Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя от заявителя: Васиной В.В. (доверенность от 09.02.2012),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Управления федеральной почтовой связи Ярославской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2011, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Хоровой Т.В., по делу N А82-5149/2011 по заявлению Управления федеральной почтовой связи Ярославской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании незаконным и об отмене постановления и установил:
Управление федеральной почтовой связи Ярославской области - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 13.05.2011 по делу об административном правонарушении N 03-07/36-11, которым ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 287 214,00 рубля, что составляет две сотых размера суммы выручки заявителя от реализации знаков почтовой оплаты на территории Ярославской области за 2009 год.
Решением от 24.11.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 решение суда первой инстанции изменено: оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 650 000 рублей.
ФГУП "Почта России" не согласилось с принятыми решением и постановлением в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, антимонопольный орган не доказал, что Предприятие занимает доминирующее положение на рынке реализации государственных знаков почтовой оплаты на территории Ярославской области. ФГУП "Почта России" считает, что своими действиями оно не допустило ограничений и ущемления интересов и прав Управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля; в действиях Предприятия отсутствуют такие признаки административного правонарушения, как противоправность и виновность; ссылается на статью 2.9 КоАП РФ.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.12.2010 комиссия Управления приняла решение (в полном объеме изготовлено 16.12.2010) по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 03-03/97-10 (далее - решение от 02.12.2010), которым ФГУП "Почта России" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции усмотрено антимонопольным органом в действиях Предприятия, занимающего доминирующее положение (100%) на рынке реализации знаков почтовой оплаты на территории Ярославской области, выразившихся в отказе от включения в муниципальный контракт на поставку знаков почтовой оплаты N ЗПО-99/10/Яр пункта 8.3 и раздела 8 "Порядок приемки продукции" в редакции, предложенной Управлением по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля.
Антимонопольный орган 02.12.2010 выдал Предприятию предписание (в полном объеме изготовлено 16.12.2010), которым обязал ФГУП "Почта России" заключить с Управлением социальной поддержки договор (муниципальный контракт) на поставку знаков почтовой оплаты путем согласования пункта 8.3 и раздела 8 муниципального контракта N ЗПО-99/10/Яр в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2011 по делу N А82-538/2011 (оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций) отказано в удовлетворении требований ФГУП "Почта России" о признании недействительным решения и предписания Управления от 02.12.2010 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 03-03/97-10.
Решение антимонопольного органа от 02.12.2010 послужило поводом для возбуждения в отношении заявителя дела N 03-07/36-11 об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.
Должностное лицо антимонопольного органа 28.04.2011 составило в отношении Предприятия протокол об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ, объективная сторона которого выразилась в действиях ФГУП "Почта России" в отказе от включения в муниципальный контракт на поставку знаков почтовой оплаты N ЗПО-99/10/Яр пункта 8.3 и раздела 8 "Порядок приемки продукции" в редакции, предложенной Управлением по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля и соответствующей действующему законодательству.
Антимонопольный орган 13.05.2011 вынес постановление по делу N 03-07/36-11 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 287 214,00 рубля, что составляет две сотых размера суммы выручки заявителя от реализации знаков почтовой оплаты на территории Ярославской области за 2009 год.
Не согласившись с данным постановлением, ФГУП "Почта России" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, статьей 14.31 КоАП РФ, отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом исходил из наличия в действиях Предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, а также частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, частью 2 статьи 1.7, частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", и изменил решение суда первой инстанции, применив нормативный акт, улучающий положение лица, совершившего административное правонарушение, а именно часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"), и признал незаконным и отменил постановление Управления в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 650 000 рублей.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения ими норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно нее.
В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В статье 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Суды установили, что обстоятельства нарушения Обществом антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А82-538/2011.
При рассмотрении дела N А82-538/2011 судами была дана оценка доводам Предприятия об отсутствии у него доминирующего положения на рынке реализации государственных знаков почтовой оплаты, данные доводы были отклонены.
Как установили суды, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управление направило в федеральное государственное унитарное предприятие Издательско-торговый центр "Марка" (далее - ФГУП Издатцентр "Марка") запрос о предоставлении информации.
В письме от 12.11.2010 N 1-4-8/1912 ФГУП Издатцентр "Марка" указало, что на территории Ярославской области предприятие не имеет филиалов и подразделений, занимающихся реализацией продукции, предприятие не заключает государственных и муниципальных контрактов на поставку маркированной продукции; ФГУП Издатцентр "Марка" осуществляет реализацию маркированной продукции на территории Ярославской области только через Управление Федеральной почтовой связи Ярославской области - филиал ФГУП "Почта России" на основании договора поставки ПР/2.2/Д/15-07 от 01.11.2007.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поэтому при разрешении настоящего спора факт совершения Обществом действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением, не подлежит доказыванию, и вывод судов о наличии события административного правонарушения, совершенного ФГУП "Почта России", ответственность за которое установлена в статье 14.31 КоАП РФ, является обоснованным.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" изменена редакция статьи 14.31 КоАП РФ, из нее выделены два самостоятельных состава административных правонарушений, при этом совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Суд апелляционной инстанции применил нормативный правовой акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, а именно часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в редакции указанного закона.
Порядок исчисления размера штрафа Обществом не оспаривается.
Довод заявителя жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данный довод не заявлялся и не рассматривался в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу N А82-5149/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной почтовой связи Ярославской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поэтому при разрешении настоящего спора факт совершения Обществом действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением, не подлежит доказыванию, и вывод судов о наличии события административного правонарушения, совершенного ФГУП "Почта России", ответственность за которое установлена в статье 14.31 КоАП РФ, является обоснованным.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" изменена редакция статьи 14.31 КоАП РФ, из нее выделены два самостоятельных состава административных правонарушений, при этом совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Суд апелляционной инстанции применил нормативный правовой акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, а именно часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в редакции указанного закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2012 г. N Ф01-1639/12 по делу N А82-5149/2011