г. Нижний Новгород |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А29-8295/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2012.
Полный текст постановления изготовлен 19.03.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Комитета лесов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2011 принятое судьей Кирьяновым Д.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011, принятое судьями Лысовой Т.В., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А29-8295/2011
по иску Комитета лесов Республики Коми в лице государственного учреждения Республики Коми "Удорское лесничество"
к обществу с ограниченной ответственностью "Трудлес"
о взыскании неустойки
и установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет) в лице государственного учреждения Республики Коми "Удорское лесничество" (далее - Лесничество) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трудлес" (далее - Общество) о взыскании 455 112 рублей неустойки за нарушение лесохозяйственных требований, допущенных при заготовке древесины.
Исковое требование основано на статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктах 4.4.6, 4.1.12 договора аренды лесного участка от 23.04.2008 N 9 и мотивировано выявлением фактов неудовлетворительной очистки мест рубок от порубочных остатков, оставление не вывезенной в установленный срок древесины и оставление в лесу на летний период неокорененной древесины.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 01.11.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2011, отказал в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь статьями 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", суд исходил из того, что размер вреда, причиненного лесам, не может исчисляться по условиям договора аренды, а должен рассчитываться в соответствии с утвержденными таксами и методиками. Кроме того, суд посчитал, что нарушения, допущенные ответчиком, не предусмотрены действующим законодательством.
Не согласившись с данными судебными актами, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, арендатор может использовать арендованный лесной участок не придерживаясь требований лесного законодательства, тем самым нарушая пункт 4.4.1 договора аренды. Истец, как контролирующий орган, не может обязать арендатора соблюдать требования лесного законодательства.
Ходатайством от 28.02.2012 N 191 Комитет просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Общество не представило отзыв на кассационную жалобу; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 23.04.2008 N 9, согласно которому арендодатель передает в долгосрочное временное пользование (аренду), а арендатор принимает лесной участок общей площадью 28 551 гектар, расположенный по адресу: Республика Коми, МР "Удорский", ГУ "Удорское лесничество", Бутканское участковое лесничество, в кварталах: 186 - 200, 204 - 206, 208 - 216, 234 - 244, 247 - 252, 254 - 256, 258, 260 - 269, 271 - 274, 306 - 314, 328 - 340, 375 - 386, 397 - 401, 404 - 408, 435, 436, 530 - 537, 539 - 551.
Договор вступает в силу с момента государственной регистрации и действует до 22.12.2023 (раздел 7 договора). Договор зарегистрирован 13.07.2005 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми. Лесной участок передан по акту приема передачи от 23.04.2008.
В пунктах 4.1.1, 4.1.8, 4.1.12, 4.1.14 договора предусмотрено право арендодателя осуществлять проверку соблюдения арендатором требований лесного законодательства, норм ведения лесного хозяйства и условий договора, предъявлять арендатору иск о возмещении причиненного лесу вреда, взыскать неустойку за нарушения.
Как следует из пунктов 4.1.9 - 4.1.11, проверка разработки лесосек на предмет определения площади, пройденной рубкой, и по факту вывозки древесины проводится в месячный срок по окончании срока действия лесной декларации, а за соблюдением лесохозяйственных требований - после схода снежного покрова. О проверке извещается арендатор, и составляется двусторонний либо, если извещенный арендатор уклонился от участия в проверке, односторонний акт.
Согласно пунктам 4.1.12 и 4.4.6 договора арендатор, допустивший нарушение установленных правил (лесохозяйственных требований), возмещает неустойку. В частности, за оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках в размере 3-кратной ставки платы за объем не вывезенной в срок древесины.
Из пунктов 4.1.13 и 4.1.14 договора усматривается, что для исчисления неустойки используются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, отпускаемых на корню, по первому разряду такс независимо от того, к какому лесотаксовому разряду относится квартал, в котором допущены нарушения, без применения норм их снижения и разделения древесины на деловую и дровяную. Древесина учитывается в коре и для всего ее объема применяется ставка на деловую древесину средней категории крупности. Неустойка взыскивается арендодателем в соответствии с гражданским законодательством, после выдачи арендатору предписания с указанием сроков устранения недостатков и в случае их неустранения в установленный срок.
Ответственность сторон наступает в соответствии с действующим законодательством и договором за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, а арендатора - в порядке и на условиях, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, за оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках (пункты 5.1 и 5.4 договора).
Спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора N 9, или вопросы, не оговоренные в нем, подлежат урегулированию в досудебном (претензионном) порядке со сроком рассмотрения претензии 30 календарных дней с даты ее получения, а при недостижении согласия сторон - в арбитражном суде по месту нахождения арендодателя (пункт 8.1 договора).
Общество по лесным декларациям от 20.12.2009 и 15.03.2010 заявило о заготовке по договору N 9 древесины в срок до 31.12.2010.
Лесничество 15.06.2011 на основании договора N 9 с направлением Обществу извещения от 12.05.2011 N 339 и повторного извещения от 06.06.2011 N 402, соответственно на 06.06.2011 и 15.06.2011, провело без участия представителя указанного лица приемку выполненных работ по использованию лесов, о чем составило акты, в которых отражены нарушения, допущенные при заготовке древесины по лесной декларации от 15.03.2010, а именно: неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков в объеме 6,5 гектара (квартал 404, делянка 3), в объеме 12,5 гектара (квартал 314, делянка 1), оставление в лесу на летний период не окорененной в установленный срок хвойной древесины и древесины лиственных пород без пролыски в объеме 93 кубических метров (квартал 334, делянка 1), в объеме 320 кубических метров (квартал 405, делянка 3), оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке в объеме 93 кубических метров (квартал 334, делянка 1).
Комитет в лице Лесничества 30.06.2011 направил Обществу данные акты и предписание с требованием до 14.07.2011 устранить выявленные нарушения.
По результатам проверки выполнения предписания, проведенной Лесничеством без участия представителя Общества, получившего извещение от 04.07.2011, оформлены акт приемки работ и докладные записки лесничего от 14.07.2011, акты о лесонарушениях от 14.07.2011 N 10, 11, 12 и 13.
Согласно названным документам требования об устранении Обществом не выполнены, в связи с этим определена сумма неустойки, которая составила в общей сумме 455 112 рублей.
Комитет в извещении от 21.07.2011 N 554 предложил Обществу рассмотреть и перечислить неустойку в сумме 455 112 рублей в срок до 22.08.2011.
Неуплата ответчиком неустойки послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответственность за нарушение лесного законодательства предусмотрена главой 13 Лесного кодекса Российской Федерации. Так, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства".
Суды обеих инстанций установили, что расчет договорной неустойки не соответствует порядку определения размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, предусмотренного поименованным постановлением Правительства Российской Федерации, обоснованно посчитали недоказанным размер, подлежащий взысканию, и правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А29-8295/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Республики Коми решением от 01.11.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2011, отказал в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь статьями 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", суд исходил из того, что размер вреда, причиненного лесам, не может исчисляться по условиям договора аренды, а должен рассчитываться в соответствии с утвержденными таксами и методиками. Кроме того, суд посчитал, что нарушения, допущенные ответчиком, не предусмотрены действующим законодательством.
...
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Ответственность за нарушение лесного законодательства предусмотрена главой 13 Лесного кодекса Российской Федерации. Так, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства"."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 марта 2012 г. N Ф01-480/12 по делу N А29-8295/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-480/12
26.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7652/11
01.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8295/11
01.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8295/11