Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Фоминой О.П., Шутиковой Т.В.
при участии представителя от заявителя: Удаловой Н.А. (доверенность от 22.12.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Костромской таможни на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.11.2011, принятое судьей Зиновьевым А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012, принятое судьями Караваевой А.В., Ившиной Г.Г., Кононовой П.И., по делу N А31-5470/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Охота" о признании недействительным решения от 01.04.2011 Костромской таможни и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Охота" (далее - Общество, ООО "Охота") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Костромской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 01.04.2011 о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по таможенной декларации N 10107020/24012011/0000314.
Решением от 16.11.2011 Арбитражный суд Костромской области удовлетворил требование Общества.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 решение оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты и принять новый судебный акт.
Ссылаясь на статью 69 Таможенного кодекса Таможенного союза, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 N 13643/04, решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", Таможня полагает, что решение о корректировке таможенной стоимости обосновано результатами анализа содержания документов и сведений в совокупности, представленных декларантом, как в ходе таможенного декларирования, так и дополнительной проверки, проведенной после выпуска товара. Сравнительный анализ таможенной стоимости товара, заявленной Обществом, и ценовой информации по товарам того же класса и вида, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в том числе с использованием информационного ресурса "Мониторинг Анализ", выявил значительное расхождение в цене товара. Подробно доводы Таможни изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы Таможни.
Таможенный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель Общества участвовал в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Костромской области.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.09.2009 компания Zoli Antonio Srl, Италия, (продавец) и ООО "Охота" (покупатель) заключили контракт N 31 на покупку и продажу спортивно-охотничьих товаров и комплектующих к ним.
Согласно пункту 3.2 контракта, поставка товара предусмотрена на условиях СРТ - Москва.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта цена товара исчисляется в евро, обозначается в счете-фактуре. Цены на каждую партию определяются и указываются в счете-фактуре.
Пункт 4.1 контракта (в редакции от 11.02.2010) предусматривает, что покупатель производит оплату полученного товара в размере 100 процентов его стоимости в евро на счет продавца в течение 180 дней после завершения таможенного оформления товара. Возможна частичная или полная предоплата стоимости товара на основании выставленного инвойса.
В спецификации от 02.11.2010 N 2 Общество и компания Zoli Antonio Srl согласовали перечень, количество и стоимость поставляемых товаров (39300 евро).
Zoli Antonio Srl в адрес Общества выставлен инвойс N 2010-FV-0000525 от 02.11.2010 на сумму 39 300 евро.
Платежным поручением от 20.10.2010 N 141 Общество перечислило на счет контрагента 39 300 евро.
Во исполнение условий контракта Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - ружья охотничьи.
Общество 24.01.2011 подало декларацию на товары N 10107020/24012011/0000314 с приложением соответствующих документов. Таможенная стоимость товара определена Обществом по первому методу от стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таможня 25.01.2011 приняла решение о проведении дополнительной проверки с возложением на заявителя обязанности представить документы, подтверждающие правильность определения таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации. Выпуск товаров по декларации N 10107020/24012011/0000314 разрешен под обеспечение уплаты таможенных платежей и пошлин.
Костромская таможня 01.04.2011 приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных по декларации N 10107020/24012011/0000314. Таможенный орган осуществил оценку таможенной стоимости задекларированных товаров по шестому (резервному) методу на основании ГТД 10107020/120410/0002121 по другой поставке, условия которой, по мнению Таможни, сопоставимы с условиями спорной поставки, а также на основании данных информационного ресурса таможенного органа "Мониторинг Анализ".
Не согласившись с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь частями 1 и 2 статьи 4, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1, пунктом 1 статьи 64, пунктами 1, 4 статьи 65, статьей 66, пунктами 1, 3 статьи 69, статьями 111, 183, 184 Таможенного кодекса Таможенного союза, Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированным Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Суд посчитал, что у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости товара.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - Кодекс) таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктами 1, 3 статьи 174 Кодекса установлено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Согласно пункту 1 статьи 183 Кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В пункте 12 статьи 183 Кодекса установлено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Кодекса таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных Кодексом, - таможенным органом.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 утвержден Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров (далее - Порядок) (вступил силу с 01.01.2011 согласно пункту 2 данного решения), определяющий условия декларирования таможенной стоимости товаров, представления декларантом (таможенным представителем) документов для ее подтверждения, форму декларации таможенной стоимости и правила заполнения последней.
Пунктом 2 раздела 1 Порядка предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Статья 65 Кодекса предусматривает, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа Таможенного союза установлены Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимости сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения предусмотрено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 данного Соглашения.
В случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена в соответствии со статьей 4 настоящего Соглашения, таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием способов, указанных в статьях 6 - 10 Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 68 Кодекса решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
На основании пункта 1 статьи 69 Кодекса в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы (пункт 3 указанной статьи).
Основные принципы определения таможенной стоимости товаров сформулированы в статье 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе).
В соответствии со статьей 12 Закона о таможенном тарифе определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: 1) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами; 3) метод по стоимости сделки с однородными товарами; 4) метод вычитания; 5) метод сложения; 6) резервный метод.
Согласно указанной статье, основным методом определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки с ввозимыми товарами. При невозможности использования данного метода, с учетом предусмотренных статьями 19, 19.1 Закона о таможенном тарифе особенностей, таможенная стоимость подлежит определению по иному методу, последовательно примененному из указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 статьи 12 Закона о таможенном тарифе, с особенностями, предусмотренными статьями 20 - 23 Закона о таможенном тарифе. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Законом о таможенном тарифе.
В пункте 2 статьи 19 Закона о таможенном тарифе приведен исчерпывающий перечень условий, при которых исключается применение первого метода.
Резервный метод, указанный в подпункте 6 пункта 1 статьи 12 Закона о таможенном тарифе, используется, если для определения таможенной стоимости невозможно использовать ни один из указанных методов.
В приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров приведен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров с применением каждого из возможных методов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в подтверждение сведений о заявленной таможенной стоимости Общество при таможенном декларировании товаров представило все необходимые документы, в том числе внешнеторговый контракт от 09.09.2009 N 31, инвойс от 02.11.2010 N 2010-FV-0000525, изменения к контракту от 09.09.2009 N 3 и от 11.02.2010 N 2, авианакладную от 03.11.2010 N 555-40514121, декларацию таможенной стоимости, товаросопроводительные документы и иные документы, обосновывающие таможенную стоимость поставленных товаров.
Оценив представленные документы, суды пришли к выводу о том, что данные документы выражают содержание сделки, содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты товаров, подтверждают фактическую оплату товаров в установленные контрактом сроки. Следовательно, Общество выполнило все требования для подтверждения сведений о товаре, установленные пунктом 4 статьи 65 Кодекса и статьями 2 и 4 Соглашения.
Довод кассационной жалобы о том, что при проведении таможенным органом сравнительного анализа таможенной стоимости товара, заявленной Обществом, и имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информацией по товарам того же класса и вида были выявлены расхождения в цене, отклоняется. Суды установили, что ценовая информация, использованная таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара, в том числе информационный ресурс таможенного органа "Мониторинг Анализ", не была соотнесена с конкретными условиями сделки Общества.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерности корректировки таможенной стоимости товаров по резервному методу, так как Таможня не доказала наличия оснований, препятствующих применению Обществом основного метода определения таможенной стоимости.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине не рассматривался, так как таможенный орган в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.11.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 по делу N А31-5470/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Костромской таможни - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Судьи |
О.П. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Резервный метод, указанный в подпункте 6 пункта 1 статьи 12 Закона о таможенном тарифе, используется, если для определения таможенной стоимости невозможно использовать ни один из указанных методов.
В приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров приведен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров с применением каждого из возможных методов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в подтверждение сведений о заявленной таможенной стоимости Общество при таможенном декларировании товаров представило все необходимые документы, в том числе внешнеторговый контракт от 09.09.2009 N 31, инвойс от 02.11.2010 N 2010-FV-0000525, изменения к контракту от 09.09.2009 N 3 и от 11.02.2010 N 2, авианакладную от 03.11.2010 N 555-40514121, декларацию таможенной стоимости, товаросопроводительные документы и иные документы, обосновывающие таможенную стоимость поставленных товаров.
Оценив представленные документы, суды пришли к выводу о том, что данные документы выражают содержание сделки, содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты товаров, подтверждают фактическую оплату товаров в установленные контрактом сроки. Следовательно, Общество выполнило все требования для подтверждения сведений о товаре, установленные пунктом 4 статьи 65 Кодекса и статьями 2 и 4 Соглашения."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 мая 2012 г. N Ф01-1505/12 по делу N А31-5470/2011