Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2012.
Полный текст постановления изготовлен 15.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителя от истца: Котилевской А.А. (доверенность от 05.05.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и информационных технологий" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2011, принятое судьей Кирьяновым Д.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011, принятое судьями Кобелевой О.П., Гуреевой О.А., Сандаловым В.Г., по делу N А29-1799/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и информационных технологий" к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об обязании заключить охотохозяйственное соглашение,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет лесов Республики Коми и Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Вычегда", и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и информационных технологий" (далее - ООО "Центрлесинформ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) об обязании заключить охотохозяйственное соглашение.
Исковые требования основаны на статьях 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктах 3, 5, 6, 7 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) и мотивированы тем, что истец, получив в пользование охотничьи угодья на основании договора аренды лесного участка, вправе заключить охотохозяйственные соглашения без проведения аукциона и без внесения единовременной платы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет) и Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Вычегда" (далее - Общественная организация).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 22.06.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2011, отказал в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь частью 1 статьи 27 и статьей 71 Закона об охоте, суд посчитал, что истец, не получив долгосрочную лицензию до момента вступления в законную силу Закона об охоте, утратил исключительное право на заключение охотохозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Не согласившись с данными судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
Основные доводы кассационной жалобы сводятся к следующему. Отказ в заключении охотохозяйственного соглашения лишает истца возможности реализовать свое право использования арендуемой территории в соответствии с ее целевым назначением. По мнению заявителя, положения части 7 статьи 71 Закона об охоте могут распространяться не только на владельцев долгосрочных лицензий, но и на лиц, заключивших договоры аренды лесных участков.
Министерство не представило отзыва на кассационную жалобу.
Ответчик и Общественная организация, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Ходатайством от 18.01.2012 N 05/136 Комитет просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав полномочного представителя истца, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 25.11.2009 N 13/31, Комитет (арендодатель) и ООО "Центрлесинформ" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 01.12.2009 N 3, согласно которому арендатор принял лесной участок площадью 40 607,8 гектара, расположенный в Республике Коми, МО "Корткеросский район", ГУ "Локчимское лесничество", Лопыдинском участковом лесничестве, кварталы 10 - 24,31 - 45,54 - 68 сроком на 20 лет для использования в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты (пункты 1.1 - 1.4).
Договор аренды 30.12.2009 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми за номером 11-11-06/113/2009-749.
Дополнительным соглашением от 01.12.2010 стороны внесли изменения в договор аренды лесного участка, уточнив характеристики участка: перечень кварталов, их площадь и кадастровые кварталы. Дополнительное соглашение зарегистрировано 25.02.2011 в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми за номером 11-11-06/004/2011-264.
Письмом от 09.09.2010 N 37 Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении охотохозяйственного соглашения для ведения охотничьего хозяйства на арендуемой территории.
Министерство отказало в заключении названного соглашения, сославшись на отсутствие у Общества долгосрочной лицензии на пользование животным миром, о чем указало в письме от 01.10.2010 N 19-58/5656.
Общество посчитало, что, являясь арендатором лесного участка, оно вправе рассчитывать на заключение охотохозяйственного соглашения без проведения аукциона и без единовременной платы за заключение такого соглашения, и вновь обратилось в Министерство с письмом от 19.10.2010 N 39, указав, что на момент обращения в Министерство, на арендуемом лесном участке пользование животным миром осуществляет Общественная организация на основании выданной ранее долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, хотя такая лицензия является недействительной.
Повторный отказ Министерства послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации ведение охотничьего хозяйства является одним из видов лесопользования.
Вместе с тем статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на дату заключения договора аренды) предусматривалось, что ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире). Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
В статье 33 Закона о животном мире предусматривалось, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
В силу статьи 34 Закона о животном мире охота является видом пользования животным миром.
Таким образом, охота является видом пользования животным миром, а ведение охотничьего хозяйства - видом лесопользования. При этом указанные виды пользования приобретаются и реализуются каждый в самостоятельном порядке, в связи с чем заключение договора аренды лесного участка не влечет автоматического возникновения права пользования объектами животного мира (охотничьими ресурсами).
С принятием Закона об охоте с 01.04.2010 в названые положения Закона о животном мире внесены изменения и выдача долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира прекращена, пользование охотничьими ресурсами в соответствии с Законом об охоте осуществляется на основании охотохозяйственных соглашений и разрешений на добычу.
В части 1 статьи 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 названной статьи, не подлежат продлению (часть 2 статьи 71 Закона об охоте).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3 статьи 71 Закона об охоте).
Согласно части 4 статьи 71 Закона об охоте органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных правовых положений следует, что право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возникло у лиц, получивших долгосрочную лицензию на пользование животным миром до вступления в силу названного Закона (то есть до 01.04.2010).
Из материалов дела следует и суды установили, что истец, заключив договор аренды лесного участка, приобрел право лесопользования. Долгосрочной лицензии на право пользования животным миром истец не получал, а потому он не приобрел исключительного права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона. При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного окружной суд отклонил доводы заявителя жалобы, как несостоятельные. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу N А29-1799/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и информационных технологий" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1 статьи 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 названной статьи, не подлежат продлению (часть 2 статьи 71 Закона об охоте).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3 статьи 71 Закона об охоте).
Согласно части 4 статьи 71 Закона об охоте органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных правовых положений следует, что право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возникло у лиц, получивших долгосрочную лицензию на пользование животным миром до вступления в силу названного Закона (то есть до 01.04.2010)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2012 г. N Ф01-5817/11 по делу N А29-1799/2011