Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Фоминой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
при участии представителя от заинтересованного лица: Огорелышевой А.И. (доверенность от 12.03.2012 N 50),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.10.2011, принятое судьей Лабжания Л.Д., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011, принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., по делу N А38-2770/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 11.04.2011 N 4412 и об обязании устранить допущенное нарушение прав и установил:
открытое акционерное общество "Волжский электромеханический завод" (далее - ОАО "ВЭМЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Фонд) от 11.04.2011 N 4412 об отказе в списании с лицевого счета 691 129 рублей 99 копеек пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и об обязании Фонда списать данную задолженность.
Решением суда от 13.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 59 Налогового кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, основанием для списания пеней в сумме 691 129 рублей 99 копеек являются статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации и решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.09.2010 по делу N А38-2178/2010, которым указанная сумма пеней признана безнадежной ко взысканию.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему, а также его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
ОАО "ВЭМЗ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 часов 10.04.2012 до 14 часов 17.04.2012.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.03.2011 ОАО "ВЭМЗ" обратилось в Фонд с заявлением о списании с лицевого счета задолженности по пеням, начисленным по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в сумме 691 129 рублей 99 копеек, как безнадежной ко взысканию, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.09.2010 по делу N А38-2178/2010 установлено, что Фонд утратил возможность принудительного взыскания указанной суммы.
По результатам рассмотрения данного заявления Фонд принял решение (изложенное в письме от 11.04.2011 N 4412) об отказе в списании с лицевого счета 691 129 рублей 99 копеек пеней, указав на отсутствие установленного порядка списания имеющейся у страхователя задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеням и штрафам.
Посчитав данный отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьями 1, 23 Федерального закона от 28 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о правомерности отказа Фонда в списании с лицевого счета Общества задолженности по пеням в спорной сумме.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" органы внебюджетных фондов исключены из числа участников налоговых правоотношений.
В силу статьи 19 Закона N 125-ФЗ применение норм Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено только при привлечении страхователя к ответственности.
Кроме того, принятый во исполнение статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, не распространяется на случаи списания задолженности по недоимке, пеням и штрафам, образовавшимся в связи с расчетами по страховым взносам, за исключением недоимки по страховым взносам, начисленным на нее пеням и штрафам, которая числилась за организациями по состоянию на 01.01.2001.
В рассматриваемом случае суды установили и материалами дела подтверждается, что спорная задолженность по пеням образовалась за 2001 - 2003 годы, следовательно, она не может быть включена в состав задолженности по взносам на обязательное социальное страхование, списание которой регламентируется статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды правомерно указали на отсутствие правовых оснований для применения к спорным правоотношениям статьи 23 Закона N 212-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам", поскольку в силу прямого указания Закона N 212-ФЗ (пункт 2 статьи 1) его действие не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 26.12.2011 N 17165, подлежит отнесению на ОАО "ВЭМЗ", а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей - возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.10.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А38-2770/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжский электромеханический завод" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.12.2011 N 17165.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Фомина |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в указанных в статье случаях.
Как установлено судом, страхователь обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ФСС РФ об отказе в списании с лицевого счета пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и об обязании ФСС РФ списать данную задолженность.
По мнению страхователя, основанием для списания пеней являются положения ст. 59 НК РФ и решение суда, которым указанная сумма пеней признана безнадежной к взысканию.
По мнению ФСС РФ, отказ в списании задолженности по пеням является правомерным.
Суд согласился с мнением ФСС РФ.
Суд указал, что ст. 59 НК РФ не распространяется на случаи списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, образовавшимся в связи с расчетами по страховым взносам, за исключением недоимки по страховым взносам, начисленным на нее пеням и штрафам, которая числилась за организациями по состоянию на 01.01.2001.
В рассматриваемом случае спорная задолженность по пеням образовалась за 2001-2003 гг., следовательно, она не может быть включена в состав задолженности по взносам на обязательное социальное страхование, списание которой регламентируется ст. 59 НК РФ.
Таким образом, страхователю отказано в удовлетворении требований.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 апреля 2012 г. N Ф01-1165/12 по делу N А38-2770/2011