Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Фоминой О.П.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2011, принятое судьей Полицинским В.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011, принятое судьями Хоровой Т.В., Лысовой Т.В., Немчаниновой М.В., по делу N А29-2431/2011 по заявлению государственного учреждения "Республиканская инфекционная больница" к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми о признании частично недействительными предписания от 25.01.2011 N 05-16/467 и акта от 11.01.2011 и установил:
государственное учреждение "Республиканская инфекционная больница" (далее - ГУ "РИБ", Больница) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (в настоящее время - государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми", далее - Фонд) о признании недействительными пунктов 5, 8 предписания от 25.01.2011 N 05-16/467 и пункта 10 акта комплексной проверки от 11.01.2011.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2011 (с учетом определения от 04.08.2011) заявленные требования удовлетворены частично: признан недействительным пункт 8 предписания от 25.01.2011 N 05-16/467. В отношении требования о признании недействительным пункта 10 акта проверки от 11.01.2011 производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами в части признания его предписания недействительным и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, неполно выяснили обстоятельства дела и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, в ходе проверки для выявления расходов на питание пациентов, лечение которых оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования, Фонд правомерно применил методику в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации; Больница во исполнение статей 254, 318, 319 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом отраслевых особенностей здравоохранения должна была самостоятельно разработать механизм распределения расходов продуктов питания в разрезе отчетных периодов с применением экономически обоснованных показателей, а также обоснованную методику для отнесения данных расходов текущего отчетного периода на соответствующие источники финансирования и закрепить их в приказе об учетной политике. Заявитель считает ошибочным вывод судов о необходимости установления Фондом фактических расходов на питание в разрезе источников финансирования путем обсчета рациона питания каждого пациента.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел комплексную проверку целевого и рационального использования Больницей средств обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2008 по 30.09.2010.
По результатам проверки составлен акт от 11.01.2011 и выдано предписание от 25.01.2011 N 05-16/467 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования и средств, полученных в рамках преимущественно одноканального финансирования, выявленных в ходе проверки.
Согласно пункту 8 названного предписания Больнице указано на необходимость восстановления в месячный срок за счет собственных средств на счет Фонда 126 603 рублей 93 копеек, использованных не по целевому назначению на питание пациентов, получивших лечение по социально-значимой программе в четвертом квартале 2008, 2009 годов.
ГУ "РИБ" не согласилось с позицией Фонда и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьями 8 и 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету", Положением о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздрава Республики Коми от 26.04.2004 N 4/205, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о том, что Фонд не доказал, что Больницей допущено нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования на питание пациентов.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением бюджетных ассигнований, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В соответствии с пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 20.06.2001 N 2756), медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Средства, поступившие от территориального фонда на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функционирующими в системе обязательного медицинского страхования, в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению.
Согласно статье 24 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашениями между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что на основании тарифных соглашений, заключенных Фондом и Министерством здравоохранения Республики Коми на 2008 и 2009 годы на медицинские услуги, оказываемые ГУ "РИБ", в их состав включены, в том числе, расходы на продукты питания. Министерством здравоохранения Республики Коми утверждены бюджетные сметы расходов на 2008 и 2009 годы.
В проверяемом периоде лечение больных в Больнице осуществлялось как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств бюджетов.
Обеспечение пациентов питанием является частью общего лечения в соответствии с предоставляемыми Больницей медицинскими услугами.
Питание больных, получающих одновременное лечение в Больнице за счет разных источников финансирования, организуется на одной и той же базе с применением единых среднесуточных наборов продуктов на одного больного в лечебно-профилактических учреждениях в разрезе стандартов диет (приказ Минздрава России от 05.08.2003 N 330 (в редакции от 26.04.2006).
Продукты питания приобретались Больницей на средства, выделенные на эти цели. Списание продуктов питания производилось на основании меню-требования по средней фактической стоимости каждого продукта и по тому источнику, по которому продукты были приобретены.
Способы оплаты медицинских услуг лечебно-профилактических учреждений при реализации программы обязательного медицинского страхования Республики Коми определены в Положении о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, утвержденном приказом Минздрава Республики Коми от 26.04.2004 N 4/205. Такими способами являются: "за законченный случай лечения" и "по смете расходов".
Согласно приложению N 1 к данному Положению до 01.01.2010 медицинская помощь, оказываемая инфекционными больницами, к которым относится ГУ "РИБ", оплачивалась не "за законченный случай лечения", а "по смете расходов".
Сметы расходов Больницей в 2008 и 2009 годах не превышены. Указанный факт судами установлен и сторонами не оспаривается.
В ходе проверки Фонд исходил из данных распределения фактических расходов на питание больных и лиц, осуществляющих уход за больными, пропорционально доле принятых к оплате медицинских услуг в разрезе источников финансирования по законченным в соответствующем отчетном периоде случаям лечения больных.
Вместе с тем такой метод учета и распределения расходов на питание больных в проверяемом периоде нормативно не предусмотрен.
Исследовав представленные в дело документы, суды пришли к выводу о том, что Фонд не доказал нецелевого использования Больницей денежных средств в спорной сумме.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка Фонда на положения налогового законодательства подлежит отклонению, поскольку исполнение Больницей налоговых обязательств не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела и при отсутствии доказательств нецелевого расходования средств не влияет на выводы судов о необоснованности позиции Фонда.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины с кассационной жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации) перечисленная Фондом по платежному поручению от 02.12.2011 N 4475 государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по делу N А29-2431/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 02.12.2011 N 4475.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 20.06.2001 N 2756), медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
...
Согласно статье 24 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашениями между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.
...
Питание больных, получающих одновременное лечение в Больнице за счет разных источников финансирования, организуется на одной и той же базе с применением единых среднесуточных наборов продуктов на одного больного в лечебно-профилактических учреждениях в разрезе стандартов диет (приказ Минздрава России от 05.08.2003 N 330 (в редакции от 26.04.2006)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2012 г. N Ф01-144/12 по делу N А29-2431/2011