Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.05.2011, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011, принятое судьями Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., Ившиной Г.Г., по делу N А82-11892/2010 по заявлению некоммерческого партнерства "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" к мэрии города Ярославля о признании решения недействительным и взыскании 33 230 рублей ущерба и 272 рублей процентов и встречному иску мэрии города Ярославля к некоммерческому партнерству "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" о взыскании 140 096 рублей 61 копейки, использованных не по целевому назначению, и 7 838 рублей 94 копеек процентов, и установил:
некоммерческое партнерство "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" (далее - Некоммерческое партнерство, НП "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Мэрия) о признании недействительным решения Мэрии от 16.06.2010 N 4/23-2975, к Департаменту финансов мэрии города Ярославля (далее - Департамент) о взыскании 41 703 рублей 39 копеек в качестве компенсации ущерба, причиненного незаконным списанием денежных средств, и 705 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами с 15.09.2010 по 21.01.2011, а также 24 000 рублей судебных расходов.
Мэрия обратилась в Арбитражный суд Ярославской области со встречным исковым заявлением к Некоммерческому партнерству с требованиями, уточненными на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании в бюджет города Ярославля средств субсидии в размере 140 096 рублей 61 копейки, использованных не по целевому назначению, а также 7 838 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2011 в удовлетворении исковых требований Некоммерческому партнерству отказано; исковые требования Мэрии удовлетворены в части взыскания с НП "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" в бюджет города Ярославля 140 096 рублей 61 копейки средств субсидии, использованных не по целевому назначению. В удовлетворении остальной части заявленных требований Мэрии отказано.
Постановлением апелляционного суда от 02.09.2011 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Мэрия обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа во взыскании с Некоммерческого партнерства процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ссылаясь на статьи 2, 124, 309, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что правоотношения между сторонами в данном случае имеют гражданско-правовую природу и носят имущественный характер, в связи с чем суды необоснованно квалифицировали эти отношения как бюджетные. Мэрия полагает, что статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению к любому денежному обязательству независимо от природы денежных средств по этому обязательству.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в суд, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.09.2009 Комиссия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства приняла решение о предоставлении НП "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" субсидии из бюджета города Ярославля в размере 267 800 рублей на возмещение части затрат, связанных с организацией участия субъектов малого и среднего предпринимательства в IV Межрегиональном Форуме Риэлторов (далее - форум) в соответствии с целями, предусмотренными городской целевой Программой содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением мэра города Ярославля от 15.10.2008 N 2862.
27.10.2009 Мэрия и Некоммерческое партнерство заключили договор о предоставлении субсидии, согласно которому в соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 05.12.2008 N 46 "О бюджете города Ярославля на 2009 год" и постановлением мэра города Ярославля от 15.10.2008 N 2862 "О городской целевой Программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле на 2009 - 2011 годы" Мэрия предоставляет получателю субсидию на возмещение затрат, связанных с организацией участия субъектов малого и среднего предпринимательства в международных, межрегиональных, областных, межмуниципальных, городских конкурсах, чемпионатах и иных мероприятиях, связанных с повышением профессионального мастерства, выставках, форумах, конференциях (пункт 1.1); субсидия предоставляется на возмещение затрат, связанных с организацией участия субъектов малого и среднего предпринимательства в Межрегиональном форуме риэлторов "Развитие рынка недвижимости Центрального региона России в новых экономических условиях" в соответствии с приложением 2 к городской целевой Программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле на 2009 - 2011 годы (пункт 1.2); субсидия предоставляется путем перечисления средств лицевого счета Мэрии на расчетный счет получателя в размере 267 800 рублей не позднее 15.11.2009 (пункт 2.1); получатель обязан осуществить расходование средств субсидии в соответствии с целями, определенными пунктом 1.2 договора; представить в Управление развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма Мэрии отчеты с приложением подтверждающих документов о расходовании средств субсидии (не позднее 10 дней с момента осуществления соответствующих расходов), в том числе с указанием участников мероприятия, участие которых было организовано получателем и документов, подтверждающих их соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; о конкретных результатах, достигнутых посредством получения субсидии (в срок до 1 апреля и до 1 октября 2010 года) (пункты 3.1.1, 3.1.4); за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 4.1); при установлении нецелевого использования бюджетных средств субсидия в размере суммы нецелевого использования подлежит возврату с расчетного счета получателя в бюджет города Ярославля в безакцептном порядке в соответствии с условиями дополнительных соглашений к договорам банковских счетов, предусмотренных подпунктом 3.1.5. пункта 3.1. настоящего договора (пункт 4.2).
10.11.2009 Департамент на счет НП "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" перечислил 267 800 рублей.
01.12.2009 Некоммерческое партнерство представило отчет о проведении форума, из которого следует, что в нем приняли участие 79 предприятий малого и среднего бизнеса города Ярославля, в том числе агентства недвижимости, строительные, землеустроительные, финансовые, инвестиционные, страховые и оценочные компании. К отчету приложены документы, подтверждающие произведенные при проведении форума расходы, а также документы, подтверждающие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении 19 участников форума.
16.06.2010 Мэрия направила в адрес НП "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" письмо, в котором предложила последнему возвратить субсидию в сумме 181 800 рублей, расходование которой сочла нецелевым в связи с тем, что участниками форума являлись не только субъекты малого и среднего предпринимательства, но и иные организации.
02.09.2010 Департамент выставил платежное требование на списание в безакцептном порядке со счета Некоммерческого партнерства 181 800 рублей. Всего со счета НП "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" списано 41 703 рубля 39 копеек.
В связи с тем, что Некоммерческое партнерство не вернуло сумму субсидии, в той части, которая идентифицирована Департаментом как использованная не в соответствии с целью ее предоставления, Мэрия обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, о взыскании с НП "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" в бюджет города Ярославля средств субсидии в размере 140 096 рублей 61 копейки, использованных не по целевому назначению, а также 7 838 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что решение Департамента от 16.06.2010 о нецелевом расходовании 181 800 рублей субсидии является правомерным, а действия Департамента по списанию денежных средств с расчетного счета Некоммерческого партнерства - законными и обоснованными, в связи с чем частично удовлетворил исковые требования Мэрии о взыскании с НП "Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов" 140 096 рублей 61 копейки субсидии, использованной не по целевому назначению; во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отказал, поскольку счел, что рассматриваемый спор возник в сфере бюджетных правоотношений, на которые положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2); нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3).
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов, в том числе в связи с оказанием услуг. При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанность по уплате процентов за пользование безвозмездно и безвозвратно предоставленными денежными средствами (субсидией) в случае использования их не по целевому назначению. Положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на бюджетные правоотношения, в частности на правоотношения, связанные с предоставлением юридическому лицу субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.
В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством,
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии.
При таких обстоятельствах суды обоснованно квалифицировали правоотношения между Мэрией и Некоммерческим партнерством как бюджетные.
Суды сделали правильный вывод о том, что нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) в данном случае применению не подлежат, в связи с чем обоснованно отказали Мэрии во взыскании с Некоммерческого партнерства процентов за пользование чужими денежными средствами.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба Мэрии удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.05.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 по делу N А82-11892/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов, в том числе в связи с оказанием услуг. При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанность по уплате процентов за пользование безвозмездно и безвозвратно предоставленными денежными средствами (субсидией) в случае использования их не по целевому назначению. Положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на бюджетные правоотношения, в частности на правоотношения, связанные с предоставлением юридическому лицу субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.
В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством,
...
Суды сделали правильный вывод о том, что нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) в данном случае применению не подлежат, в связи с чем обоснованно отказали Мэрии во взыскании с Некоммерческого партнерства процентов за пользование чужими денежными средствами."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2012 г. N Ф01-5929/11 по делу N А82-11892/2010
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5929/11
08.11.2011 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6217/11
01.09.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4105/11
18.07.2011 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4492/11
23.05.2011 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-11892/2010