Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя от заявителя: Симоновой Ю.Б. (доверенность от 22.02.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.08.2011, принятое судьей Авдеевой Н.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011, принятое судьями Ольковой Т.М., Караваевой А.В., Буториной Г.Г., по делу N А31-5773/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Культторг" к Департаменту государственного имущества и культурного наследия Костромской области о признании бездействия незаконным и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Культторг" (далее - ООО "Культторг", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области о признании незаконным бездействия Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области (далее - Департамент), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 22801,76 квадратного метра, кадастровый номер 44:27:070111:7, по адресу: город Кострома, улица Энергетиков, дом 2, и в предложении обратиться для решения вопроса о предоставлении в собственность данного земельного участка в Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, и об обязании Департамента принять решение о предоставлении Обществу спорного земельного участка в собственность.
Решением суда от 17.08.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 13.10.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми по делу судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Департамент указывает, что испрашиваемый в собственность земельный участок имеет большую площадь и предназначен для промышленных целей - эксплуатации строений и сооружений базы культтоваров; в целях исключения коррупциогенных факторов, использования земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием Обществу предложено вынести вопрос о предоставлении земельного участка в собственность на коллегиальное рассмотрение Совета по инвестициям при губернаторе Костромской области, одной из задач которого является выработка рекомендаций по условиям владения, пользования и распоряжения земельными участками.
По мнению Департамента, права заявителя не нарушены, поскольку указанная рекомендация не исключает возможности предоставления земельного участка в собственность после рассмотрения данного вопроса Советом по инвестициям при губернаторе Костромской области.
Подробно доводы Департамента изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Департамента, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направил. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное по адресу: город Кострома, улица Энергетиков, дом 2.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 22801,76 квадратного метра, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 44:27:070111:7. Указанный земельный участок находится в пользовании заявителя на основании постановления Администрации города Костромы N 1983 от 02.07.1996 "О предоставлении земельных участков ТОО "Культторг" в бессрочное пользование" и свидетельства бессрочного (постоянного) пользования землей от 15.07.1996.
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 07.04.2011 о предоставлении в собственность данного земельного участка.
Департамент в письме от 16.05.2011 N 6880 сообщил, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка будет рассмотрен на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области. Заявителю предложено обратиться в Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области для подготовки необходимых материалов.
Посчитав, что непринятие в пределах месячного срока решения о предоставлении земельного участка и предложение обратиться в Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области для подготовки необходимых материалов с целью рассмотрения заявления Советом по инвестициям при губернаторе Костромской области не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества, ООО "Культторг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 4, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что направление Департаментом письма от 16.05.2011 N 6880 без принятия решения по существу является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Следовательно, отсутствие со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления в порядке статьи 36 Земельного кодекса решения о предоставлении земельного участка либо решения об отказе в предоставлении земельного участка является бездействием, безосновательно препятствующим реализации права собственника недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, на приватизацию такого земельного участка.
Как следует из материалов дела и установили суды, в письме от 16.05.2011 N 6880 Департамент указал, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка будет рассмотрен на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области.
На основании постановления Губернатора Костромской области от 18 ноября 2010 года N 222 "Об упразднении департамента культурного наследия Костромской области и переименовании департамента имущественных и земельных отношений Костромской области" Департамент является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим полномочия, в том числе по распоряжению государственным имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Костромской области, либо государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент как уполномоченный орган обязан рассмотреть заявку Общества на предоставление в собственность земельного участка и принять соответствующее решение. Направление письма от 16.05.2011 N 6880 без принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность Обществу либо решения об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка Департамента на то, что испрашиваемый земельный участок имеет большую площадь и предназначен для промышленных целей - эксплуатации строений и сооружений базы культтоваров, отклоняется судом округа, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, спорный земельный участок был передан заявителю для эксплуатации находящихся в собственности Общества объектов недвижимости.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.08.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу N А31-5773/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Следовательно, отсутствие со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления в порядке статьи 36 Земельного кодекса решения о предоставлении земельного участка либо решения об отказе в предоставлении земельного участка является бездействием, безосновательно препятствующим реализации права собственника недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, на приватизацию такого земельного участка.
...
На основании постановления Губернатора Костромской области от 18 ноября 2010 года N 222 "Об упразднении департамента культурного наследия Костромской области и переименовании департамента имущественных и земельных отношений Костромской области" Департамент является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим полномочия, в том числе по распоряжению государственным имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Костромской области, либо государственная собственность на которые не разграничена."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2012 г. N Ф01-5766/11 по делу N А31-5773/2011