недоказанности истцом факта приобретения ответчиком денежных средств без установленных законом, иными правовыми актами оснований.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
В соответствии со статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Из пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует, что выплата компенсации за медицинское освидетельствование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о том, что Больница правомерно получила от истца спорные денежные средства в счет оплаты услуг, оказанных во исполнение условий заключенных договоров; Военный комиссариат не доказал перечисления данных денежных средств в счет оплаты услуг по проведению медицинского обследования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы Военного комиссариата, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции признал необоснованными, поскольку они были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.02.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу N А17-5414/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Из пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует, что выплата компенсации за медицинское освидетельствование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 сентября 2011 г. N Ф01-3820/11 по делу N А17-5414/2010