См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 октября 2011 г. по делу N А29-10918/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 5 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Базилевой Т.В., Фоминой О.П.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы истца - Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" и ответчика - государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2011, принятое судьей Шишкиным В.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011, принятое судьями Кобелевой О.П., Барминым Д.Ю., Гуреевой О.А., по делу N А29-10918/2010 по иску Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" к государственному учреждению "Коми республиканский онкологический диспансер", государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" о взыскании стоимости поставленного товара,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства здравоохранения Республики Коми и установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к государственному учреждению "Коми республиканский онкологический диспансер" (далее - Диспансер), государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) о взыскании 360 909 рублей 88 копеек стоимости поставленного товара.
Решением суда от 11.05.2011 исковое требование удовлетворено в части взыскания с Диспансера 227 876 рублей 70 копеек. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами в удовлетворенной части исковых требований, Диспансер обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что платить за товар, который Диспансер получил, должен Фонд, так как последний является покупателем по условиям государственных контрактов от 04.04.2007 N ТП 029/095 и от 26.02.2007 N ЕП 005/024. Истец не доказал, что Диспансер получил товар сверх количества, согласованного в данных контрактах. Название препарата "ультравист - 300 50 мл фл р-р д/ин", указанное в графе 2 товарной накладной от 16.10.2007 N 43052, соответствует согласованному сторонами государственного контракта от 26.02.2007 N ЕП 005/024 названию препарата "йопромид" с указанием формы выпуска и дозировки, поэтому Фонд необоснованно отказался уплатить 11 251 рубль 80 копеек за поставленный товар.
Предприятие также обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении искового требования в сумме 121 781 рубля 38 копеек, заявленного по товарной накладной от 21.09.2007 N 41204.1, по причине пропуска истцом срока исковой давности.
Предприятие считает, что суды неправильно применили статьи 199 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По его мнению, исчисление трехгодичного срока давности взыскания задолженности по спорной накладной следует производить с 08.02.2008 - даты получения истцом от Фонда акта проверки, на основании которого в оплате поставленного по накладной товара отказано.
Подробно доводы Предприятия и Диспансера изложены в кассационных жалобах.
Фонд в отзыве на жалобу ответчика поддержал позицию истца в части наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде стоимости излишне поставленного товара. Фонд считает, что поставки товаров вне рамок государственных контрактов являются разовыми сделками купли-продажи и возлагают на Диспансер обязанность по оплате поставленных медикаментов.
Министерство в отзыве на кассационные жалобы поддержало позицию Диспансера.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство (заказчик) и Предприятие (поставщик) заключили государственные контракты: от 04.04.2007 N ТП 029/095 на поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми и от 26.02.2007 N ЕП 005/024 на поставку фармацевтических препаратов для учреждений здравоохранения Республики Коми (далее - контракты).
В соответствии с условиями контрактов поставщик обязался осуществить поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми. Наименование, количество и цена товара указаны в приложении N 1 к контракту, являющемся его неотъемлемой частью (пункт 1.1 контрактов).
В пункте 1.3 контрактов предусмотрено, что непосредственным плательщиком за поставленный товар является Фонд.
В соответствии с пунктом 1.4 контрактов местом доставки товара являются аптечные учреждения в населенных пунктах согласно приложению N 2 и учреждения здравоохранения Республики Коми согласно приложению N 3.
Доставка товара производится поставщиком его транспортом или путем отгрузки авиа, железнодорожным, автомобильным транспортом за счет поставщика (пункт 3.1 контрактов). В соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 контрактов днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата получения товара получателем от транспортной организации, а при сдаче на склад получателя - дата приемо-сдаточного акта или расписки о получении товара в накладной; срок поставки товара - 50 процентов объема по каждому наименованию в течение 15 дней с момента заключения контракта, 50 процентов - в течение квартала, следующего за датой заключения контракта.
Общая цена контракта от 04.04.2007 N ТП 029/095 составляет 186 431 241 рубль 90 копеек, включая все налоги, пошлины и прочие расходы и сборы. Общая цена контракта от 26.02.2007 N ЕП 005/024 составляет 71 493 902 рубля 49 копеек, включая все налоги, пошлины и прочие расходы и сборы. Стоимость поставки товара, определенная конкурсной заявкой, остается неизменной в течение срока действия контракта (пункт 4.1 контракта).
В соответствии с пунктом 4.2 контракта от 04.04.2007 N ТП 029/095 оплата товара производится плательщиком поэтапно: предоплата ежемесячно после заключения договора поставки во исполнение контракта в размере 5000,00 тысяч рублей. Последующая оплата ежемесячно до 5 числа следующего месяца после получения Фондом уведомления от фармацевтической организации о факте отпуска лечебно-профилактическим учреждениям системы обязательного медицинского страхования, подтвержденное извещениями ЛПУ.
На основании пункта 4.2 контракта от 26.02.2007 N ЕП 005/024 оплата товара производится плательщиком поэтапно: 30 процентов согласно договору поставки перечисляется в течение 10 календарных дней со дня их подписания. Оставшиеся 70 процентов перечисляются в течение 10 банковских дней после предоставления исполнителем пакета отчетных документов, подтверждающих факт обеспечения фармацевтическими препаратами учреждений здравоохранения Республики Коми и отдельных категорий граждан.
В пункте 7.1 контрактов стороны согласовали, что контракты вступают в силу с даты их подписания и действуют до полного выполнения сторонами всех своих обязательств.
Согласно пункту 8.1 контрактов в течение 10 дней с момента их заключения, заключается договор между поставщиком и плательщиком.
В приложениях N 1 к контрактам содержатся перечни фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми.
В приложении N 2 к контракту от 04.04.2007 N ТП 029/095 указан перечень населенных пунктов Республики Коми, имеющих аптечные учреждения.
В приложении N 3 к контрактам приведен перечень учреждений здравоохранения Республики Коми.
В Приложении N 4 к контракту от 02.02.2007 N ЕП 005/024 содержится планируемый объем по изготовлению лекарственных средств в 2007 году.
Во исполнение контрактов Фонд и Предприятие заключили договоры поставки от 09.03.2007 N 005-Ф и от 25.05.2007 N Ф-29.
Во исполнение условий договоров поставки 28.05.2007 Фонд, Предприятие и Диспансер заключили договор N 1 ОМС 1/3 (в редакции дополнительных соглашений) о взаимодействии сторон по обеспечению лечебно-профилактических учреждений фармацевтическими препаратами, изделиями медицинского назначения, химическими реактивами, расходными реагентами и материалами, по условиям которого Предприятие осуществляет отпуск Диспансеру товара в пределах установленного ему месячного лимита средств с отметкой о получении товара в "контрольном листе", выданном Фондом для обеспечения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи согласно утвержденному в установленном порядке лимиту потребления товара в расчете на месяц, а Диспансер производит приемку, хранение и использование товара в соответствии с действующим законодательством (пункты 2.1, 2.2, 2.4, 3.1 договора).
Для произведения расчетов по договорам поставки для государственных нужд Предприятие направляет в Фонд на оплату счет-фактуру и товарную накладную, подтверждающие факт обеспечения Диспансера товаром. Частичная оплата счетов производится Фондом на основании акта, подписанного Фондом и Учреждением, с указанием причин, повлиявших на неполную оплату товара (пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 договора).
Суды установили, что по товарным накладным от 21.09.2007 N 41204.1, от 16.10.2007 N 43052, от 29.12.2007 N 40193, от 21.02.2008 N 40198 истец поставил в адрес Диспансера товар на общую сумму 1 292 739 рублей 83 копейки. Данные товарные накладные содержат ссылки на заключенные контракты и договоры как на основание поставок.
Предъявленные к оплате счета-фактуры оплачены Фондом не полностью.
Отсутствие оплаты за поставленные фармацевтические препараты в сумме 360 909 рублей 88 копеек послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.
Руководствуясь статьями 199, 200, 506, 525, 526, 531 ГК РФ и статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", суд первой инстанции пришел к выводам о получении Диспансером медицинских препаратов с нарушением количества и ассортимента, согласованных в контрактах, а также о пропуске срока исковой давности, заявленного в отношении товарных накладных от 21.09.2007 N 41204.1 и от 16.10.2007 N 43052.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений указанного Федерального закона.
На основании статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 ГК РФ.
В соответствии статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (статья 509 ГК РФ).
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Суды установили и стороны не отрицают, что изменения в государственные контракты от 04.04.2007 N ТП 029/095 и от 26.02.2007 N ЕП 005/024, а также в договоры поставки для государственных нужд Республики Коми от 09.03.2007 N 005-Ф и от 25.06.2007 N Ф-29 относительно количества и цены поставляемых товаров не вносились.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно актам проверки накладных на предмет соответствия спецификациям государственных контрактов Фонд отклонил оплату счетов-фактур на искомую сумму, в том числе в связи с превышением цены, исполнением договора, отсутствием наименования товара, указанного в накладной от 16.10.2007 N 43052 (ультравист - 300 50 мл фл р-р д/ин).
Данные акты подписаны как со стороны Фонда, осуществлявшего проверку, так и со стороны Предприятия. Все акты проверки содержат ссылку на согласие истца с неполным акцептом счетов-фактур с указанием конкретной суммы.
Согласно отчетам по исполнению договоров поставки в разрезе учреждений здравоохранения Республики Коми поставка медикаментов сверх установленного контрактами количества допущена по Диспансеру.
Оценив представленные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе государственные контракты от 04.04.2007 N ТП 029/095 и от 26.02.2007 N ЕП 005/024 и приложения к ним, договоры поставки от 09.03.2007 N 005-Ф и от 25.06.2007 N Ф-29, товарные накладные, акты проверки накладных, сведения об отклоненных Фондом от оплаты товарах, отчеты по медикаментам, контрольный лист получения Диспансером медикаментов, суды установили, что истец поставил в адрес ответчика лекарственные препараты в количестве, превышающем установленные государственными контрактами нормы.
Доводы Диспансера об обратном направлены на переоценку доказательств, представленных в дело, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела не содержат доказательств погашения долга ответчиком. Стоимость поставленного товара получателем не оспорена.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для отказа истцу в удовлетворении требования о взыскании с Диспансера 227 876 рублей 70 копеек задолженности.
Довод Диспансера о том, что оплату за товар должен производить Фонд как плательщик по государственным контрактам, суд округа отклонил исходя из следующего.
Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (часть 3 статьи 455 ГК РФ).
При отсутствии единого документа, подписанного сторонами, наличие в накладной сведений о наименовании и количестве продукции дает основание считать состоявшуюся передачу товара полномочному представителю ответчика разовой сделкой купли-продажи и применить к правоотношениям сторон нормы главы 30 "Купля-продажа" ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 486 ГК РФ).
С учетом изложенного Диспансер как непосредственный получатель товара должен произвести его оплату.
В то же время довод Предприятия о том, что срок исковой давности, заявленный в отношении товарной накладной от 21.09.2007 N 41204.1 на сумму 121 781 рубль 38 копеек не пропущен, является необоснованным в силу следующего.
Судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности (статья 195 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности по общему правилу начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Предприятие является стороной государственных контрактов от 04.04.2007 N ТП 029/095 и от 26.02.2007 N ЕП 005/024, ему известны все условия, в том числе количество и наименования подлежащих поставке медицинских препаратов, поэтому срок исковой давности следует исчислять с момента непосредственной передачи товара Диспансеру по товарной накладной от 21.09.2007 N 41204.1.
Согласно штампу суда исковое заявление подано в Арбитражный суд Республики Коми 30.12.2010, то есть за пределами установленного в статье 196 ГК РФ срока.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб, подлежат отнесению на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по делу N А29-10918/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" и государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб, отнести на Государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" и государственное учреждение "Коми республиканский онкологический диспансер".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 486 ГК РФ).
...
Судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности (статья 195 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности по общему правилу начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
...
Согласно штампу суда исковое заявление подано в Арбитражный суд Республики Коми 30.12.2010, то есть за пределами установленного в статье 196 ГК РФ срока."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 декабря 2011 г. N Ф01-4539/11 по делу N А29-10918/2010
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3671/12
05.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4539/11
26.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-10918/2010
22.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3970/11