26 июля 2011 г. |
А79-291/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Ершовой О.А., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мироедовой А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.04.2011, принятое судьей Новожениной О.А., по делу N А79-291/2011 по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г.Москва, к Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, г.Чебоксары (ИНН 2129008793, ОГРН 1022101283951), администрации Президента Чувашской Республики, г. Чебоксары, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного учреждения культуры "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, г.Чебоксары, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, г.Чебоксары, государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Республиканское управление капитального строительства" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г.Чебоксары, о признании права собственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен;
от Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики - Тимофеева Н.Ю. по доверенности от 23.06.2011 N 123 (сроком до 31.12.2011);
от администрации Президента Чувашской Республики - Чекрыгина С.А. по доверенности от 11.02.2011 (сроком до 31.12.2011);
от Государственного учреждения культуры "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики - не явился, извещен (уведомление N 12950);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - не явился, извещен (уведомление N 12951);
от государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Республиканское управление капитального строительства" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г.Чебоксары, - Павлов Н.К. по доверенности от 23.11.2010 N 43/05-юр (сроком на 1 год).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, администрации Президента Чувашской Республики о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - здание Дома Правительства площадью 7919,7 кв.м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, площадь Республики, д.1, кадастровый номер 21-21-01/014/2008-252; признании отсутствующим права собственности Чувашской Республики и права оперативного управления администрации Президента Чувашской Республики на спорный объект, на основании статей 203, 209, 214, 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены государственное учреждение культуры "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Республиканское управление капитального строительства" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
Решением от 18.04.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении заявленных требований. Одновременно отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.01.2011, в виде запрета Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, администрации Президента Чувашской Республики осуществлять любые действия по распоряжению, в том числе обременению, передаче спорного объекта.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, необоснованны выводы суда о том, что на основании распоряжения от 29.03.1994 N 207-р государственный комитет правомерно передал в собственность администрации Президента Чувашской Республики спорный объект недвижимого имущества; Росимущество не обладает зарегистрированным правом на спорный объект и фактически им не владеет; требования Росимущества для восстановления нарушенного права должны рассматриваться в совокупности с требованиями о виндикации имущества из чужого незаконного владения; истцом пропущен срок исковой давности. Суд не учел правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Заявитель считает, что Комитет по управлению государственным имуществом Чувашской ССР, обладая полномочиями по управлению государственной собственностью не вправе был совершать какие-либо действия, направленные на отчуждение федеральной собственности, в том числе распоряжаться памятниками общероссийского (историко-культурного) значения. Также отметил, что Росимущество узнало о нарушении своего права из выписки ЕГРП от 27.09.2010 N 00/030/2010-018.
Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в отзыве на апелляционную жалобу от 30.06.2011 N 08-08/4232 просило оставить решение Арбитражного суда Чувашской Республики без изменения, указывая на то, что оно является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными. При этом указало, что данный объект недвижимости учтен в Реестре государственного имущества Чувашской Республики. Спорный объект использовался органами власти Чувашской Республики, а с 1994 по 2010 годы - администрацией Президента Чувашской Республики. Кроме того, Чувашская Республика обеспечивала сохранность указанного объекта недвижимости, его надлежащее использование и содержание.
Администрация Президента Чувашской Республики в отзыве от 21.06.2011 N 03/07-622 указала, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просила оставить его без изменения. Также отметила, что ни истец, ни органы публичной власти в качестве представителей собственника здания себя не проявляли, бремени и обязанностей собственника не несли, контроль в отношении спорного объекта не осуществляли, никаких договоров в отношении указанного здания как федерального имущества не заключали, меры к государственной регистрации своего права в установленном порядке не предпринимали.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Советом Министров РСФСР принято постановление от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР N 1327 от 30.08.1960 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", которым в список памятников культуры государственного значения включено здание Дома Советов 1940 года, расположенное по адресу: г. Чебоксары, пл. Ленина.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации N 176 от 20.02.1995 установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР N 1327 от 30.08.1960 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" с дополнениями согласно постановлению Совета Министров РСФСР N 624 от 04.12.1974.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 названного приложения в состав имущества, находящегося исключительно в федеральной собственности, входят объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 30.04.1992 "Об управлении государственным имуществом на территории Чувашской Республики", Законом Чувашской Республики "О Совете Министров Чувашской Республики" постановлением Совета Министров Чувашской Республики N 127 от 11.05.1993 в собственности Чувашской Республики закреплены нежилые помещения, в т.ч. Здание Дома Советов.
На основании распоряжения Госкомимущества Чувашской Республики N 207-р от 29.03.1994 администрации Президента Чувашской Республики 29.03.1994 выдано свидетельство о праве собственности на здание Дома Советов площадью 7121,8 кв.м, расположенное по адресу: г.Чебоксары, ул. Ленинградская, 30, состоящее из здания Дома Советов с прилегающими к нему территориями (в т.ч. забор, ворота, асфальт у Дома Советов, площадка вокруг здания гостиницы "Атал"), регистрационный N 171.
Указанный объект внесен в реестр государственного имущества Чувашской Республики, что подтверждается свидетельством от 13.05.1999 N 02110071.
03.03.2008 на основании постановления Верховного Совета Чувашской Республики от 29.04.1992 "О разграничении государственной собственности, находящейся на территории Чувашской Республики" Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике в ЕГРП внесена запись о регистрации права собственности Чувашской Республики на здание Дома Правительства, назначение: нежилое, этажность 1 -5, подвал, общая площадь 7919,7 кв.м, литеры А, А2, а3, а4, адрес объекта: г. Чебоксары, площадь Республики, дом N 1.
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики N 975-р от 25.07.2002 и акта приема-передачи от 25.07.2002 Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 03.03.2008 зарегистрировано право оперативного управления Администрации Президента Чувашской Республики на спорное здание.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики N 1118-р от 21.12.2010 прекращено право оперативного управления Администрации Президента Чувашской Республики и данное здание закреплено на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Чувашской Республики "Республиканское управление капитального строительства". 20.01.2011 здание "Дома Правительства" по акту приема-передачи государственного имущества передано государственному унитарному предприятию Чувашской Республики "Республиканское управление капитального строительства".
Ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости является памятником культуры государственного значения, объектом федеральной собственности и из федеральной собственности не выбывал, регистрация права собственности Чувашской Республики и права оперативного управления Администрации Президента Чувашской Республики произведены неправомерно, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности при наличии об этом заявления надлежащего лица является основанием к отказу в иске.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как следует из материалов дела, спорный объект использовался исключительно в республиканских целях, с 1940 года в нем размещались органы власти Чувашской Республики, а с 1994 по 2010 годы - администрация Президента Чувашской Республики.
На дату принятия постановления от 27.12.1991 N 3020-1 спорное здание находилось в ведении Чувашской Республики с размещением в нем республиканской структуры.
29.03.1994 администрации Президента Чувашской Республики выдано свидетельство о праве собственности на здание, на основании которого оно включено в реестр государственных предприятий Чувашской Республики под регистрационным номером 171.
Указом Президента Российской Федерации N 176 от 20.02.1995 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, где указание на памятник "Дом Советов" отсутствует.
Указанный объект недвижимости учтен в реестр государственного имущества Чувашской Республики, что подтверждается свидетельством от 13.05.1999 N 02110071.
В 2004 года по акту Минимущества Чувашии от 21.01.2004 вновь образованному Территориальному управлению передана документация по приватизации, управлению и распоряжению федеральной собственностью, расположенной на территории Чувашской Республики, в том числе реестры государственного имущества.
Принимая во внимание, что до 2003 года на территории Чувашской Республики функционировала единая организация, которая осуществляла полномочия по управлению и распоряжению республиканской и федеральной собственностью, истец не мог не знать о том, что спорный объект недвижимости отнесен к государственной собственности Чувашской Республики.
Однако ни истец по настоящему делу, ни иные органы публичной власти в качестве представителей собственника здания себя не проявляли, бремени и обязанностей собственника не несли, контроль в отношении здания не осуществляли, никаких договоров на использование им здания как федерального имущества не заключали.
Таким образом, с момента передачи здания государство не осуществляло действий по фактическому владению этим имуществом.
При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований считать, что заявленные управлением Росимущества требования следует рассматривать с учетом положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации как требования владельца, на которые исковая давность не распространяется.
Из материалов дела видно, что настоящий иск подан в арбитражный суд 24.01.2011, то есть за пределами трехгодичного срока исковой давности.
Доказательства того, что после утраты владения не истек трехлетний срок исковой давности, истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Таким образом, в данном случае применение судом первой инстанции срока исковой давности соответствует требованиям норм материального права и произведено на основании заявления ответчика.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В этом случае другие доводы в обоснование заявленного искового требования не могут быть приняты во внимание, поскольку сам факт истечения срока исковой давности с учетом разъяснения, данного в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 и 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", служит самостоятельным основанием для отказа в иске.
Ссылка заявителя на осуществление регистрации права собственности Чувашской Республики и права оперативного управления Администрации Президента Чувашской Республики 03.03.2008, а также на получение выписки из ЕГРП 27.09.2010 как на начало течения срока исковой давности, отклоняется по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного суд обоснованно посчитал, что истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском с пропуском срока исковой давности, и правомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку ответчик заявил ходатайство о пропуске данного срока.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Исходя из изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.04.2011 по делу N А79-291/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Бухтоярова |
Судьи |
О.А. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-291/2011
Истец: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Ответчик: Администрация Президента ЧР, Администрация Президента Чувашской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики
Третье лицо: Бюджетное учреждение "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политике и архивного дела Чувашской Республики, ГУ культуры "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела чувашской Республики, ГУП Чувашской Республики "Республиканское управление капитального строительства" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, Управление Росреестра по Чувашской Республике, ГУП ЧР "Республиканское управление капитального строительства", Ленинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, Московский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике