Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011, принятое судьей Шмыриным С.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011, принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Лысовой Т.В., по делу N А28-5122/2011 по заявлению общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" к Управлению охраны и использования животного мира Кировской области о признании незаконными действий и установил:
общественная организация "Кировское областное общество охотников и рыболовов" (далее - Общественная организация, Общество) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению охраны и использования животного мира Кировской области (далее - Управление) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления, осуществленных с пропуском установленного срока и направленных на занижение данных о численности медведей и уменьшение квоты добычи медведей, указанных в заявке Общественной организации от 15.04.2011, а также данных мониторинга от 31.03.2011, о возложении на Управление обязанности направить губернатору Кировской области соответствующий проект документа о внесении изменений в указ губернатора Кировской области от 28.07.2011 N 89 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области в сроки добывания 2011 - 2012 годов" в части изменения данных о численности медведей и квоты их добычи на территории охотхозяйства, подведомственного Общественной организации.
Решением суда первой инстанции от 14.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.12.2011 решение суда оставлено без изменения.
Общественная организация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228; установление квот добычи охотничьих ресурсов является функцией Управления и непосредственно затрагивает права и законные интересы охотопользователей, подавших соответствующие заявки на получение бланков разрешений. По его мнению, в трехдневный срок, начиная с 1 мая, Управление обязано уведомить заинтересованное лицо, подавшее заявку об установлении квоты на добычу охотничьих ресурсов в меньшем объеме. Общество указывает, что им не превышен норматив допустимого изъятия медведей.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Общественная организация представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общественной организации выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 13.12.2007 N 0002067, согласно которой ей переданы в пользование объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты и обитающие на территории Кировской области (территория Немского и Нолинского районов). Срок действия лицензии с 13.12.2007 по 03.09.2024.
Общество 15.04.2011 направило в Управление заявку на установление квот добычи охотничьих ресурсов в учебно-опытном охотничьем хозяйстве последнего в Нолинском, Немском районах Кировской области. В отношении медведя заявитель просил установить квоту добычи в объеме семи особей.
Общественная организация обратилась в Управление с письмом от 11.05.2011, в котором изложила просьбу внести изменения в проект указа губернатора Кировской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области", поскольку считает, что квота добычи медведя по Немскому району установлена в объеме одной особи, а по Нолинскому району квота не установлена.
Управление 30.05.2011 направило Обществу ответ, в котором указало, что квоту добычи медведя на период с 01.08.2011 до 01.08.2012 на территории, закрепленной за ним, планируется установить в меньшем объеме, чем определено заявкой, в связи с тем, что планируемая квота добычи медведя, указанная в заявке, выше нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также при установлении квоты не учтено снижение численности медведей относительно численности в предыдущем сезоне охоты.
Не согласившись с действиями Управления, которые, по мнению заявителя, направлены на занижение данных о численности медведей и уменьшение квоты добычи медведей, указанных в заявке от 15.04.2011, а также данных мониторинга от 31.03.2011, Общественная организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Губернатором Кировской области издан указ от 28.07.2011 N 89 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области в сроки добывания 2011 - 2012 годов" (далее - Указ губернатора от 28.07.2011), которым, в том числе, утверждены квоты добычи бурого медведя на территории Кировской области в сроки добывания 2011 - 2012 годов. Из данного у следует, что Общественной организации установлена квота добычи бурого медведя (Немский, Нолинский районы) в объеме двух особей.
Управление направило Общественной организации письмо от 01.08.2011 "О снижении квоты добычи", которым заявитель уведомлялся о том, что квота добычи медведя на период с 01.08.2011 до 01.08.2012 в закрепленном за Общественной организацией охотничьем угодье, установлена в объеме меньшем, чем определено заявкой, в связи с тем, что планируемая квота добычи медведя, указанная в заявке, выше нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также при установлении квоты не учтено снижение численности медведей относительно численности в предыдущем сезоне охоты.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), статьей 14 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228 (далее - Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи), Положением об управлении охраны и использования животного мира Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 11.11.2008 N 152/454 (далее - Положение об Управлении охраны и использования животного мира), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что квота добычи охотничьих ресурсов может считаться установленной и иметь правовые последствия при утверждении высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации проекта документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, действия Управления по уменьшению квоты добычи медведя, осуществленные при подготовке проекта указа губернатора Кировской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области", не нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 1 Закона N 209-ФЗ определено, что охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; лимитом добычи охотничьих ресурсов является объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - это часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья; охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В частях 3, 5 - 10 статьи 24 Закона N 209-ФЗ установлено, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 5). Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6). В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7). Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (часть 9). В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).
Согласно статье 14 Закона о животном мире государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В силу пунктов 4, 8, 9.1, 9.4, 9.5, 12, 13, 14, 16, 17 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов. В заявке для каждого вида охотничьих ресурсов необходимо указать: свойственную для вида охотничьего ресурса площадь обитания (если охотустройство не производилось, указывается общая площадь охотничьего угодья); численность и показатель численности на 1000 га в текущем году и за два предыдущих года; квоту добычи, выраженную в процентах от численности охотничьего ресурса в текущем году; квоту добычи, выраженную в количестве особей, предполагаемых к изъятию (пункт 4). В случае если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку (пункт 8). Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации: до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи; определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями; до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу (пункты 9.1, 9.4, 9.5). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 31 июля представляет для утверждения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проект документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации (пункт 12). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов (пункт 13). Документ, утверждающий лимиты добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, подлежит официальному опубликованию в установленном порядке (пункт 14). Внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях: требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов; на основании судебного решения (пункт 16). Документ субъекта Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в принятый документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов подлежит официальному опубликованию в установленном порядке (пункт 17).
Из приложения N 2 "Требования к содержанию документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов" к Порядку принятия документа об утверждении лимита добычи следует, что документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, в том числе, содержит сведения об утверждаемом лимите, квотах и объемах добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья и иной территории, являющейся средой обитания определенного вида охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктом 3.1.4.5 Положения об управлении охраны и использования животного мира Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 11.11.2008 N 152/454 (далее - Положение об Управлении охраны и использования животного мира), Управление охраны и использования животного мира Кировской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания разрабатывает и вносит на утверждение губернатору области предложения по установлению объемов (лимитов) и квот изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения (пункт 1). Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации (пункт 2).
Из частей 1, 2 статьи 56 Устава Кировской области Российской Федерации от 27.03.1996 N 12-ЗО, принятого Кировской областной Думой 29.02.1996, следует, что губернатор области в пределах своей компетенции издает указы по вопросам, требующим нормативного регулирования, и указы о назначении на должности, о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Кировской области, а по всем остальным вопросам - распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории области (часть 1). Указы губернатора, затрагивающие права и законные интересы граждан и юридических лиц, подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования (часть 2).
Таким образом, с момента вступления в силу указа губернатора об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов считается установленным лимит добычи охотничьих ресурсов в Кировской области. Действия по определению квоты добычи охотничьих ресурсов в целях подготовки проекта документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, как и разработанный проект данного документа до его утверждения и последующего вступления в силу, каких-либо юридических последствий для заинтересованных лиц не порождают и, следовательно, препятствий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не создают.
Как видно из материалов дела, Общественная организация направила в Управление заявку на установление квот добычи охотничьих ресурсов, в том числе в отношении медведя. 11.05.2011 заявитель направил в Управление письмо, в котором просил внести изменения в проект указа губернатора Кировской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области", в связи с тем, что посчитал необоснованной квоту на добычу медведя в Немском и Нолинском районах Кировской области.
Управление письмом сообщило, что квоту добычи медведя на период с 01.08.2011 до 01.08.2012 на территории, закрепленной за ООО "КОООиР", планируется установить в меньшем объеме, чем определено заявкой в связи с тем, что планируемая квота добычи медведя, указанная в заявке, выше нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также при установлении квоты не учтено снижение численности медведей относительно численности в предыдущем сезоне охоты. Данные действия Управления заявитель счел направленными на занижение данных о численности медведей и уменьшение квоты добычи медведей, указанных в заявке Общественной организации от 15.04.2011, а также данных мониторинга от 31.03.2011.
Вместе с тем из материалов дела следует, что указанные действия Управления были совершены в период подготовки проекта указа губернатора Кировской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области", который подписан последним 28.07.2011.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия Управления не нарушили права и законные интересы Общества.
Доводы заявителя о том, что на стадии установления (уменьшения) Управлением квот на добычу охотничьих ресурсов происходит нарушение прав и законных интересов юридических лиц - охотпользователей; уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (Управление) устанавливает квоты на добычу охотничьих ресурсов, а утверждение губернатором Кировской области данных квот носит формальный характер, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку согласно пунктам 2, 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов устанавливается путем утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года лимита добычи охотничьих ресурсов.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, поэтому кассационная жалоба Общественной организации не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 20.03.2012 N 75 государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит возврату Общественной организации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А28-5122/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлине в сумме 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на общественную организацию "Кировское областное общество охотников и рыболовов".
Возвратить общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.03.2012 N 75.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из частей 1, 2 статьи 56 Устава Кировской области Российской Федерации от 27.03.1996 N 12-ЗО, принятого Кировской областной Думой 29.02.1996, следует, что губернатор области в пределах своей компетенции издает указы по вопросам, требующим нормативного регулирования, и указы о назначении на должности, о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Кировской области, а по всем остальным вопросам - распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории области (часть 1). Указы губернатора, затрагивающие права и законные интересы граждан и юридических лиц, подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования (часть 2).
...
Доводы заявителя о том, что на стадии установления (уменьшения) Управлением квот на добычу охотничьих ресурсов происходит нарушение прав и законных интересов юридических лиц - охотпользователей; уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (Управление) устанавливает квоты на добычу охотничьих ресурсов, а утверждение губернатором Кировской области данных квот носит формальный характер, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку согласно пунктам 2, 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов устанавливается путем утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года лимита добычи охотничьих ресурсов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2012 г. N Ф01-1009/12 по делу N А28-5122/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6249/12
11.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6249/12
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1009/12
15.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6744/11
14.09.2011 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-5122/11