Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Базилевой Т.В., Фоминой О.П.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.06.2011, принятое судьей Макаровой Л.Ф., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011, принятое судьями Немчаниновой М.В., Ольковой Т.М., Хоровой Т.В., по делу N А29-2464/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице филиала Западно-Уральского банка о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Коми от 29.11.2010 N 8 и 9 в редакции решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 01.03.2011 N 57 и 58 и установил:
открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице филиала Западно-Уральского банка (далее - ОАО "Сбербанк России", Банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.11.2010 N 8 и 9 в редакции решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 01.03.2011 N 57 и 58.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили пункт 8 статьи 6.1, пункт 5 статьи 76, статью 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 71, 162, 168, 170, часть 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Банк не представил доказательств своевременного исполнения обязанности по представлению в налоговый орган сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков, поэтому в его действиях содержится состав правонарушения, предусмотренного в статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция полагает, что представленные в дело доказательства не подтверждают дату отправки почтовой корреспонденции, а лишь доказывают факт её передачи Банком ООО "Геотехнический центр "Комви" для организации доставки до организации связи. Инспекция также считает, что в рассматриваемом случае ООО "Геотехнический центр "Комви" не выступало в качестве оператора почтовой связи, а фактически являлось курьером.
Банк в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов налогового органа, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция приняла решения от 21.09.2010 N 3049 и 3058 о приостановлении операций по счетам ТСЖ "Маяк" и индивидуального предпринимателя Борисовой Л.В., открытых в дополнительном офисе N 6269/099 Ухтинского отделения N 6269 Сбербанка России, которые были получены Банком 23.09.2010.
На основании почтового штемпеля на конверте Инспекция сделала вывод о том, что заказное письмо со справками об остатках денежных средств на счетах ТСЖ "Маяк" и индивидуального предпринимателя Борисовой Л.В. от 23.09.2010 сдано Банком в организацию связи для отправки в налоговый орган 27.09.2010, в то время как срок представления сведений истек 24.09.2010.
Установив факт нарушения сроков, установленных пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция составила акты от 07.10.2010 N 08-74/30 и 08-74/31 и вынесла решения от 29.11.2010 N 8 и 9 о привлечении Банка к ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 120 000 рублей (с учетом обстоятельств, отягчающих ответственность).
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 01.03.2011 N 57 и 58 решения нижестоящего налогового органа от 29.11.2010 N 8 и 9 изменены, штрафные санкции уменьшены до 60 000 рублей.
Не согласившись с решениями Инспекции в редакции решений Управления, Банк обжаловал их в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 8 статьи 6.1, пунктом 5 статьи 76, статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 29, 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", статьями 2, 17, 18 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Банка состава правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, далее - Кодекс) банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
До утверждения форматов сообщения сведений и порядка, предусмотренных пунктом 5 статьи 76 Кодекса, Министерство финансов Российской Федерации в письмах от 11.10.2010 N 03-02-07/1-462 и от 20.10.2010 N 03-02-07/1-475 рекомендовало банкам представлять в налоговые органы информацию об остатках денежных средств налогоплательщиков-организаций на счетах в банке, операции по которым приостановлены, на бумажном носителе, руководствуясь приказом Федеральной налоговой службы от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@ "Об утверждении порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки".
Согласно статье 135.1 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
В пункте 8 статьи 6.1 Кодекса установлено, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) в целях регулирования отношений в области почтовой связи под организациями почтовой связи понимаются юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности. К услугам почтовой связи относятся действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе (статья 16 Закона о почтовой связи).
В статье 17 Закона N 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно статье 18 Закона N 176-ФЗ для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи. Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ОАО "Сбербанк России" (заказчик) и ООО "Геотехнический центр "Комви" (исполнитель) заключили договор от 30.07.2010 на оказание почтовых услуг связи, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства на условиях, предусмотренных договором, осуществлять следующие почтовые услуги: регистрация (с формированием бумажного реестра почтовой корреспонденции), конвертирование, доставка почтовой корреспонденции с уведомлениями о вручении и без уведомления о вручении на территории городов Перми, Краснокамска, Добрянки - силами ООО "Геотехнический центр "Комви", по субъектам Российской Федерации, включая Пермский край, - силами ФГУП "Почта России".
В силу пункта 1.2 договора оказание почтовых услуг осуществляется исполнителем в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, и условиями настоящего договора.
ООО "Геотехнический центр "Комви" является действующим юридическим лицом и имеет лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи сроком действия с 26.08.2009 до 27.08.2014, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В приложении к данной лицензии приведены условия осуществления лицензируемого вида деятельности, согласно которым ООО "Геотехнический центр "Комви" обязано оказывать услуги связи только на территории Пермского края.
Факт сдачи Банком документов 24.09.2010 в ООО "Геотехнический центр "Комви" для отправки в налоговый орган судами установлен и подтвержден описью вложения в заказное письмо и реестром заказных писем, имеющих отметку ООО "Геотехнический центр "Комви".
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии в действиях Банка состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 135.1 Кодекса.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Банком требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.06.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу N А29-2464/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе (статья 16 Закона о почтовой связи).
В статье 17 Закона N 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно статье 18 Закона N 176-ФЗ для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи. Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования.
...
В силу пункта 1.2 договора оказание почтовых услуг осуществляется исполнителем в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, и условиями настоящего договора.
...
Факт сдачи Банком документов 24.09.2010 в ООО "Геотехнический центр "Комви" для отправки в налоговый орган судами установлен и подтвержден описью вложения в заказное письмо и реестром заказных писем, имеющих отметку ООО "Геотехнический центр "Комви".
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии в действиях Банка состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 135.1 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2011 г. N Ф01-5582/11 по делу N А29-2464/2011