Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Татаровой С.Н. (доверенность от 11.07.2011) и Муравьева В.В. (доверенность от 24.08.2011 N 04),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.05.2011, принятое судьей Полубояровой Г.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А39-5227/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Саранский завод автосамосвалов" о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, и установил:
открытое акционерное общество "Саранский завод автосамосвалов" (далее - ОАО "САЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство, Росимущество) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 100 382 квадратных метра, кадастровый номер 13:23:1005075:20, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Строительная, 11 и ненаправлении в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Управление) поручения о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка; об обязании Росимущества в 10-дневный срок направить в адрес Управления поручение о направлении ОАО "САЗ" проекта договора купли-продажи спорного земельного участка с предложением заключить соответствующий договор купли-продажи на условиях, указанных в заявке Общества, и к Управлению о признании незаконными отказа, оформленного письмом от 05.10.2010 N 3177, в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 100 382 квадратных метра, кадастровый номер 13:23:1005075:20, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Строительная, 11 и об обязании Управления в 20-дневный срок подготовить и направить в адрес Общества договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка на условиях, указанных в заявке Общества.
Общество в судебном заседании от 17.03.2011 отказалось от заявленных требований к Федеральному агентству. Уточнения заявленных требований приняты судом в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 17.03.2011 Федеральное агентство привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 15, пунктом 4 статьи 28, статьей 29, пунктами 1, 5 и 6 статьи 36, пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктами 4.1, 4.6 и 4.8 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 и пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия Управления не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и решением от 04.05.2011 удовлетворил заявленные требования. Производство по делу в отношении Федерального агентства прекращено на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом Общества от заявленных требований к Федеральному агентству.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункты "б" и "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, заявитель жалобы указывает на отсутствие у него полномочий в части принятия решения о приватизации земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Поручения на продажу спорного земельного участка Федеральное агентство Управлению не давало. Письмо Управления от 05.10.2010 N 3177 носит информационный характер и не означает отказа в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка. Суды не исследовали вопрос о наличии либо об отсутствии на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам. Апелляционный суд нарушил пункт 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не удовлетворив ходатайство Управления об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления новых доказательств.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Общества просили судебные акты оставить без изменения как законные обоснованные.
Федеральное агентство и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Пролетарский район, улица Строительная, дом 11: согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.09.2006 серии 13ГА N 083873 - здание гаража площадью 203,6 квадратного метра, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.09.2006 серии 13ГА N 083874 - здание пункта пропускной системы площадью 89,7 квадратного метра, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.09.2006 серии 13ГА N 083875 - здание проходной площадью 504,3 квадратного метра, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.10.2006 серии 13ГА N 055726 - здание корпуса заводоуправления общей площадью 2344 квадратных метра, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.10.2006 серии 13ГА N 055727 - здание корпуса автосамосвалов общей площадью 20 276 квадратных метров, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.06.2007 серии 13ГА N 167226 - незавершенное строительством здание главного корпуса площадью застройки 12 934 квадратных метра, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.06.2007 серии 13ГА N 167227 - здание теплопункта в БФС общей площадью 902,6 квадратного метра, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.06.2007 серии 13ГА N 167273 - здание ЦРП общей площадью 134,8 квадратного метра, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.06.2007 серии 13ГА N 167274 - административное здание общей площадью 2139,6 квадратного метра, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.06.2007 серии 13ГА N 167275 - здание бытовки цеха N 9 и 10 общей площадью 647,2 квадратного метра.
На основании договора аренды от 31.05.2007 N 165 Обществу передан земельный участок площадью 100 382 квадратных метра, кадастровый номер 13:23:1005075:0020, расположенный по адресу: город Саранск, улица Строительная, дом 11, для эксплуатации производственных помещений в границах, указанных в кадастром плане участка, являющемся приложением N 1 - неотъемлемой частью договора. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке за Российской Федерацией (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2007 серия 13ГА N 158084, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.05.2010 N 01/225/2010-010, выписка из государственного кадастра недвижимости от 19.07.2010 N 1300/201/10-73853). Срок аренды - десять лет (с 31.05.2007 по 30.05.2017).
Договор аренды 04.09.2007 зарегистрирован в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ОАО "САЗ" 16.07.2009 обратилось в Управление с заявлением N 1985/30 о предоставлении в собственность спорного земельного участка, приложив комплект документов.
Управление письмом от 27.08.2009 N 1530 уведомило Общество об отсутствии в представленном пакете документов ряда необходимых документов, предложив их представить с целью последующего направления доработанного комплекта документов в Росимущество.
Общество 28.10.2009 представило в уполномоченный орган дополнительные документы (почтовое отправление N 2881/30).
Росимущество письмом от 02.02.2010 N 10/126 возвратило указанные документы на доработку, предложив Обществу представить дополнительные документы.
ОАО "САЗ" представило 12.04.2010 в Управление испрашиваемые документы (исходящий N 889/30).
Управление в письме от 19.04.2010 N 1129 указало Обществу на необходимость обоснования целесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка в заявленных границах.
ОАО "САЗ" 24.05.2010 (исходящий N 1211/30) вновь представило дополнительные документы.
Управление в письме от 28.05.2010 N 1672 указало ОАО "САЗ" на несоответствие перечня объектов недвижимого имущества в пункте 2.2 экспликация зданий и сооружений в представленном рабочем проекте "Расчет необходимой площади земельного участка для хозяйственной деятельности ОАО "Саранский завод автосамосвалов" перечню объектов недвижимости, указанных в заявке.
Общество почтовым отправлением от 19.07.2010 N 1702/30 направило в Управление откорректированный рабочий проект "Расчет необходимой площади земельного участка для хозяйственной деятельности ОАО "Саранский завод автосамосвалов", а письмом от 22.07.2010 N 1810/30 - дополнительные документы: три кадастровых паспорта земельного участка разделы B.1, В.2, В.З от 19.07.2010 N 1300/201/10-73853 и нотариально заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ от 14.07.2010.
В запросе от 27.09.2010 N 2312/юр Общество просило Управление направить в его адрес подготовленный проект договора купли-продажи земельного участка для его дальнейшего заключения.
В письме от 05.10.2010 N 3177 Управление сообщило, что у него отсутствуют полномочия на принятие решения о приватизации испрашиваемого земельного участка либо об отказе в его отчуждении до получения соответствующего поручения от Федерального агентства.
Расценив данное письмо как решение об отказе в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 36 Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом и федеральными законами.
В пункте 5 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В подпунктах 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, указано, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Республики Мордовии, является Управление, поэтому оно вправе принять решение о продаже данного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
В силу пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды установили, что Общество является собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и обладает исключительным правом на приватизацию данного земельного участка, при обращении в Управление ОАО "САЗ" представило полный пакет документов, необходимых для принятия решения о продаже земельного участка; основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренные в пункте 4 статьи 28 Кодекса, отсутствовали.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемые действия Управления не соответствующими действующему законодательству, нарушающими права и законные интересы Общества, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка Управления на то, что его письмо от 05.10.2010 N 3177 носит информационный характер и не содержит отказ в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка, отклоняется, так как со стороны Управления имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных Кодексом, что расценено Обществом как отказ уполномоченного органа в предоставлении ОАО "САЗ" в собственность земельного участка.
Довод Управления о том, что апелляционный суд необоснованно отказал ему в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, отклоняется судом округа, так как в соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательство является правом, а не обязанностью суда. Апелляционный суд рассмотрел данное ходатайство и не усмотрел оснований для отложения рассмотрения дела, что не является нарушением норм процессуального права.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.05.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 по делу N А39-5227/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды установили, что Общество является собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и обладает исключительным правом на приватизацию данного земельного участка, при обращении в Управление ОАО "САЗ" представило полный пакет документов, необходимых для принятия решения о продаже земельного участка; основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренные в пункте 4 статьи 28 Кодекса, отсутствовали.
...
Ссылка Управления на то, что его письмо от 05.10.2010 N 3177 носит информационный характер и не содержит отказ в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка, отклоняется, так как со стороны Управления имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных Кодексом, что расценено Обществом как отказ уполномоченного органа в предоставлении ОАО "САЗ" в собственность земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 октября 2011 г. N Ф01-4456/11 по делу N А39-5227/2010