Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.10.2011, принятое судьей Шимановской С.Я., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012, принятое судьями Вечкановым А.И., Богуновой Е.А., Малышкиной Е.Л., по делу N А11-4272/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" к Управлению муниципальным имуществом города Владимира, открытому акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы", муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети", Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира о признании недействительными результатов торгов и договоров аренды и применении последствий недействительности сделок,
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Управлению муниципальным имуществом города Владимира (далее - Управление), открытому акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" (далее - ОАО "ВКС"), муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" (далее - Предприятие) и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (далее - УЖКХ) о признании недействительным решения конкурсной комиссии по лоту N 2, изложенного в подпунктах 4.2.6 и 4.2.7 протокола от 24.06.2010 о результатах проведения конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности города Владимира и составляющих систему электросетевого и теплосетевого хозяйства, выразившееся в признании соответствующим требованиям конкурсной документации конкурсного предложения одного участника - ОАО "ВКС", принятии решения об объявлении конкурса несостоявшимся и заключении договоров аренды и соглашения с единственным участником конкурса; о признании недействительными долгосрочных (25 лет) договоров аренды недвижимого и движимого имущества, находящегося на балансе Предприятия; о признании недействительным краткосрочного (360 дней) договора аренды недвижимого имущества, находящегося на балансе Предприятия; о признании недействительным долгосрочного (25 лет) договора аренды зданий (помещений), входящих в состав муниципальной казны города Владимира; о признании недействительным соглашения о порядке выполнения инвестиционных условий конкурса; и о применении последствий недействительности сделок.
Требования основаны на статьях 168, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон) и мотивированы тем, что торги проведены с нарушением действующего законодательства, следовательно, договоры аренды, заключенные по итогам торгов, являются недействительными.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Регистрирующий орган).
Сославшись на статьи 166, 447 и 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 17 Закона, суд решением от 10.10.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2012, отказал в удовлетворении исковых требований. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что в действиях ответчиков не допущено нарушений действующего законодательства.
Не согласившись с судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, при проведении конкурса были нарушены положения статьи 17 Закона. Общество указывает на то, что направленные запросы о предоставлении информации, необходимой для надлежащего выполнения требований конкурсной документации, оставлены организатором торгов без удовлетворения. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что представление инвестиционной программы не могло повлиять на результаты конкурса.
В отзыве на кассационную жалобу представитель ОАО "ВКС" сослался на законность и обоснованность судебных актов, просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя и оставить ее без удовлетворения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в третью инстанцию. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как усматривается из документов и установил суд, Управление 26.01.2010 объявило о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов системы коммунальной инфраструктуры по двум лотам: лот N 1 - право на заключение договоров аренды объектов электросетевого хозяйства города Владимира и лот N 2 - право на заключение договоров аренды объектов теплосетевого хозяйства города Владимира.
Данное сообщение размещено в газете "Перископ Владимир" от 26.01.2010 N 8 и на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира http://www.vladimir-city.ru.
Конкурсную документацию разместили на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира, в которую не вносились изменения и дополнения, запросы от участников конкурса о ее разъяснении не поступали.
По итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений участников открытого конкурса конкурсная комиссия признала конкурсное предложение Общества не соответствующим требованиям конкурсной документации по подпункту 4 пункта 16.1.
Организатор торгов принял решение от 22.06.2010 об объявлении открытого конкурса по лоту N 2 несостоявшимся и заключил договоры аренды от 29.06.2010 N 5 - 8 с единственным участником конкурса (ОАО "ВКС").
Посчитав, что торги проведены с нарушением действующего законодательства, а договоры аренды, заключенные по их итогам, являются недействительными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 44 совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 1 статьи 449 и статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из указанных норм права следует, что лицо, обратившееся с требованием о признании торгов недействительными, должно подтвердить факт нарушения порядка проведения конкурса, наступление или возможность наступления последствий в виде неправильного определения победителя конкурса, а также наличие защищаемого права или законного интереса.
В пункте 1 статьи 17 Закона предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд установил, что информация о составе, описании, первоначальной и остаточной стоимости имущества содержалась в приложении N 2 к конкурсной документации, которая была размещена на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира. При этом Общество, являясь участником оспариваемых торгов было осведомлено об условиях проводимого конкурса, приняло установленные требования и было готово предоставить конкурсное предложение.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что в действиях ответчиков не усматривается нарушений Закона, и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, окружным судом рассмотрены и отклонены в полном объеме в силу изложенных обстоятельств, а также в связи с тем, что являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.10.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 по делу N А11-4272/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 17 Закона предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд установил, что информация о составе, описании, первоначальной и остаточной стоимости имущества содержалась в приложении N 2 к конкурсной документации, которая была размещена на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира. При этом Общество, являясь участником оспариваемых торгов было осведомлено об условиях проводимого конкурса, приняло установленные требования и было готово предоставить конкурсное предложение.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что в действиях ответчиков не усматривается нарушений Закона, и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 мая 2012 г. N Ф01-1678/12 по делу N А11-4272/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8491/12
25.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8491/12
14.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1678/12
12.03.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6824/11