См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 ноября 2011 г. по делу N А31-2042/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 сентября 2011 г. по делу N А31-2042/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 августа 2011 г. по делу N А31-2042/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Чигракова А.И., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления финансов, экономики, мобилизации доходов и муниципального заказа Администрации города Костромы на решение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2011, принятое судьями Тютиным Д.В., Базилевой Т.В., Чижовым И.В., по делу N А31-2042/2009 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" о присуждении компенсации в сумме 3 528 536 рублей 23 копеек за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2010 по делу N А31-2042/2009, орган, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта - Управление финансов, экономики, мобилизации доходов и муниципального заказа Администрации города Костромы, заинтересованное лицо - муниципальное образование "город Кострома" (в лице Администрации города Костромы), и установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2", Общество) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации в сумме 3 528 536 рублей 23 копеек за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2010 по делу N А31-2042/2009.
К участию в деле в качестве органа, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, привлечено Управление финансов, экономики, мобилизации доходов и муниципального заказа Администрации города Костромы (далее - Управление финансов).
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено муниципальное образование "город Кострома" в лице Администрации города Костромы (далее - Администрация).
Решением от 10.10.2011 заявленное требование удовлетворено частично: компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2010 по делу N А31-2042/2009 присуждена в размере 2 133 028 рублей.
Управление финансов не согласилось с принятым судебным актом в части удовлетворения требования Общества и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, суд неправильно применил часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации); выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; стороны согласовали возможность рассрочки погашения задолженности, и денежные средства регулярно перечислялись взыскателю.
Подробно доводы Управления финансов изложены в кассационной жалобе.
ОАО "ТГК N 2" в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемого решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Костромской области вынесено решение от 05.02.2010, в соответствии с которым с Муниципального учреждения "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" в пользу ОАО "ТГК N 2" взыскано 75 660 073 рубля 63 копейки долга, а также 500 рублей расходов по уплате государственной пошлины; также в резолютивной части решения указано, что при недостаточности средств Муниципального учреждения "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" данные денежные средства взыскать с Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Главы муниципального образования город Кострома за счет казны муниципального образования город Кострома Костромской области в порядке субсидиарной ответственности.
Таким образом, общая сумма задолженности по решению от 05.02.2010 составила 75 660 573 рубля 63 копейки.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.07.2010 решение от 05.02.2010 оставлено без изменения.
Решение от 05.02.2010 вступило в силу 19.04.2010, в порядке его исполнения 11.05.2010 выдан исполнительный лист серии АС N 001254343.
Указанный исполнительный лист был направлен в Управление финансов и получен им 18.05.2010, что подтверждается отметкой Управления финансов на сопроводительном письме ОАО "ТГК N 2" от 17.05.2010 N 4000-04/1188.
Уплата 75 660 573 рублей 63 копеек по решению от 05.02.2010 производилась следующими платежными поручениями:
- от 27.08.2010 (исполнено 27.08.2010) N 1665 на 5 000 000 рублей;
- от 30.08.2010 (исполнено 30.08.2010) N 1667 на 5 000 000 рублей;
- от 18.10.2010 (исполнено 26.10.2010) N 1919 на 5 000 000 рублей;
- от 17.01.2011 (исполнено 18.01.2011) N 76 на 5 000 000 рублей;
- от 17.01.2011 (исполнено 18.01.2011) N 77 на 5 000 000 рублей;
- от 15.04.2011 (исполнено 22.04.2011) N 736 на 8 000 000 рублей;
- от 26.04.2011 (исполнено 26.04.2011) N 737 на 2 000 000 рублей;
- от 27.04.2011 (исполнено 28.04.2011) N 814 на 3 000 000 рублей;
- от 29.04.2011 (исполнено 04.05.2011) N 847 на 2 000 000 рублей;
- от 05.05.2011 (исполнено 12.05.2011) N 865 на 2 000 000 рублей;
- от 26.07.2011 (исполнено 26.07.2011) N 1252 на 2 000 000 рублей;
- от 08.08.2011 (исполнено 10.08.2011) N 1261 на 1 000 000 рублей;
- от 11.08.2011 (исполнено 11.08.2011) N 1378 на 1 000 000 рублей;
- от 11.08.2011 (исполнено 12.08.2011) N 1379 на 1 000 000 рублей;
- от 15.08.2011 (исполнено 15.08.2011) N 1385 на 1 000 000 рублей;
- от 19.08.2011 (исполнено 19.08.2011) N 1417 на 1 000 000 рублей;
- от 19.08.2011 (исполнено 19.08.2011) N 1418 на 1 000 000 рублей;
- от 24.08.2011 (исполнено 24.08.2011) N 1434 на 1 000 000 рублей;
- от 24.08.2011 (исполнено 24.08.2011) N 1435 на 1 000 000 рублей;
- от 15.09.2011 (исполнено 15.09.2011) N 1560 на 1 000 000 рублей;
- от 15.09.2011 (исполнено 15.09.2011) N 1561 на 1 000 000 рублей;
- от 21.09.2011 (исполнено 21.09.2011) N 1637 на 3 249 300 рублей 49 копеек.
ОАО "ТГК N 2" в соответствии с договором от 08.04.2011 частично уступило право требования долга по решению от 05.02.2010 в сумме 18 410 773 рублей 14 копеек обществу с ограниченной ответственностью "Энергосервис". Определением Арбитражного суда Костромской области от 08.07.2011 по делу N А31-2042/2009 удовлетворено заявление о процессуальном правопреемстве, произведена замена взыскателя в части взыскания долга в размере 18 410 773 рублей 14 копеек на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Энергосервис".
Решением Арбитражного суда Костромской области (оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011) от 17.06.2011 по делу N А31-1776/2011 признано незаконным бездействие Финансово-казначейского управления Администрации г. Костромы по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2010 по делу N А31-2042/2009, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального учреждения "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству", за исключением операций по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2010 по делу N А31-2042/2009. Суд обязал Финансово-казначейское управление Администрации г. Костромы приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального учреждения "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" за исключением операций по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2010 по делу N А31-2042/2009.
ОАО "ТГК N 2", посчитав, что неисполнение решения от 05.02.2010 привело к тому, что оно несет значительные убытки, которые выразились в невозможности получения присужденных денежных средств, обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2010 по делу N А31-2042/2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа руководствовался статьей 53 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 69, частью 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 3 и 4 статьи 1, статьей 2 Закона о компенсации, пунктами 1, 14, 43 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, и пришел к выводу о том, что право ОАО "ТГК N 2" на исполнение судебного акта в разумный срок было нарушено, и частично удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о компенсации граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявления о присуждении компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом правовой и фактической сложности дела; поведения заявителя и других участников арбитражного процесса; достаточности и эффективности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта; общей продолжительности судопроизводства по делу и неисполнения судебного акта.
Согласно пункту 1 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 действие Закона о компенсации распространяется, в том числе, на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных (казенных) учреждений.
В пункте 14 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 разъяснено, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям и их учреждениям.
Как правильно установил суд, трехмесячный срок с 18.05.2010 на исполнение Управлением финансов решения Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2010 истек 18.08.2010.
В пункте 43 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Суд первой инстанции установил, что на дату судебного заседания суда первой инстанции - 06.10.2011 - общая продолжительность неисполнения решения от 05.02.2010, вступившего в силу 19.04.2010, составила 535 дней (более одного года и пяти месяцев). Управление финансов на дату судебного заседания неправомерно не исполняет указанный судебный акт начиная с 18.08.2010, то есть 414 дней (более одного года и одного месяца), и сделал вывод о том, что такой срок исполнения судебного акта не отвечает критерию разумности.
В пункте 39 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 установлено, что превышение разумного срока исполнения судебного акта не оправдывают обстоятельства, связанные в том числе с организацией процедуры исполнения судебных актов, отсутствием необходимых для исполнения судебного акта денежных средств.
Разрешая требование Общества, суд пришел к правильному выводу о нарушении права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку не усмотрел оснований невозможности своевременного исполнения решения от 05.02.2010.
Суд оценил и признал несостоятельной ссылку Управления финансов на имеющийся график погашения задолженности. При этом суд обоснованно указал, что каких-либо судебных актов Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-2042/2009 об отсрочке (рассрочке) исполнения решения от 05.02.2010, вынесенных в порядке статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалах дела не имеется, а определением Арбитражного суда Костромской области от 20.07.2010 по делу N А31-2042/2009 заявление об отсрочке исполнения решения от 05.02.2010 отклонено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно частично удовлетворил заявление ОАО "ТГК N 2" и взыскал компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Довод заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм материального права, поскольку суд при вынесении решения учитывал только практику Европейского суда по правам человека, не принимая во внимание социально-экономические различия, принципы разумности и справедливости при расчете размера компенсации, отклоняется как необоснованный.
Вывод суда о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела, требованиям закона, и оснований считать его неправильным у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права суд применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Управления финансов не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Управление финансов освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2011 по делу N А31-2042/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления финансов, экономики, мобилизации доходов и муниципального заказа Администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
А.И. Чиграков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 действие Закона о компенсации распространяется, в том числе, на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных (казенных) учреждений.
В пункте 14 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 разъяснено, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям и их учреждениям.
...
В пункте 43 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
...
В пункте 39 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 установлено, что превышение разумного срока исполнения судебного акта не оправдывают обстоятельства, связанные в том числе с организацией процедуры исполнения судебных актов, отсутствием необходимых для исполнения судебного акта денежных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2011 г. N Ф01-1515/10 по делу N А31-2042/2009
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1515/10
01.11.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А31-2042/2009
10.10.2011 Решение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1828/10
09.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А31-2042/2009
24.08.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А31-2042/2009
27.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А31-2042/2009