Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя от заявителя: Иванова Ю.М., директора,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Унга" на определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.06.2011, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011, принятое судьями Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., Захаровой Т.А., по делу N А79-3382/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Унга" к судебному приставу-исполнителю Чебоксарского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике об уменьшении размера исполнительского сбора, взыскатели: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики, государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в Чувашской Республике, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Унга" (далее - ООО "Унга", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об уменьшении размера исполнительских сборов, взыскиваемых на основании постановлений судебного пристава-исполнителя Чебоксарского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике (далее - судебный пристав-исполнитель).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике.
Определением суда от 27.06.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению Общества, судами обеих инстанций не приняты во внимание правовая позиция Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в информационном письме от 21.06.2004 N 77, и постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П. Небольшие суммы, незначительные просрочки исполнения, тяжелое материальное положение Общества и объективная невозможность исполнения обязательств в срок свидетельствуют о наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора до 7 процентов.
Общество указывает, что суммы пеней и штрафа должны исчисляться с общей суммы сводного исполнительного производства; размер штрафа должен соответствовать критерию соразмерности.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Судебный пристав-исполнитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 07.12.2011.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании 5000 рублей исполнительского сбора по каждому из исполнительных производств: от 07.02.2011 N 11683/10/22/21, от 07.02.2011 N 11682/10/22/21, от 07.02.2011 N 11681/10/22/21, от 07.02.2011 N 10336/10/22/21, от 21.05.2010 N 21/22/21089/6/2010, от 07.02.2011 N 11680/10/22/21, от 07.02.2011 N 13609/10/22/21, от 21.05.2010 N 21/22/21293/6/2010, от 21.05.2010 N 21/22/12220/6/2010, от 07.02.2011 N 6238/10/22/21, от 28.01.2010 N 21/22/11103/6/2009, от 06.11.2009 N 21/22/33698/2009, от 15.04.2009 N 21/22/11190/6/2009.
Не согласившись с размером исполнительского сбора, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его уменьшении.
Руководствуясь статьями 30, 112, 121 и 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество не доказало, что исполнительные документы не исполнены в установленный срок по уважительным причинам и в силу тяжелого материального положения.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Ссылка Общества на доказанность тяжелого материального положения вступившими в законную силу судебными актами отклоняется судом округа в силу следующего.
Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Реквизиты вступивших в законную силу судебных актов, по которым вопросы материального положения Общества на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений о взыскании исполнительского сбора были бы предметом доказывания, в кассационной жалобе не указаны.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.06.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по делу N А79-3382/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Унга" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
...
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф01-5075/11 по делу N А79-3382/2011