г. Киров
28 сентября 2011 г. |
Дело N А29-2464/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Ольковой Т.М., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Климовской И.Ю., действующей на основании доверенности от 08.11.2010,
представителей ответчика - Нестеровой Т.М., действующей на основании доверенности от 19.09.2011, Проскуриной О.В., действующей на основании доверенности от 22.12.2010, Купар Е.М., действующей на основании доверенности от 19.09.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.06.2011 по делу N А29-2464/2011, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице филиала Западно-Уральского банка открытого акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН: 7707083893 ОГРН: 1027700132195)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Коми (ИНН: 1108014441 ОГРН: 1041100825204),
о признании недействительными решений,
установил:
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице филиала Западно-Уральского банка открытого акционерного общества "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.11.2010 N 8 и N 9 в редакции решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 01.03.2011 N 57 и N 58.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.06.2011 заявленные требования ОАО "Сбербанк России" удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.06.2011 отменить.
Инспекция считает, что ОАО "Сбербанк России" правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации за несообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция указывает, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков было получено Обществом 23.09.2010, что подтверждается отметкой банка на корешке решения. Однако, информация об остатках денежных средств была представлена лишь 27.09.2010, то есть с нарушением установленного срока. Из отметок на почтовом конверте следует, что прием, перевозку и доставку корреспонденции осуществляло ФГУП "Почта России".
По мнению налогового органа, услуги почтовой связи были оказаны Обществу ФГУП "Почта России", а не ООО "Геотехнический центр "Комви", что подтверждается идентификационным номером на почтовом отправлении.
Кроме того, Инспекция указывает, что ООО "Геотехнический центр "Комви" имеет лицензию на осуществление услуг почтовой связи лишь на территории Пермского края. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель Общества указал на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Республики Коми - без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией ФНС России N 4 по Республике Коми были вынесены решения N 3049, 3058 от 21.09.2010 о приостановлении операций по счетам ТСЖ "Маяк" и индивидуального предпринимателя Борисовой Л.В. в дополнительном офисе N 6269/099 Ухтинского отделения N 6269 Сбербанка России, которые были получены банком 23.09.2010 (т.2 л.д. 7-10, 35-37).
На основании почтового штемпеля на конверте Инспекцией был сделан вывод о том, что заказное письмо со справками об остатках денежных средств на счетах ТСЖ "Маяк" и индивидуального предпринимателя Борисовой Л.В. от 23.09.2010 было сдано ОАО "Сбербанк России" организации связи для отправки в налоговый орган 27.09.2010, в то время как срок представления сведений истек 24.09.2010.
В связи с обнаружением факта, свидетельствующего о совершении налогового правонарушения, 07.10.2010 Инспекцией были составлены акты N 08-74/30 и N 08-74/31, которыми зафиксирован факт представления ОАО "Сбербанк России" сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков с нарушением сроков, установленных пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 88-89, 94-96).
Решениями Инспекции от 29.11.2010 N 8 и N 9 Общество, привлечено к налоговой ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации за несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации. При принятии решения налоговым органом было учтено наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем, размер штрафов был увеличен в 2 раза по сравнению с размером, установленным статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Данными решениями налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции в размере 120 000 рублей (т. 1 л.д. 49-54, 58-63).
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 01.03.2011 N 57 и N 58 решения Инспекции от 29.11.2010 N 8 и N 9 были изменены путем уменьшения штрафных санкций до 60 000 рублей (т. 1 л.д. 71-80).
Не согласившись с решениями налогового органа Общество, обжаловало их в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил требования налогоплательщика. Удовлетворяя требования Общества о признании недействительными решений Инспекции, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ от 27.07.2010) банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно статье 135.1 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ от 27.07.2010) непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Поскольку предусмотренные пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса РФ форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика и порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде Центральным банком Российской Федерации до настоящего времени не утверждены, ОАО "Сбербанк России" представляет в налоговые органы сведения об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика на бумажном носителе в виде справки, форма которой утверждена приказом Федеральной налоговой службы N ММ-3-06/178@ от 30.03.2007 "Об утверждении порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки".
Отсутствие у банка возможности представлять сведения в электронном виде (ввиду отсутствия утвержденных форматов сообщения сведений и порядка направления сообщения в электронном виде) и правомерность исполнения обязанности по представлению сведений на бумажном носителе по почте налоговый орган не оспаривает.
Пунктом 8 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ установлено, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм налогового законодательства банк, сдав документы в организацию связи для их отправки в налоговый орган не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, считается надлежащим образом исполнившим обязанность по представлению сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи" для целей настоящего Федерального закона под организацией связи понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 29 Федерального закона "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи, который устанавливает лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения; регистрирует заявления о предоставлении лицензий; выдает лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом; осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий; отказывает в выдаче лицензий; приостанавливает действие лицензий и возобновляет их действие; аннулирует лицензии; переоформляет лицензии; ведет реестр лицензий и публикует информацию указанного реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О связи" предусмотрено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" в целях регулирования отношений в области почтовой связи под организациями почтовой связи понимаются юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.
Организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Статьей 17 Федерального закона "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Согласно статье 18 Федерального закона "О почтовой связи" для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи. Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования.
В силу вышеуказанных норм при наличии соответствующей лицензии услуги почтовой связи вправе оказывать организации любых организационно-правовых форм, а не только организации федеральной почтовой связи; при этом все организации, оказывающие услуги связи на законных основаниях, признаются организациями связи.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции 30.07.2010 Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (заказчик) был заключен договор на оказание почтовых услуг с ООО "Геотехнический центр "Комви" (исполнитель), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства на условиях, предусмотренных договором, осуществлять следующие почтовые услуги: регистрация (с формированием бумажного реестра почтовой корреспонденции), конвертирование, доставка почтовой корреспонденции с уведомлениями о вручении и без уведомления о вручении на территории г. Перми, г. Краснокамска, г. Добрянки - силами ООО "Геотехнический центр "Комви", по субъектам Российской Федерации, включая Пермский край, - силами ФГУП "Почта России" (т. 1 л.д. 121-125).
Оказание почтовых услуг осуществляется исполнителем в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года N 221 и условиями настоящего договора (пункт 1.2 договора).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Геотехнический центр "Комви" является действующим юридическим лицом (т. 1 л.д. 126-132).
ООО "Геотехнический центр "Комви" имеет лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи сроком действия с 26.08.2009 до 27.08.2014, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (т. 1 л.д. 133).
В приложении к указанной лицензии приведены условия осуществления лицензируемого вида деятельности, согласно которым ООО "Геотехнический центр "Комви" обязано оказывать услуги связи только на территории Пермского края (т. 1 л.д. 134-135).
Лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю следующих услуг: прием почтовых отправлений; обработка почтовых отправлений; перевозка почтовых отправлений; доставка (вручение) почтовых отправлений; почтовый перевод денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
Согласно лицензионным условиям, оказание услуг, предусмотренных лицензией, может сопровождаться оказанием иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами почтовой связи и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
Исходя из буквального содержания лицензионных условий, ООО "Геотехнический центр "Комви" обязано принимать на территории Пермского края почтовые отправления; при этом какие-либо ограничения в части места нахождения лиц, которым адресованы указанные почтовые отправления, лицензия не содержит.
Доказательства того, что лицензирующим органом, к компетенции которого относится государственный надзор и контроль за выполнением обязательных требований и лицензионных условий, предъявлялись ООО "Геотехнический центр "Комви" претензии в связи с принятием почтовых отправлений, адресованных получателям, находящимся за пределами Пермского края, налоговым органом не представлены.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной считает, что ООО "Геотехнический центр "Комви" является организацией, осуществляющей услуги почтовой связи.
Факт сдачи документов в ООО "Геотехнический центр "Комви" 24.09.2010 подтверждается описью вложения в заказное письмо и реестром заказных писем, имеющими отметку ООО "Геотехнический центр "Комви" (т. 1 л.д. 115-120).
В пункте 8 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ указано, что, если документы были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определена дата представления сведений в Инспекцию - 24.09.2010 и установлен факт их представления в налоговый орган в пределах установленного законом срока.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Инспекции о том, что фактически услуги почтовой связи оказывало ФГУП "Почта России", а не ООО "Геотехнический центр "Комви", поскольку привлечение ООО "Геотехнический центр "Комви" третьего лица в целях исполнения заключенного с Обществом договора не противоречит положениям статьи 313 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, если из закона, существа обязательства или договора не вытекает иное, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо.
Довод Инспекции о том, что ООО "Геотехнический центр "Комви" были нарушены лицензионные условия и Правила оказания услуг почтовой связи отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку действующее законодательство не возлагает на лицо, заключившее договор на оказание услуг связи с организацией связи, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности, обязанность осуществлять контроль за соблюдением организацией связи требований действующих нормативных актов и условий лицензии, и, соответственно, на данное лицо не могут быть возложены неблагоприятные последствия за нарушения, допущенные при пересылке почтового отправления.
Отклоняется также ссылка заявителя жалобы на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11803/05, поскольку предметом разбирательства в рамках данного дела являлся вопрос о квалификации спорной услуги в качестве услуги почтовой связи, что не имеет правового значения для рассмотрения данного спора, поскольку у ООО "Геотехнический центр "Комви" уже имеется лицензия, предоставляющая ему право осуществления деятельности в области оказания услуг связи.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Республики Коми правомерно признал недействительными решения налогового органа от 29.11.2010 N 8 и N 9 в связи с отсутствием состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса РФ.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 29.06.2011 принято на основании всестороннего, объективного и полного исследования обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела документов, с соблюдением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.06.2011 по делу N А29-2464/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.М. Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2464/2011
Истец: ОАО Сбербанк России, Филиал Западно-Уральского банка ОАО Сбербанк России
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Коми