г. Киров |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А28-5122/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Слободенюка В.Б., действующего на основании доверенности от 18.07.2011,
представителя ответчика Караваевой Н.К., действующей на основании доверенности от 20.07.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011 по делу N А28-5122/2011, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.
по заявлению общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" (ОГРН 1024300010130, г. Киров, пер. Копанский, д. 9)
к Управлению охраны и использования животного мира Кировской области (г. Киров, ул. Володарского, д.82),
о признании незаконными действий,
установил:
общественная организация "Кировское областное общество охотников и рыболовов" (далее - заявитель, Общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению охраны и использования животного мира Кировской области (далее - ответчик, Управление) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления, осуществленных с пропуском установленного срока, направленных на занижение данных по численности медведей и уменьшение квоты добычи медведей, указанных в заявке Общественной организации от 15.04.2011 и данных мониторинга от 31.03.2011, возложении на Управление обязанности направить губернатору Кировской области соответствующий проект документа о внесении изменений в указ губернатора Кировской области от 28.07.2011 N 89 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области в сроки добывания 2011 - 2012 годов" в части изменения данных о численности медведей и квоты их добычи на территории охотхозяйства, подведомственного Общественной организации.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общественная организация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что на стадии установления (уменьшения) Управлением квот на добычу происходит нарушение прав и законных интересов юридических лиц - охотпользователей; уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (Управление) устанавливает квоты на добычу охотничьих ресурсов, а утверждение губернатором Кировской области данных квот на добычу охотничьих ресурсов носит формальный характер; исходя их смысла пункта 9.5 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи следует, что в трехдневный срок, начиная с 1 мая, Управление обязано уведомить заинтересованное лицо, подавшее заявку об установлении квоты на добычу охотничьих ресурсов в меньшем объеме; Обществом не превышен норматив допустимого изъятия медведей.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.12.2007 Общественной организации выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира N 0002067 (л.д. 33), согласно которой ей переданы в пользование объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, обитающие на территории Кировской области (территория Немского и Нолинского районов). Срок действия лицензии с 13.12.2007 по 03.09.2024.
15.04.2011 Общественная организация направила в Управление заявку на установление квот добычи охотничьих ресурсов в учебно-опытном охотничьем хозяйстве Общественной организации в Нолинском, Немском районах Кировской области. В отношении медведя заявитель просил установить квоту добычи в объеме семи особей (л.д. 25-26).
11.05.2011 Общественная организация направила в Управление письмо, в котором изложила просьбу внести изменения в проект указа губернатора Кировской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области", поскольку, сочло, что квота добычи медведя по Немскому району установлена в объеме одной особи, а по Нолинскому району квота не установлена (л.д. 27).
30.05.2011 Управление направило Общественной организации письмо, в котором указало, что квоту добычи медведя на период с 01.08.2011 до 01.08.2012 года на территории, закрепленной за Общественной организацией, планируется установить в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, в связи с тем, что планируемая квота добычи медведя, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также при установлении квоты не учтено снижение численности медведей относительно численности в предыдущем сезоне охоты (л.д. 28).
Не согласившись с действиями Управления, которые, по мнению заявителя, направлены на занижение данных по численности медведей и уменьшение квоты добычи медведей, указанных в заявке от 15.04.2011 и данных мониторинга от 31.03.2011, Общественная организация обратилась в арбитражный суд.
28.07.2011 губернатором Кировской области издан указ N 89 "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области в сроки добывания 2011 - 2012 годов" (далее - Указ губернатора от 28.07.2011), которым, в том числе утверждены квоты добычи бурого медведя на территории Кировской области в сроки добывания 2011-2012 годов. Из данного Указа следует, что Общественной организации установлена квота добычи бурого медведя (Немский, Нолинский районы) в объеме двух особей.
01.08.2011 Управление направило Общественной организации письмо "О снижении квоты добычи", которым заявитель уведомлялся о том, что квота добычи медведя на период с 01.08.2011 до 01.08.2012 года в закрепленном за Общественной организацией охотничьем угодье, установлена в объеме меньшем, чем объем, определенный заявкой, в связи с тем, что планируемая квота добычи медведя, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также при установлении квоты не учтено снижение численности медведей относительно численности в предыдущем сезоне охоты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что квота добычи охотничьих ресурсов может считаться установленной и иметь правовые последствия при утверждении высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации проекта документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, действия Управления по уменьшению квоты добычи медведя, осуществленные при подготовке проекта указа губернатора Кировской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области", права и законные интересы заявителя не нарушают.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте) определено, что охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; лимитом добычи охотничьих ресурсов является объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - это часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья; охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Частями 3, 5-10 статьи 24 Федерального закона об охоте предусмотрено, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 5). Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6). В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7). Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (часть 9). В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон о животном мире) государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно пунктам 4, 8, 9.1, 9.4, 9.5, 12, 13, 14, 16, 17 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (далее - Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов. В заявке для каждого вида охотничьих ресурсов необходимо указать: свойственную для вида охотничьего ресурса площадь обитания (если охотустройство не производилось, указывается общая площадь охотничьего угодья); численность и показатель численности на 1000 га в текущем году и за два предыдущих года; квоту добычи, выраженную в процентах от численности охотничьего ресурса в текущем году; квоту добычи, выраженную в количестве особей, предполагаемых к изъятию (пункт 4). В случае если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку (пункт 8). Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации: до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи; определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями; до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу (пункты 9.1, 9.4, 9.5). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 31 июля представляет для утверждения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проект документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации (пункт 12). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов (пункт 13). Документ, утверждающий лимиты добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, подлежит официальному опубликованию в установленном порядке (пункт 14). Внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях: требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов; на основании судебного решения (пункт 16). Документ субъекта Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в принятый документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов подлежит официальному опубликованию в установленном порядке (пункт 17).
Из приложения N 2 "Требования к содержанию документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов" к Порядку принятия документа об утверждении лимита добычи следует, что документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, в том числе содержит сведения об утверждаемом лимите, квотах и объемах добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья и иной территории, являющейся средой обитания определенного вида охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктом 3.1.4.5 Положения об управлении охраны и использования животного мира Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 11.11.2008 N 152/454 (далее - Положение об Управлении охраны и использования животного мира), Управление охраны и использования животного мира Кировской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания разрабатывает и вносит на утверждение губернатору области предложения по установлению объемов (лимитов) и квот изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения (пункт 1). Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации (пункт 2).
Из частей 1, 2 статьи 56 Устава Кировской области Российской Федерации от 27.03.1996 N 12-ЗО, принятого Кировской областной Думой 29.02.1996, следует, что, губернатор области в пределах своей компетенции издает указы по вопросам, требующим нормативного регулирования, и указы о назначении на должности, о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Кировской области, а по всем остальным вопросам - распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории области (часть 1) Указы губернатора, затрагивающие права и законные интересы граждан и юридических лиц, подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования (часть 2).
Таким образом, с момента вступления в силу указа губернатора об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов считается установленным лимит добычи охотничьих ресурсов в Кировской области. Действия по определению размера квоты добычи охотничьих ресурсов в целях подготовки проекта документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, как и разработанный проект данного документа до его утверждения и последующего вступления в силу, каких-либо юридических последствий для заинтересованных лиц не порождают, и, следовательно, препятствий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не создают.
Материалами дела подтверждено, что Общественная организация направила в Управление заявку на установление квот добычи охотничьих ресурсов, в том числе в отношении медведя. 11.05.2011 заявитель направил в Управление письмо, в котором просил внести изменения в проект указа губернатора Кировской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области", в связи с тем, что посчитал необоснованным размер квоты на добычу медведя в Немском и Нолинском районах. В ответ Управление направило письмо заявителю, в котором сообщило, что квоту добычи медведя на период с 01.08.2011 до 01.08.2012 на территории, закрепленной за ОО "КОООиР", планируется установить в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, в связи с тем, что планируемая квота добычи медведя, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также при установлении квоты не учтено снижение численности медведей относительно численности в предыдущем сезоне охоты. Данные действия Управления заявитель счел направленными на занижение данных по численности медведей и уменьшение квоты добычи медведей, указанных в заявке Общественной организации от 15.04.2011 и данных мониторинга от 31.03.2011.
Между тем из материалов дела следует, что указанные действия Управления имели место в период подготовки проекта указа губернатора Кировской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области", который был подписан губернатором 28.07.2011 и, соответственно, не могут нарушать права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на стадии установления (уменьшения) Управлением квот на добычу происходит нарушение прав и законных интересов юридических лиц - охотпользователей; уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (Управление) устанавливает квоты на добычу охотничьих ресурсов, а утверждение губернатором Кировской области данных квот на добычу охотничьих ресурсов носит формальный характер, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку согласно пунктам 2, 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов устанавливается путем утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года лимита добычи охотничьих ресурсов.
Остальные доводы заявителя судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку им дана надлежащая оценка при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Учитывая, что объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов на территории Кировской области устанавливается путем утверждения губернатором Кировской области лимита добычи охотничьих ресурсов, удовлетворение заявленных требований не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя, нарушенных, по мнению Общественной организации, обжалуемыми действиями (бездействием) ответчика. Данное обстоятельство в дополнение к ранее отмеченному также является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011 по делу N А28-5122/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5122/2011
Истец: Общественная организация "Кировское областное общество охотников и рыболовов"
Ответчик: Управление охраны и использования животного мира Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6249/12
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1009/12
15.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6744/11
14.09.2011 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-5122/11