Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.04.2011, принятое судьей Павловой О.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011, принятое судьями Смирновой И.А., Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., по делу N А79-168/2011 по заявлению администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН: 2128015452, ОГРН: 1022101149410) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (ИНН: 2128017971, ОГРН: 1022101286657) о признании частично недействительным решения от 21.12.2010 и о признании недействительным предписания от 21.12.2010 по делу N 144-АМЗ-2010,
третьи лица - администрация города Чебоксары (ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037), Чебоксарское городское Собрание депутатов (ИНН: 2128706379, ОГРН: 1052128158840), и установил:
администрация Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 21.12.2010 в части признания в действиях заявителя нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и о признании недействительным предписания от 21.12.2010 по делу N 144-АМЗ-2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Чебоксары и Чебоксарское городское Собрание депутатов.
Решением от 25.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 13.07.2011 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, в его действиях отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции; суды неправильно истолковали нормы Закона о защите конкуренции, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе.
Управление и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление 13.07.2010 поступило заявление индивидуального предпринимателя Разумова Сергея Львовича (далее - Предприниматель) о неправомерных действиях Администрации при предоставлении мест для осуществления мелкорозничной торговли (реализации кваса). Управление приказом от 08.09.2010 N 285 возбудило в отношении Администрации дело N 144-АМЗ-2010 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что Администрация, не являясь субъектом правотворчества, распоряжением от 25.01.2007 N 03-р утвердила Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли физическим и юридическим лицам всех форм собственности администрацией Ленинского района города Чебоксары, которое не соответствует требованиям антимонопольного законодательства в части ограничения и устранения конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли.
При этом на заявление Предпринимателя о выдаче разрешения на установку квасных бочек либо торговых палаток для осуществления мелкорозничной торговли квасом администрация Ленинского района письмом от 15.02.2010 N 124 сообщила о том, что в соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.1997 N 38, торговля с павильонов, киосков, палаток, лотков, торговых автоматов, автолавок, автомагазинов, цистерн по продаже кваса разрешена только в местах свободной торговли, утвержденных постановлением администрации города Чебоксары.
По результатам рассмотрения дела N 144-АМЗ-2010 Управление 21.12.2010 приняло решение, которым Администрация признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по мелкорозничной торговле.
Кроме того, Администрации выдано предписание от 21.12.2010, которым ей предписано в срок до 20.01.2011 отменить распоряжение от 25.01.2007 N 03-р об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли физическим и юридическим лицам всех форм собственности администрацией Ленинского района города Чебоксары.
Администрация не согласилась с принятым решением в соответствующей части и предписанием Управления и обратилась в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1, частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, в связи с чем отказал Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался также частью 1 статьи 3, статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В силу часть 4 статьи 7 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.1997 N 38 утверждены Правила мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары (далее - Правила), устанавливающие порядок осуществления деятельности мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары.
Согласно пункту 1 Правил к мелкорозничной торговой сети относятся: павильоны, киоски, палатки, лотки, торговые автоматы, автолавки, автомагазины, цистерны по продаже пива, кваса и другое.
В пункте 14 Правил определено, что предоставление мест на осуществление мелкорозничной торговли возложено на администрации районов.
При этом порядок и сроки рассмотрения заявлений на предоставление таких мест данными Правилами не предусмотрены.
Полномочия администраций районов по фактическому предоставлению мест осуществления мелкорозничной торговли, как установило Управление, выражаются в выдаче талона на место торговли.
Будучи структурным подразделением администрации города Чебоксары, Администрация постановлением от 25.01.2007 N 03-р утвердила Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли физическими и юридическими лицами всех форм собственности администрацией Ленинского района города Чебоксары (далее - Положение), которое регламентирует порядок предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории Ленинского района города Чебоксары.
Данное Положение, как установлено антимонопольным органом и судом первой инстанции, было принято и действовало в соответствии с Правилами, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.1997 N 38.
Как установили суды, пунктом 3.47 Положения об администрации района города Чебоксары, утвержденного распоряжением администрации города Чебоксары от 16.06.2006 N 1896-р, определено, что администрация района организует мелкорозничную торговую сеть района, разрабатывает предложения по размещению мест свободной торговли, выдает разрешения на мелкорозничную торговлю. Иные полномочия районным администрациям при предоставлении мест для осуществления мелкорозничной торговли не предоставлены.
Согласно уставу города Чебоксары субъектом правотворческой инициативы является администрация города Чебоксары.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что полномочия администрации района в этом вопросе ограничены только подготовкой предложений о внесении изменений в Правила. При этих условиях администрации районов не вправе самостоятельно регламентировать порядок предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории района. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил места свободной торговли утверждаются постановлением главы администрации города Чебоксары.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильным выводам о том, что Администрация вышла за рамки своих полномочий, утвердив Положение, которое приводит или может привести к устранению и ограничению конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли.
В ответ на заявление Предпринимателя о выдаче разрешения на установку квасных бочек либо торговых палаток для осуществления мелкорозничной торговли квасом Администрация письмом от 15.02.2010 N 124 сообщила о том, что в соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил торговля с павильонов, киосков, палаток, лотков, торговых автоматов, автолавок, автомагазинов, цистерн по продаже кваса разрешена только в местах свободной торговли, утвержденных постановлением администрации города Чебоксары, при этом, не указав каких-либо сроков для подачи заявления, не проинформировав о наличии принятого Администрацией Положения, а также без указания сроков и порядка рассмотрения заявления в соответствии с указанным Положением и на возможность ознакомления с ним в установленных местах.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что действия Администрации привели к ограничению возможности Предпринимателем осуществлять деятельность мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары по заявленным им адресам и, соответственно, о наличии в действиях Администрации нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
Таким образом, суды правомерно отказали Администрации в удовлетворении требования о признании частично недействительным решения и о признании недействительным предписания, вынесенных антимонопольным органом.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Администрация освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.04.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 по делу N А79-168/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно уставу города Чебоксары субъектом правотворческой инициативы является администрация города Чебоксары.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что полномочия администрации района в этом вопросе ограничены только подготовкой предложений о внесении изменений в Правила. При этих условиях администрации районов не вправе самостоятельно регламентировать порядок предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории района. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил места свободной торговли утверждаются постановлением главы администрации города Чебоксары.
...
В ответ на заявление Предпринимателя о выдаче разрешения на установку квасных бочек либо торговых палаток для осуществления мелкорозничной торговли квасом Администрация письмом от 15.02.2010 N 124 сообщила о том, что в соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил торговля с павильонов, киосков, палаток, лотков, торговых автоматов, автолавок, автомагазинов, цистерн по продаже кваса разрешена только в местах свободной торговли, утвержденных постановлением администрации города Чебоксары, при этом, не указав каких-либо сроков для подачи заявления, не проинформировав о наличии принятого Администрацией Положения, а также без указания сроков и порядка рассмотрения заявления в соответствии с указанным Положением и на возможность ознакомления с ним в установленных местах.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что действия Администрации привели к ограничению возможности Предпринимателем осуществлять деятельность мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары по заявленным им адресам и, соответственно, о наличии в действиях Администрации нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 октября 2011 г. N Ф01-4489/11 по делу N А79-168/2011