Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2012.
Полный текст постановления изготовлен 16.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Апряткиной Г.С., Бабаева С.В.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.05.2011, принятое судьей Алехиной М.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011, принятое судьями Малышкиной Е.Л., Вечкановым А.И., Ершовой О.А., по делу N А39-4833/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью "Эрма" к администрации городского округа Саранск и Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Финансовое управление администрации городского округа Саранск, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эрма" (далее - ООО "Эрма", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к администрации городского округа Саранск (далее - Администрация) о взыскании неосновательного обогащения в размере 77 185 рублей 23 копеек, 3442 рублей 46 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и к Министерству финансов Республики Мордовия (далее - Министерство Финансов) о взыскании неосновательного обогащения в размере 19 296 рублей 30 копеек.
Исковые требования основаны на статьях 1102 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ответчик при расчете выкупной цены земельного участка не применил кадастровую стоимость, существовавшую на момент заключения сделки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации городского округа Саранск (далее - Финансовое управление).
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 16.05.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.08.2011, удовлетворил исковые требования в полном объеме. Руководствуясь статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 20.12.2007 N 102-З "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2007 года N 612 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Мордовия", суд исходил из того, что на момент заключения сделки была утверждена иная кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой и должна определяться выкупная стоимость земельного участка. Иной расчет выкупной цены привел к завышению стоимости земельного участка, что является основанием для возврата излишне уплаченного по сделке.
Не согласившись с данными судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, на стороне Администрации отсутствует неосновательное обогащение, поскольку цена земельного участка определена договором купли-продажи; на момент заключения сделки нормативный акт, устанавливающий иную кадастровую стоимость земельного участка, не был опубликован, а потому не подлежал применению.
Общество, Министерство финансов и Финансовое управление отзывов на кассационную жалобу не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Ходатайством от 11.01.2012 Министерство финансов просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Администрация (продавец) и Общество (покупатель) заключили договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 06.02.2008 N 775, согласно которому покупатель приобрел земельный участок с кадастровым номером 13:23:1115286:0015, общей площадью 4969 квадратных метров, который расположен по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, рабочий поселок Ялга, улица Российская, 29, и на котором находится здание торгового комплекса, собственником которого является покупатель.
В соответствии с пунктом 2.1 договора цена участка составила 852 777 рублей. Согласно акту установления выкупной цены земельного участка стоимость определена от кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 121 681 рубля 43 копеек.
Земельный участок передан по акту приема-передачи от 06.02.2008. Платежным поручением от 08.02.2008 N 21 истец перечислил указанную сумму в счет исполнения договора.
Из сообщения Инспекции федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саранска от 02.02.2010 N 03-07/1659-3114 истцу стало известно следующее: по сведениям Роснедвижимости, кадастровая стоимость спорного земельного участка на 06.02.2008 составляла 7 202 814 рублей.
В письме от 11.05.2010 N 3282-исп Администрация пояснила, что стоимость земельного участка была рассчитана в соответствии с кадастровой стоимостью, действовавшей на момент подачи заявления Общества о выкупе земельного участка.
Общество обратилось в Администрацию с требованием пересчитать выкупную стоимость в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка, действовавшей на момент заключения сделки (письмо от 27.08.2010 N 10), однако Администрация отказала в удовлетворении требований (письмо от 20.09.2010 N 6803-исп).
Посчитав, что Администрация неосновательно обогатилась за счет Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 (абзац 3) статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) субъект Российской Федерации устанавливает цену земли в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20.12.2007 N 102-З "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" выкупная цена спорного земельного участка определена в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В силу решения Саранского городского Совета депутатов от 23.11.2005 N 174 "Об установлении земельного налога" к применению подлежит ставка земельного налога в размере 1,5 процента.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.12.2007 N 612 утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 7 202 813 рублей 95 копеек. Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 06.10.2008 N 439 постановление Правительства от 29.12.2007 N 612 распространяет действие на правоотношения, возникающие с 1 января 2008 года.
Суд установил, что с 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка составляла 7 202 813 рублей 95 копеек, договор купли-продажи заключен 06.02.2008, следовательно, с учетом того, что выкупная цена земельного участка рассчитывалась из кадастровой стоимости земельного участка, на момент заключения договора цена земельного участка должна была составлять 756 295 рублей 46 копеек. При наличии доказательств оплаты более высокой цены суд правомерно удовлетворил исковые требования по возврату излишне уплаченного по сделке с учетом положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
При таких обстоятельствах по делу окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.05.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по делу N А39-4833/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
Г.С. Апряткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20.12.2007 N 102-З "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" выкупная цена спорного земельного участка определена в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В силу решения Саранского городского Совета депутатов от 23.11.2005 N 174 "Об установлении земельного налога" к применению подлежит ставка земельного налога в размере 1,5 процента.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.12.2007 N 612 утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 7 202 813 рублей 95 копеек. Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 06.10.2008 N 439 постановление Правительства от 29.12.2007 N 612 распространяет действие на правоотношения, возникающие с 1 января 2008 года.
Суд установил, что с 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка составляла 7 202 813 рублей 95 копеек, договор купли-продажи заключен 06.02.2008, следовательно, с учетом того, что выкупная цена земельного участка рассчитывалась из кадастровой стоимости земельного участка, на момент заключения договора цена земельного участка должна была составлять 756 295 рублей 46 копеек. При наличии доказательств оплаты более высокой цены суд правомерно удовлетворил исковые требования по возврату излишне уплаченного по сделке с учетом положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2012 г. N Ф01-5275/11 по делу N А39-4833/2010