г. Киров
21 октября 2011 г. |
Дело N А29-2977/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2011 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Тетервака А.В.
судей Щелокаевой Т.А., Чернигиной Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Родиной Ю.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Сазонова Е.В., доверенность N 383-ю от 31.12.2010 года,
от ответчика: Нанинец А.Л., доверенность от 15.10.2010 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Республики Коми "Кардиологический диспансер"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.07.2011 по делу N А29-2977/2011, принятое судом в составе судьи Вакулинской М.В.,
по иску государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (ИНН: 1101487569, ОГРН: 1061101040032) к государственному учреждению Республики Коми "Кардиологический диспансер" (ИНН: 1101487230, ОГРН: 1021100521860),
третье лицо: государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (далее - ГУП РК "ГАРК", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к государственному учреждению Республики Коми "Кардиологический диспансер" (далее - Кардиологический диспансер, ответчик, заявитель).
Предметом иска (с учетом его уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) явились требования истца о взыскании с ответчика 67 973 руб. 76 коп. неосновательного обогащения, 200 руб. судебных расходов за получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 1102, 1105 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд, третье лицо).
Ответчик исковые требования не признал.
Третье лицо поддержало исковые требования в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.07.2011 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика взыскано 67 973 руб. 13 коп. неосновательного обогащения, 2 918 руб. 92 коп. судебных расходов; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Республики Коми, Кардиологический диспансер обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд необоснованно не применил пункт 4 статьи 1109 Гражданского Кодекса Российской Федерации; истец знал о том, что на момент поставки срок действия контракта истек. Также суд не применил положения статьи 515 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не учел пункт 3.1.3 спорных государственных контрактов, в нарушении которого Фонд, являющийся покупателем лекарственных средств по контрактам, не обеспечил своевременную выборку товара, и должен нести ответственность по его оплате. В нарушение статей 168 и 170 АПК РФ судом не учтены возражения ответчика, изложенные в отзывах на иск.
По мнению заявителя, суд не принял во внимание тот факт, что в соответствии с действующим законодательством в области охраны здоровья граждан и медицинского страхования, Кардиологический диспансер обязан оказывать бесплатную медицинскую помощь застрахованным лицам, а Фонд обязан оплачивать такую помощь и стоимость затраченных лекарственных средств.
Считает, что на стороне ответчика не возникло неосновательного обогащения. Полагает, что надлежащим ответчиком является Фонд, поскольку он не оплатил стоимость поставленных лекарственных средств, а Кардиологический диспансер не является стороной спорных государственных контрактов.
ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" в отзывах на апелляционную жалобу с доводами заявителя, изложенными в ней, не согласились, решения суда просили оставить в силе.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 19.07.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что в 2008 году между Фондом (заказчик) и ГУП РК "ГАРК" (поставщик) были заключены следующие государственные контракты:
- государственный контракт от 06.02.2008 N А01/08 на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми, на 1 полугодие 2008 года (далее - Контракт N А 01/08, т.1 л.д. 6-9);
- государственный контракт от 10.02.2008 N А02/08 на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми, на 1 полугодие 2008 года (далее - Контракт N А 02/08, т.1 л.д. 21-26);
- государственный контракт от 29.08.2008 N А01/254 на поставку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми, на 2 полугодие 2008 года (далее - Контракт N А 01/254, т.1 л.д. 27-30).
В соответствии с условиями Контрактов поставщик обязался осуществить поставку, а заказчик - оплатить товар, исходя из условий открытых аукционов и в соответствии со спецификациями (Приложение N 1), являющимися неотъемлемыми частями данных контрактов; местом доставки товара является склад уполномоченной организации с последующей доставкой лекарственных средств в лечебно-профилактические учреждения Республики Коми, оказывающие медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.
В силу пунктов 3.2.1 Контрактов N А01/08, N А02/08 поставщик обязался произвести поставку товара уполномоченной организации в течение 10 дней с даты заключения контракта - 50% объема поставки, оставшиеся 50% - в период с 01.04.2008 по 30.04.2008, с последующей передачей получателю на основании договора, заключенного между поставщиком и уполномоченной организацией.
В силу пункта 3.2.1 Контракта N А01/254 поставщик обязался произвести поставку товара до уполномоченной организации в объеме 100 % (по лоту N 1) в течение 20 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
Согласно пунктам 3.2.7, 3.2.8 Контрактов поставщик обязался в течение 10 дней с момента поставки товара направить заказчику уведомление, подтвержденное уполномоченной организацией, о поставке товара, качество которого подтверждается сертификатами соответствия или другими необходимыми документами, удостоверяющими качество.
В силу пункта 4.1 Контрактов N А01/08, N А02/08 поставка товаров осуществляется поставщиком получателям в течение первого полугодия 2008 года в соответствии с текущей заявкой получателя в рамках спецификации.
Согласно пункту 4.1 Контракта N А01/254 поставка товаров осуществляется поставщиком в сроки, указанные в пункте 3.2.1 контракта, с последующей передачей уполномоченной организацией товара получателям.
На основании пунктов 4.3 Контрактов N А01/08, N А02/08, пункта 4.2 Контракта N А01/254 датой поставки товара является дата приемки товара получателем и подписания им накладных. При передаче товара поставщик предоставляет следующие документы в четырех экземплярах: счета-фактуры и товарные накладные с обязательной ссылкой на номер контракта в электронном виде (в формате, установленном заказчиком) и бумажном виде, а также сертификаты соответствия и другие необходимые документы, подтверждающие качество товара. Для оплаты товара поставщик представляет заказчику счета-фактуры и товарные накладные с обязательной ссылкой на номер контракта ежемесячно до 5 числа, следующего за отчетным, на электронном и бумажных носителях в формате, установленном заказчиком.
Пунктом 5.5 Контрактов предусмотрено, что оплата производится с расчетного счета заказчика в течение срока действия контракта.
Согласно пунктов 5.8 Контракта N А01/254 оплата товара производится заказчиком поэтапно: предоплата 30% в течение 5 дней с момента заключения контракта, оставшиеся 70% перечисляются поставщику в течение 5 дней после получения заказчиком документов, указанных в пункте 4.2 контракта.
В силу пункта 5.8 Контрактов N А01/08, N А02/08 оплата товара производится заказчиком поэтапно: предоплата 30% - по 10% ежемесячно с момента заключения контракта; остальные 70% перечисляются поставщику в течение 5 дней с момента получения необходимых документов, указанных в пункте 4.3. контракта.
Пунктами 12.1-12.2 Контрактов N А01/08, N А02/08 предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 01.08.2008. Срок поставки товара получателям устанавливается с даты заключения контракта по 30.06.2008.
В пункте 12.1 Контракта N А01/254 установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2008.
В Приложениях N 1 к Контрактам указаны спецификации в разрезе наименований лекарственных средств и лечебно-профилактических учреждений.
20.02.2008 между Фондом, ГУП РК "ГАРК" (уполномоченная организация) и Кардиологическим диспансером (ЛПУ) заключен договор о взаимодействии сторон по обеспечению лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, дезинфицирующими средствами, расходными материалами, кислородом N 1/6 (далее - Договор N1/6 от 20.02.2008, т.1 л.д. 86-91).
Согласно пункту 2.1 Договора N 1/6 от 20.02.2008 Фонд: размещает заказ, сформированный Министерством здравоохранения Республики Коми по заявкам ЛПУ, для проведения закупок; в качестве государственного заказчика Фонд проводит закупки товара для обеспечения ЛПУ; производит расчеты с поставщиками за товар, полученный ЛПУ за счет средств обязательного медицинского страхования; представляет уполномоченной организации копии заключенных государственных контрактов со спецификациями; представляет ЛПУ спецификации в электронном виде.
Согласно пункту 2.2 Договора N 1/6 от 20.02.2008 ЛПУ: представляет в Министерство здравоохранения Республики Коми для формирования государственного заказа плановые и срочные заявки; представляет уполномоченной организации требования в соответствии со спецификациями в размере 1/6 количества товара, указанного в спецификациях; обязано обеспечить выборку товара, закупленного по его заявке, в период действия государственных контрактов не позднее 15 дней после получения требования от ЛПУ; обязано принять товар, передаваемый ЛПУ уполномоченной организацией без заявки ЛПУ по основаниям, предусмотренным пунктом 2.3.4 договора; получает в соответствии со своими заявками и спецификациями товар в пределах денежного норматива потребления; производит приемку, хранение и использование товара в соответствии с действующим законодательством; осуществляет выборку товара в пределах утвержденного денежного норматива потребления.
В силу пункта 2.3 уполномоченная организация: осуществляет прием от поставщика, хранение и отпуск в ЛПУ товара; осуществляет отпуск товара в ЛПУ в соответствии с ежемесячными требованиями ЛПУ в размере не менее 1/6 количества товара, указанного в спецификациях, не позднее 15 дней после получения требования от ЛПУ; в случае отсутствия требований ЛПУ уполномоченная организация вправе отгрузить (передать) ЛПУ 1/6 количества товара, указанного в спецификациях в месяц или более.
Срок действия Договора N 1/6 от 20.02.2008 сторонами определён с даты заключения до 31.12.2008 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008.
В феврале, марте 2009 года истец осуществил поставку лекарственных средств в адрес Кардиологического диспансера, что подтверждается товарными накладными N СК00005572 от 11.02.2009 на сумму 59 885 руб. 80 коп. (т.1 л.д. 36), N 228 от 12.02.2009 на сумму 3 798 руб. 06 коп. (т.1 л.д. 40), N 394 от 20.03.2009 на сумму 4 289 руб. 90 коп. (т.1 л.д. 39) и выставил Фонду для оплаты счета-фактуры.
Факт поставки товара по указанным товарным накладным ответчиком не оспаривается.
Письмами N 07/5179 от 27.07.2009, N 07/5215 от 29.07.2009, N 07/5309 от 03.08.2009 Фонд отклонил оплату указанных счетов-фактур, возвратив их истцу, в связи с истечением срока действия спорных государственных контрактов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений указанного Федерального закона.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (статья 509 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Статьей 531 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Согласно пункту 1 статьи 511 Гражданского кодекса Российской Федерации, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором.
Под недопоставкой понимается случай, когда поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок (пункт 1 статьи 520 Кодекса).
Иными словами, когда в договоре поставки предусмотрен срок поставки товара и срок действия договора поставки, то при просрочке передачи товара в согласованный в договоре срок за поставщиком, в соответствии с законом (статья 511 Кодекса), сохраняется обязанность восполнить недопоставку товаров в пределах срока действия договора поставки.
Следовательно, по общему правилу истечение срока действия договора поставки прекращает обязанность поставщика поставлять предусмотренный этим договором товар.
Как следует из материалов дела, в спорных государственных контрактах сторонами определены сроки поставки товара и сроки действия государственных контрактов.
Сторонами не оспаривается, что поставка лекарственных препаратов по вышеуказанным накладным произведена не в установленные Контрактами сроки и после истечения сроков действия государственных контрактов.
Пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Цены на лекарственные препараты, поставленные ответчику, были согласованы истцом и Фондом в спецификациях и дополнительном соглашении к государственным контрактам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
С учетом пункта 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Поскольку, поставка лекарственных средств по вышеуказанным накладным осуществлялась после окончания срока действия государственных контрактов, то, следовательно, на Фонд не может быть возложена обязанность по оплате товара, полученного вне рамок заключенного контракта.
Доказательств, подтверждающих, что аналогичные государственные контракты и договор о взаимодействии сторон по обеспечению лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, дезинфицирующими средствами расходными материалами, кислородом были также заключены в 2009 году, сторонами не представлено.
Таким образом, поставку медицинских товаров в адрес Кардиологического диспансера следует рассматривать как разовую поставку. Оплата такого товара должна быть произведена получателем, несмотря на то, что вина в ненадлежащем исполнении обязательств лежит на истце.
На данном основании суд первой инстанции обоснованно, на основании положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскал с ответчика стоимость полученных им медицинских товаров.
Ссылка заявителя на пункт 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованна, поскольку основания для применения данной правовой нормы отсутствуют.
В связи с изложенным при совокупности указанных выше обстоятельств, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы, понесенные им в связи с подачей апелляционной жалобы, возлагаются на него же.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 19 июля 2011 года по делу N А29-2977/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения Республики Коми "Кардиологический диспансер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Т.А. Щелокаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2977/2011
Истец: ГУП РК Государственные аптеки РК
Ответчик: ГУ РК Кардиологический диспансер
Третье лицо: ФОМС РК