Резолютивная часть постановления объявлена 27.12.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Чуенкова Е.М. (доверенность от 16.12.2011 N 6328/17-1-28-10), от заинтересованного лица: Михеевой Т.А. (доверенность от 03.02.2009 N 243), Шапошниковой О.А. (доверенность от 11.01.2011 N 02-60/2),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.06.2011, принятое судьей Калиничевой М.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011, принятое судьями Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., по делу N А17-1162/2011 по заявлению правительства Ивановской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - индивидуальный предприниматель Маклаков Михаил Владимирович, индивидуальный предприниматель Пашунин Алексей Олегович, индивидуальный предприниматель Шавитова Любовь Викторовна, и установил:
правительство Ивановской области (далее - Правительство) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 03.02.2011 по делу N 02-30/057 и предписания от 03.02.2011 N 02-30/057, вынесенных Управлением.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Маклаков Михаил Владимирович (далее - ИП Маклаков М.В.), индивидуальный предприниматель Пашунин Алексей Олегович (далее - ИП Пашунин А.О.), индивидуальный предприниматель Шавитова Любовь Викторовна (далее - ИП Шавитова Л.В.).
Решением от 24.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению Управления, выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; суды неправильно применили нормы материального права; не применили подлежащую применению статью 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), применили недействующие нормы права.
Управление считает, что применение Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области 01.07.2010 N 233-п, привело к значительному сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок; действия организатора конкурса по включению в один лот нескольких маршрутов создают преимущества для крупных перевозчиков.
Подробно доводы антимонопольного органа изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Правительство в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы кассационной жалобы.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.07.2010 Правительство Ивановской области приняло постановление N 233-п, которым утвердило Положение о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области (далее - Положение о проведении открытых конкурсов).
Из указанного положения следует, что конкурс проводится в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, а также в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа (пункт 1.3); организатор перевозок при формировании конкурсных лотов учитывает необходимость обслуживания перевозчиками всей существующей сети Ивановской области и вправе выставить на конкурс в рамках одного конкурсного лота несколько маршрутов (пункт 1.8); для участия в конкурсе претенденту необходимо в сроки, указанные в информационном сообщении о проведении конкурса, подать организатору конкурса заявку на участие в конкурсе, в состав которой согласно подпункту "у" пункта 3.2 входят, в том числе, документы, подтверждающие оборудование транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, техническими средствами для совершения процедур оплаты проезда с помощью социальной карты жителя Ивановской области (пункт 3.1); для участия в конкурсе претендент в составе заявки на участие в конкурсе должен представить документ о наличии резерва транспортных средств для обеспечения бесперебойной работы на маршруте (маршрутах) (копии свидетельств о регистрации транспортных средств) (подпункт "д" пункта 3.2); наличие у участника конкурса добровольной сертификации соответствия услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами по маршруту в пригородном и межмуниципальном сообщении является одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе (пункт 2 раздела 6).
С 23.07.2010 по 28.12.2010 Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области объявлялись открытые конкурсы на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области (далее - открытые конкурсы). Условия проведения указанных конкурсов определены в соответствии с Положением о проведении открытых конкурсов. Из информационных извещений о проведении открытых конкурсов следует, что в один конкурсный лот включены несколько маршрутов; одним из критериев оценки заявок определено наличие у перевозчика добровольной сертификации соответствия услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами; для участия в конкурсе необходимо представить документы о наличии резерва транспортных средств для обеспечения бесперебойной работы на маршруте (маршрутах), документы, подтверждающие оборудование транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, техническими средствами для совершения процедур оплаты проезда с помощью социальной карты жителя Ивановской области, документы добровольной сертификации соответствия услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами - при наличии.
В Управление 23.08.2010 и 18.10.2010 поступили заявления о несоответствии Положения о проведении открытых конкурсах Закону о защите конкуренции, которое выразилось в ограничении прав неопределенного круга хозяйствующих субъектов на участие в конкурсе.
Управление 03.02.2011 приняло решение о признании действий Правительства Ивановской области, выразившихся в принятии Положения об открытых конкурсах, в котором пункт 1.8, подпункт "д" пункта 3.2, подпункт "у" пункта 3.2, пункт 2 раздела 6 не соответствуют антимонопольному законодательству, нарушающими статью 15 Закона о защите конкуренции (пункт 1).
В этот же день Управление выдало Правительству предписание, обязывающее Правительство Ивановской области прекратить нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося принятии Положения об открытых конкурсах, в котором пункт 1.8, подпункт "д" пункта 3.2, подпункт "у" пункта 3.2, пункт 2 раздела 6 не соответствуют антимонопольному законодательству (пункт 1); в срок до 31.03.2011 совершить действия, направленные на осуществление конкуренции, для чего исключить пункт 1.8, подпункт "д" пункта 3.2, подпункт "у" пункта 3.2, пункт 2 раздела 6 из Положения об открытых конкурсах (пункт 2).
Правительство не согласилось с решением и предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 3, пунктами 5, 7, 17 статьи 4, пунктом 2 части 1 статьи 15, статьей 17 Закона о защите конкуренции, пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 3, 5, 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктами 1, 5 статьи 6, частью 2 статьи 8, пунктом 3 части 2 статьи 11 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области", статьями 2, 18, пунктом 1 статьи 20, пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и исходили из отсутствия правовых оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания, вынесенных антимонопольным органом.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 названной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 данной статьи).
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Наряду с установленными частью 1 указанной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к основным принципам обеспечения безопасности движения относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Из пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого постановления, следует, что субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 6 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области", действовавшего на момент принятия обжалуемого постановления, Правительство Ивановской области организует транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (пункт 1); организует конкурсный отбор перевозчиков в соответствии со своей компетенцией (пункт 5).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о пассажирских перевозках необходимость осуществления регулярных перевозок определяется потребностью населения в пассажирских перевозках по определенным маршрутам.
Таким образом, к компетенции субъекта Российской Федерации относится решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение). В целях организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) Правительство Ивановской области вправе определить механизм конкурсного отбора перевозчиков.
Действующее законодательство не содержит запретов, связанных с установлением соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, поэтому уполномоченные органы субъекта Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией, вправе самостоятельно определять порядок проведения конкурса.
Правительство Ивановской области утвердило Положение об открытых конкурсах, согласно которому конкурс проводится в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, а также в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа. Указанные цели достигаются путем определения порядка формирования конкурсных лотов, учитывающих необходимость обслуживания перевозчиками всей территории Ивановской области на маршрутах с различным уровнем рентабельности, в связи с чем предусмотрена возможность включения нескольких маршрутов в один конкурсный лот, а возможность обеспечения бесперебойной работы на каждом из маршрутов подтверждается представлением документа о наличии резерва транспортных средств.
Пунктом 1.8 Положения о проведении открытых конкурсов предусмотрено, что организатор перевозок при формировании конкурсных лотов учитывает необходимость обслуживания перевозчиками всей существующей сети Ивановской области и вправе выставить на конкурс в рамках одного конкурсного лота несколько маршрутов.
Согласно подпункту "д" пункта 3.2 Положения о проведении открытых конкурсов для участия в конкурсе претендент в составе заявки на участие в конкурсе должен представить документ о наличии резерва транспортных средств для обеспечения бесперебойной работы на маршруте (маршрутах) (копии свидетельств о регистрации транспортных средств).
Суды пришли к обоснованным выводам, которые не опровергнуты антимонопольным органом, о том, что названные пункты Положения о проведении открытых конкурсов не устанавливают какого-либо ограничения на участие в конкурсе для отдельной категории перевозчиков либо на использование конкурсантом транспортных средств; не создают участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах; конкурс носит открытый характер, является равнодоступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок; названные нормы Положения в равной степени относятся ко всем участникам конкурса. Названные нормы обусловлены необходимостью оказания гражданам-потребителям услуг по перевозке надлежащего качества и в требуемом объеме и обеспечивают наиболее эффективную реализацию функций органов государственной власти в рассматриваемой сфере.
Согласно пункту 3.1 Положения о проведении открытых конкурсов претенденту необходимо в сроки, указанные в информационном сообщении о проведении конкурса, подать организатору конкурса заявку на участие в конкурсе, в состав которой согласно подпункту "у" п. 3.2 в ходят, в том числе, документы, подтверждающие оборудование транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, техническими средствами для совершения процедур оплаты проезда с помощью социальной карты жителя Ивановской области.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 11 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" транспортные средства, осуществляющие по межмуниципальным и пригородным маршрутам регулярного сообщения перевозку пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, должны быть оборудованы техническими средствами для совершения процедур оплаты проезда с помощью социальной карты жителя Ивановской области.
Согласно статье 15 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" настоящий закон обязателен для исполнения всеми находящимися на территории Ивановской области органами государственной власти области, другими государственными органами и государственными учреждениями, включая государственные органы, осуществляющие контроль и регулирование перевозок пассажиров на территории области, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, лицами, пользующимися услугами пассажирского автотранспорта, а также перевозчиками, выполняющими на территории области перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
На основании изложенного суды пришли к правильным выводам о том, что подпункт "у" пункта 3.2 Положения об открытых аукционах, предусматривающий необходимость представления перевозчиками совместно с заявкой документа, подтверждающего оборудование транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, техническими средствами для совершения процедур оплаты проезда с помощью социальной карты жителя Ивановской области направлен на обеспечение участия в конкурсе лиц, отвечающих требованиям законодательства Ивановской области в сфере транспортного обслуживания населения Ивановской области и не противоречит антимонопольному законодательству.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (пункт 1); торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4).
Следовательно, как правильно указали суды, законодательство не исключает, что организатор конкурса может определить критерии оценки указанных в заявке претендента условий исполнения договора.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены в разделе 6 Положения об открытых аукционах, подпунктом 2 которого предусмотрено, что наличие у участника конкурса добровольной сертификации соответствия услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами по маршруту в пригородном и межмуниципальном сообщении влечет присвоение 7 баллов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно статье 18 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия осуществляется, в том числе в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Из подпункта "у.1" пункта 3.2 Положения об открытых аукционах следует, что документы о добровольной сертификации соответствия услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении, представляются в составе заявки на участие в конкурсе только при их наличии.
Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о том, что установление данного критерия имеет целью привлечение к участию в конкурсе наиболее конкурентоспособных перевозчиков и не свидетельствует об установлении ограничений или преимуществ для участвующих в конкурсе перевозчиков. Положение об открытых аукционах не возлагает на претендента ни безусловной обязанности по представлению документов о добровольной сертификации, ни обязанности по прохождению такой сертификации. Кроме того, указанный критерий не применяется на стадии допуска к участию в конкурсе. Следовательно, пункт 2 раздела 6 Положения об открытых аукционах не противоречит антимонопольному законодательству.
Выводы судов основаны на законе, полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Довод антимонопольного органа о том, что суд апелляционной инстанции неправильно применил пункт 75 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200 судом кассационной инстанции отклоняется, так как применение данной нормы в этом случае не имеет принципиального значения, поскольку условие о наличии резерва транспортных средств для обеспечения бесперебойной работы на маршруте (маршрутах), установленное в подпункте "д" пункта 3.2 Положения о проведении открытых конкурсов, соответствует целям проведения конкурса - удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, обеспечение безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, отбор перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа. Наличие резерва транспортных средств необходимо для обеспечения достаточного количества задействованных на маршруте транспортных средств, что, в свою очередь требуется для организации своевременной, стабильной и безопасной перевозки граждан.
Довод антимонопольного органа о том, что суд апелляционной инстанции исследовал документы не в полном объеме, отклоняется, поскольку доказательства, представленные сторонами, приобщены к материалам дела и судом исследованы, что зафиксировано в протоколе судебного заседания Второго арбитражного апелляционного суда (том 2, лист дела 161).
Таким образом, суды правомерно удовлетворили требование Правительства и обоснованно признали недействительными и отменили принятые Управлением решение и предписание.
Доводы антимонопольного органа об обратном, изложенные в кассационной жалобе, судом округа признаются необоснованными, направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, поэтому отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате антимонопольным органом государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку Управление освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.06.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по делу N А17-1162/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из подпункта "у.1" пункта 3.2 Положения об открытых аукционах следует, что документы о добровольной сертификации соответствия услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении, представляются в составе заявки на участие в конкурсе только при их наличии.
Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о том, что установление данного критерия имеет целью привлечение к участию в конкурсе наиболее конкурентоспособных перевозчиков и не свидетельствует об установлении ограничений или преимуществ для участвующих в конкурсе перевозчиков. Положение об открытых аукционах не возлагает на претендента ни безусловной обязанности по представлению документов о добровольной сертификации, ни обязанности по прохождению такой сертификации. Кроме того, указанный критерий не применяется на стадии допуска к участию в конкурсе. Следовательно, пункт 2 раздела 6 Положения об открытых аукционах не противоречит антимонопольному законодательству.
...
Довод антимонопольного органа о том, что суд апелляционной инстанции неправильно применил пункт 75 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200 судом кассационной инстанции отклоняется, так как применение данной нормы в этом случае не имеет принципиального значения, поскольку условие о наличии резерва транспортных средств для обеспечения бесперебойной работы на маршруте (маршрутах), установленное в подпункте "д" пункта 3.2 Положения о проведении открытых конкурсов, соответствует целям проведения конкурса - удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, обеспечение безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, отбор перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа. Наличие резерва транспортных средств необходимо для обеспечения достаточного количества задействованных на маршруте транспортных средств, что, в свою очередь требуется для организации своевременной, стабильной и безопасной перевозки граждан."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 декабря 2011 г. N Ф01-5592/11 по делу N А17-1162/2011