См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2013 г. N Ф01-7919/13 по делу N А29-4091/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.03.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Фоминой О.П.
при участии представителей от истца: Плишкиной Е.А. (доверенность от 23.03.2012 N 14), от ответчика: Дзуцевой О.В. (доверенность от 02.05.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Усинское жилищно-коммунальное хозяйство" администрации муниципального образования городского округа "Усинск" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2011, принятое судьей Голубых В.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011, принятое судьями Поляковой С.Г., Великоредчаниным О.Б., Тетерваком А.В., по делу N А29-4091/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Транслайн" к муниципальному учреждению "Усинское жилищно-коммунальное хозяйство" администрации муниципального образования городского округа "Усинск" о взыскании долга по муниципальным контрактам,
третье лицо - администрация муниципального образования городского округа "Усинск", и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транслайн" (далее - ООО "Транслайн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению "Усинское жилищно-коммунальное хозяйство" администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - МУ "УЖКХ", Учреждение) о взыскании 6 028 437 рублей 83 копеек долга по муниципальным контрактам от 08.02.2011 N 47/МЗ, 48/МЗ, 49/МЗ, 50/МЗ, 51/МЗ, 52/МЗ, 53/МЗ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2011 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
МУ "УЖКХ" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статью 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель жалобы считает, что вина ответчика в неисполнении обязательства отсутствует, так как расчеты сумм субсидий направлены ответчику с нарушением установленного срока и оформлены не в соответствии с условиями контракта.
В судебном заседании представитель Учреждения подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов МУ "УЖКХ", просили оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация отзыв на кассационную жалобу в суд не представила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУ "УЖКХ" (заказчик) и ООО "Транслайн" (исполнитель) заключили муниципальные контракты от 18.01.2011 N 47/МЗ, 48/МЗ, 49/МЗ, 50/МЗ, 51/МЗ, 52/МЗ и 53/МЗ, по условиям которых заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по исполнению муниципального заказа по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам N 1, 3, 101, 102, 104, 105 и 107.
В силу пункта 2.1.1 контрактов заказчик обязан установить график осуществления рейсов по конкретному маршруту.
Согласно пункту 2.1.2 контрактов заказчик обязан предоставить исполнителю субсидии в целях компенсации выпадающих доходов в результате исполнения муниципального заказа по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - МОГО "Усинск") по маршруту, указанному в пункте 1.1 контрактов.
В силу пункта 2.1.4 контрактов заказчик обязан производить прием выполненных исполнителем объемов услуг за отчетный месяц либо дать мотивированный отказ в письменный форме.
В соответствии с пунктом 2.2.1 муниципальных контрактов исполнитель обязан обеспечить своевременное и качественное выполнение оказываемых услуг на собственном и привлеченном транспорте с количеством посадочных мест не менее 20, находящемся в технически исправном состоянии, управляемом квалифицированным персоналом, в соответствии с графиком работы автомобильного транспорта на данном маршруте (приложение N 1, которое является неотъемлемой частью муниципального контракта).
Согласно пункту 2.2.5 контрактов исполнитель обязан предоставлять в срок не позднее второго числа месяца в адрес заказчика заявку на компенсацию выпадающих доходов в результате исполнения муниципального заказа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, предоставлять заказчику в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным расчет суммы компенсации выпадающих доходов, оформленных в соответствии с действующим порядком финансирования (приложение N 2) (пункт 2.2.6. контрактов).
Источником оплаты выполненных работ по муниципальным контрактам являются плата пассажиров за проезд, а также средства бюджета МОГО "Усинск" на компенсацию выпадающих доходов в результате исполнения муниципального заказа по перевозке пассажиров по предусмотренному контрактами маршруту, предусмотренные ведомственной структурой расходов по заказчику (пункт 5.1 контрактов).
Согласно пункту 5.2 государственных контрактов предоставление субсидий осуществляется в соответствии с действующим на территории МОГО "Усинск" Порядком финансирования указанных расходов путем перечисления денежных средств на расчетные счета исполнителя.
В соответствии с пунктом 5.3 контрактов размер субсидий определяется исходя из стоимости рейса, определенной решением единой комиссии по размещению заказов от 18.01.2011, уменьшенной на сумму выручки, полученной от реализации разовых билетов, проездных билетов по проезду пассажиров и провозу багажа по маршруту, указанному в пункте 1.1 контрактов, а также суммой компенсации затрат исполнителя, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, возмещаемых из бюджетов всех уровней. Стоимость проезда пассажира и провоза багажа устанавливается с учетом предельных максимальных уровней тарифов на перевозки пассажиров автомобильным общественным транспортом, утвержденных Службой Республики Коми по тарифам, администрацией МОГО "Усинск".
В силу пункта 5.4 контрактов перечисление средств исполнителю за выполненные работы осуществляется со стороны заказчика в полном объеме при соблюдении исполнителем всех условий и выполнении работ с требуемым уровнем качества.
Согласно пункту 7.1 муниципальные контракты вступают в силу с 08.02.2011 и действуют по 30.06.2011.
Во исполнении муниципальных контрактов истец в марте и апреле 2011 года осуществлял перевозку пассажиров по установленным маршрутам, в обоснование чего представил билетно-учетные листы.
Письмами от 19.04.2011 N 43 и от 06.06.2011 N 68 истец направил в адрес МУ "УЖКХ" акты, счета-фактуры и расчеты сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов за март, апрель 2011 года.
28.04 и 06.06.2011 истец направил для согласования расчеты сумм субсидий за март, апрель 2011 года в Администрацию.
Ответчик возвратил Обществу счета-фактуры, акты и расчеты сумм субсидий для согласования с отделом промышленности и дорожного хозяйства Администрации.
Истец 14.06.2011 направил в адрес ответчика претензию с требованием в срок до 20.06.2011 погасить образовавшуюся задолженность в сумме 6 028 437 рублей 83 копеек за март и апрель 2011 года.
В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по муниципальным контрактам ООО "Транслайн" обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности в размере 6 028 437 рублей 83 копеек за период с 01.03 по 30.04.2011.
Руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил исковое требование. Суд пришел к выводу о наличии у ответчика задолженности в спорной сумме.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае факты оказания истцом услуг по перевозке пассажиров и несение соответствующих расходов судами установлены и подтверждены имеющимися в деле документами.
Доказательств оплаты ответчиком услуг в полном объеме материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судами первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены ими как несостоятельные.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по делу N А29-4091/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Усинское жилищно-коммунальное хозяйство" администрации муниципального образования городского округа "Усинск" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на муниципальное учреждение "Усинское жилищно-коммунальное хозяйство" администрации муниципального образования городского округа "Усинск".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмами от 19.04.2011 N 43 и от 06.06.2011 N 68 истец направил в адрес МУ "УЖКХ" акты, счета-фактуры и расчеты сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов за март, апрель 2011 года.
...
Ответчик возвратил Обществу счета-фактуры, акты и расчеты сумм субсидий для согласования с отделом промышленности и дорожного хозяйства Администрации.
...
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 марта 2012 г. N Ф01-282/12 по делу N А29-4091/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7919/13
20.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7237/12
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6925/12
24.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6925/12
30.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-282/12
14.09.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4091/11