Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Апряткиной Г.С., Павлова В.Ю.
при участии представителей от ответчиков - Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики: Тимофеевой Н.Ю. по доверенности от 14.09.2011 N 187, - администрации Президента Чувашской Республики: Чекрыгиной С.А. по доверенности от 11.02.2011 N 03/07-1251исх,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.04.2011, принятое судьей Новожениной О.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011, принятое судьями Бухтояровой Л.В., Ершовой О.А., Малышкиной Е.Л., по делу N А79-291/2011 по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом к Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, администрации Президента Чувашской Республики о признании права собственности,
третьи лица - государственное учреждение культуры "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры по делам национальностей, информационной политике и архивного дела Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики, государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Республиканское управление капитального строительства" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, и установил:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Министерство) и администрации Президента Чувашской Республики (далее - Администрация) о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - здание Дома Правительства площадью 7919,7 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Чебоксары, пл. Республики, д. 1; о признании отсутствующим права собственности Чувашской Республики и права оперативного управления Администрации на спорный объект.
Требования основаны на статьях 203, 209, 214, 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и мотивировано тем, что спорное здание относится исключительно к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение культуры "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры по делам национальностей, информационной политике и архивного дела Чувашской Республики (далее - Учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики (далее - Управление) и государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Республиканское управление капитального строительства" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Предприятие).
Сославшись на статьи 195, 196, 199 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд решением от 18.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2011, отказал в удовлетворении иска ввиду пропуска срока исковой давности по заявленным требованиям.
Не согласившись с судебными актами, Агентство обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель не согласен с выводами суда о том, что спорное здание на законных основаниях передано в собственность Администрации, исковые требования должны рассматриваться в совокупности с требованиями о виндикации спорного имущества, а также об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям.
В отзывах на кассационную жалобу и в судебном заседании представители ответчиков сослались на законность и обоснованность судебных актов и просили оставить жалобу без удовлетворения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства истец и третьи лица не обеспечили явку представителей в третью инстанцию. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и выслушав представителей ответчиков, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как усматривается из документов и установил суд, здание Дома Советов 1940 года, расположенное по адресу: г. Чебоксары, пл. Ленина, включено в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" и частично дополненный постановлением Советом Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
В пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" с дополнениями согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624.
Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 30.04.1992 "Об управлении государственным имуществом на территории Чувашской Республики", Законом Чувашской Республики "О Совете Министров Чувашской Республики" и постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 11.05.1993 N 127 в собственность Чувашской Республики закреплены нежилые помещения, в том числе здание Дома Советов.
Администрации на основании распоряжения Госкомимущества Чувашской Республики от 29.03.1994 N 207-р выдано свидетельство о праве собственности от 29.03.1994 на здание Дома Советов площадью 7121,8 квадратного метра с прилегающими к нему территориями (забор, ворота, асфальт у Дома Советов, площадка вокруг здания гостиницы "Атал"), расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинградская, д. 30.
Данный объект внесен в реестр государственного имущества Чувашской Республики (свидетельство от 13.05.1999 N 000066).
Управлением 03.03.2008 на основании постановления Верховного Совета Чувашской Республики от 29.04.1992 "О разграничении государственной собственности, находящейся на территории Чувашской Республики", распоряжения Министерства от 25.07.2002 N 975-р и акта приема-передачи от 25.07.2002 в Единый государственный реестр прав внесены записи о регистрации права собственности Чувашской Республики на здание Дома Правительства, назначение: нежилое, этажность 1 - 5, подвал, общей площадью 7919,7 квадратного метра, литеры А, А2, А3, А4, расположенное по адресу: г. Чебоксары, площадь Республики, д. 1, и права оперативного управления Администрации.
Впоследствии распоряжением Министерства от 21.12.2010 N 1118-р прекращено право оперативного управления Администрации, и данное здание закреплено на праве хозяйственного ведения за Предприятием и передано Предприятию по акту приема-передачи от 20.01.2011
Посчитав, что спорное здание относится к объектам федеральной собственности в силу закона, Агентство обратилось в суд с настоящим иском.
До принятия судом первой инстанции решения ответчики заявили о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд установил следующее.
В спорном объекте с 1940 года размещались органы власти Чувашской Республики, а с 1994 по 2010 годы - Администрация.
На дату принятия Постановления N 3020-1 спорное здание находилось в ведении Чувашской Республики с размещением в нем республиканской структуры.
Администрации выдано свидетельство о праве собственности на здание от 29.03.1994, на основании которого здание включено в реестр государственных предприятий Чувашской Республики под регистрационным номером 171.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в котором отсутствует указание на спорное здание.
Спорный объект учтен в реестре государственного имущества Чувашской Республики.
Министерство по акту от 21.01.2004 передало Управлению документацию по приватизации, управлению и распоряжению федеральной собственностью, расположенной на территории Чувашской Республики, в том числе реестры государственного имущества.
Кроме того, до 2003 года на территории Чувашской Республики функционировала единая организация, которая осуществляла полномочия по управлению и распоряжению республиканской и федеральной собственностью.
Таким образом, суд пришел в обоснованному выводу о том, что Агентство не могло не знать об отнесении спорного объекта к государственной собственности Чувашской Республики, однако ни истец, ни иные органы публичной власти в качестве представителей собственника здания себя не проявляли, бремени и обязанностей собственника не несли, контроль в отношении здания не осуществляли, никаких договоров на использование здания, как федерального имущества, не заключали, то есть государство не осуществляло действий по фактическому владению этим имуществом.
Суд правомерно указал на то, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества. При этом с 1994 года по 2010 год Агентство либо иные представители собственника спорного имущества не предпринимали мер по возврату спорного здания, не осуществляли обязанностей собственника и действий по фактическому владению данным имуществом.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные Агентством требования подлежат разрешению без учета положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Агентство обратилось в арбитражный суд 24.01.2011, то есть за пределами срока исковой давности.
В пункте 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 12 - 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2006 N 9675/06 разъяснено, что факт истечения срока исковой давности служит самостоятельным основанием для отказа в иске. В этом случае какие-либо другие доводы в обоснование заявленного искового требования не подлежат рассмотрению.
Приняв во внимание, что пропуск срока исковой давности является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, окружной суд не усмотрел оснований для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, окружным судом рассмотрены и отклонены в полном объеме в силу изложенных обстоятельств.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Агентство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.04.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А79-291/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
Г.С. Апряткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд правомерно указал на то, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества. При этом с 1994 года по 2010 год Агентство либо иные представители собственника спорного имущества не предпринимали мер по возврату спорного здания, не осуществляли обязанностей собственника и действий по фактическому владению данным имуществом.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные Агентством требования подлежат разрешению без учета положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
В пункте 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 12 - 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2006 N 9675/06 разъяснено, что факт истечения срока исковой давности служит самостоятельным основанием для отказа в иске. В этом случае какие-либо другие доводы в обоснование заявленного искового требования не подлежат рассмотрению."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 ноября 2011 г. N Ф01-4507/11 по делу N А79-291/2011