Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Базилевой Т.В., Фоминой О.П.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - государственного учреждения Республики Коми "Кардиологический диспансер" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.07.2011, принятое судьей Вакулинской М.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011, принятое судьями Тетерваком А.В., Чернигиной Т.В., Щелокаевой Т.А., по делу N А29-2977/2011 по иску Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" к государственному учреждению Республики Коми "Кардиологический диспансер" о взыскании стоимости поставленного товара
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми и установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к государственному учреждению Республики Коми "Кардиологический диспансер" (далее - Диспансер) о взыскании 67 973 рублей 76 копеек стоимости поставленного товара и 200 рублей судебных расходов.
Решением суда от 19.07.2011 исковое требование удовлетворено в части взыскания с Диспансера 67 973 рублей 13 копеек задолженности и 2918 рублей 92 копеек судебных расходов. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами в удовлетворенной части исковых требований, Диспансер обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 454, 486, 515, 1102, 1105, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также нарушили статьи 168, 170 АПК РФ.
По мнению заявителя жалобы, истец в товарных накладных умышленно указывал номера государственных контрактов с истекшим сроком действия. Стороной спорных государственных контрактов является Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее - Фонд), поэтому денежные средства за поставленный товар должны быть взысканы с Фонда. Фонд не обеспечил своевременную выборку получателями товара с места централизованного хранения, в связи с чем истец имел право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя (Фонда) оплаты товаров.
Подробно доводы Диспансера изложены в кассационной жалобе.
Истец в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами ответчика, считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу поддержал позицию истца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд (заказчик) и Предприятие (поставщик) заключили государственные контракты: от 06.02.2008 N А01/08, от 10.02.2008 N А02/08, от 29.08.2008 N А01/254 на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми, на первое и второе полугодие 2008 года (далее - контракты).
В соответствии с условиями контрактов поставщик обязался осуществить поставку, а заказчик - оплатить товар, исходя из условий открытых аукционов и в соответствии со спецификациями, являющимися неотъемлемыми частями данных контрактов; местом доставки товара является склад уполномоченной организации с последующей доставкой лекарственных средств в лечебно-профилактические учреждения Республики Коми, оказывающие медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 3.2.1 контрактов N А01/08 и А02/08 поставщик обязался произвести поставку товара уполномоченной организации в течение 10 дней с даты заключения контракта - 50 процентов объема поставки, оставшиеся 50 процентов - в период с 01.04.2008 по 30.04.2008 с последующей передачей получателю на основании договора, заключенного между поставщиком и уполномоченной организацией.
В силу пункта 3.2.1 контракта N А01/254 поставщик обязался произвести поставку товара уполномоченной организации в объеме 100 процентов в течение 20 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
В силу пункта 4.1 контрактов N А01/08, А02/08 поставка товаров осуществляется поставщиком получателям в течение первого полугодия 2008 года в соответствии с текущей заявкой получателя в рамках спецификации.
Согласно пункту 4.1 контракта N А01/254 поставка товаров осуществляется поставщиком в сроки, указанные в пункте 3.2.1 контракта, с последующей передачей уполномоченной организацией товара получателям.
В пунктах 12.1, 12.2 контрактов N А01/08, А02/08 предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 01.08.2008. Срок поставки товара получателям устанавливается с даты заключения контракта по 30.06.2008.
В пункте 12.1 контракта N А01/254 установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2008.
В приложениях N 1 к контрактам указаны спецификации в разрезе наименований лекарственных средств и лечебно-профилактических учреждений.
20.02.2008 Фонд, Предприятие (уполномоченная организация) и Диспансер заключили договор N 1/6 о взаимодействии сторон по обеспечению лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, дезинфицирующими средствами, расходными материалами, кислородом.
Согласно пункту 2.1 договора от 20.02.2008 N 1/6 Фонд размещает заказ, сформированный Министерством здравоохранения Республики Коми по заявкам Диспансера, для проведения закупок; в качестве государственного заказчика проводит закупки товара для обеспечения Диспансера; производит расчеты с поставщиками за товар, полученный Диспансером, за счет средств обязательного медицинского страхования; представляет уполномоченной организации копии заключенных государственных контрактов со спецификациями; представляет Диспансеру спецификации в электронном виде.
Согласно пункту 2.2 договора от 20.02.2008 N 1/6 Диспансер представляет в Министерство здравоохранения Республики Коми для формирования государственного заказа плановые и срочные заявки; представляет уполномоченной организации требования в соответствии со спецификациями в размере 1/6 количества товара, указанного в спецификациях; обязан обеспечить выборку товара, закупленного по его заявке, в период действия государственных контрактов не позднее 15 дней после получения требования от ЛПУ; обязан принять товар, передаваемый Диспансеру уполномоченной организацией без заявки Диспансера, по основаниям, предусмотренным в пункте 2.3.4 договора; получает в соответствии со своими заявками и спецификациями товар в пределах денежного норматива потребления; производит приемку, хранение и использование товара в соответствии с действующим законодательством; осуществляет выборку товара в пределах утвержденного денежного норматива потребления.
В силу пункта 2.3 договора от 20.02.2008 N 1/6 уполномоченная организация осуществляет прием от поставщика, хранение и отпуск в Диспансер товара; осуществляет отпуск товара в Диспансер в соответствии с ежемесячными требованиями Диспансера в размере не менее 1/6 количества товара, указанного в спецификациях, не позднее 15 дней после получения требования от Диспансера; в случае отсутствия требований Диспансера уполномоченная организация вправе отгрузить (передать) Диспансеру 1/6 количества товара, указанного в спецификациях, в месяц или более.
Срок действия Договора от 20.02.2008 N 1/6 сторонами определен с даты заключения до 31.12.2008 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008.
Суды установили, что по товарным накладным от 11.02.2009 N СК00005572 на сумму 59 885 рублей 80 копеек, от 12.02.2009 N 228 на сумму 3798 рублей 06 копеек, от 20.03.2009 N 394 на сумму 4289 рублей 90 копеек истец поставил в адрес Диспансера товар. Данные товарные накладные содержат ссылки на заключенные контракты от 06.02.2008 N А01/08, от 10.02.2008 N А02/08, от 29.08.2008 N А01/254.
Факт поставки товара по указанным товарным накладным ответчик не отрицает.
В письмах от 27.07.2009 N 07/5179, от 29.07.2009 N 07/5215, от 03.08.2009 N 07/5309 Фонд отклонил оплату выставленных Предприятием счетов-фактур и возвратил их истцу в связи с истечением срока действия государственных контрактов.
Отсутствие платы за поставленные фармацевтические препараты послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статьями 425, 511, 531, 525, 526, 1102, 1104 Кодекса, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что после истечения срока действия государственных контрактов обязанность Предприятия поставлять предусмотренный государственными контрактами товар должна быть прекращена, в связи с чем квалифицировал произведенные истцом по истечении срока действия государственных контрактов поставки как разовые сделки купли-продажи.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.
В силу статьи 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Кодекса).
В соответствии с часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений указанного Федерального закона.
На основании статьи 525 Кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 526 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно статье 531 Кодекса в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 Кодекса. В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.
В статье 516 Кодекса установлено, что покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Кодекса законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (пункт 1 статьи 511 Кодекса).
Суды установили, и это не противоречит имеющимся в деле документам, что в государственных контрактах стороны определили сроки поставки товара и сроки действия контрактов. Поставка товаров по указанным истцом накладным произведена не в установленные контрактами сроки после истечения сроков действия государственных контрактов. Данный факт стороны не отрицают.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что после истечения срока действия договора обязанность поставщика поставлять предусмотренный государственными контрактами товар должна быть прекращена, произведенные истцом по истечении срока действия государственных контрактов поставки следует расценивать как разовые сделки купли-продажи между Предприятием и Диспансером.
Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (часть 3 статьи 455 Кодекса).
При отсутствии единого документа, подписанного сторонами, наличие в накладной сведений о наименовании и количестве продукции дает основание считать состоявшуюся передачу товара полномочному представителю ответчика разовой сделкой купли-продажи и применить к правоотношениям сторон нормы главы 30 "Купля-продажа" Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 454 Кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 486 Кодекса).
Суды установили, что спорный товар Диспансер принял.
Доказательств оплаты поставленного товара материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования Предприятия о взыскании задолженности с Диспансера, как непосредственного получателя товара.
Довод заявителя жалобы об умышленном указании в спорных накладных в качестве основания поставки просроченных контрактов суд округа отклонил, как неподтвержденный материалами дела.
Ссылка ответчика на неисполнение Фондом взятых на себя обязательств по обеспечению выборки товара является необоснованной, так как поставка товаров осуществлялась вне рамок прекративших свое действие государственных контрактов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.07.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 по делу N А29-2977/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Республики Коми "Кардиологический диспансер" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное учреждение Республики Коми "Кардиологический диспансер".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Кодекса законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (пункт 1 статьи 511 Кодекса).
...
Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (часть 3 статьи 455 Кодекса).
При отсутствии единого документа, подписанного сторонами, наличие в накладной сведений о наименовании и количестве продукции дает основание считать состоявшуюся передачу товара полномочному представителю ответчика разовой сделкой купли-продажи и применить к правоотношениям сторон нормы главы 30 "Купля-продажа" Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 454 Кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 486 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 января 2012 г. N Ф01-5739/11 по делу N А29-2977/2011