Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Синякиной Т.В., Чиха А.Н.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство N 3" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.10.2011, принятое судьей Котоминой Н.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012, принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., по делу N А82-3303/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство N 3" к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство N 3" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Общество). Предметом исковых требований (с учетом их уточнения) явилось урегулирование разногласий, возникших между Обществом и Компанией при заключении договора поставки ресурсов N 1113. Истец просил принять пункты 3.1.4, 8.7 договора, приложение N 2 к договору, абзацы 3, 7 раздела "Терминология" в предложенной им редакции.
Суд первой инстанции решением от 18.10.2011 принял пункт 3.1.4, термин "ресурсы" и приложение N 2 к договору в редакции ресурсоснабжающей организации, пункт 8.7 изложил в своей редакции, термин "горячая вода" исключил.
Стороны не пришли к согласию по условиям договора и предложили следующие редакции:
Редакция исполнителя |
Редакция ресурсоснабжающей организации |
абзац 3 раздел "Терминология" | |
ресурсы - тепловая энергия и теплоноситель (сетевая вода) и горячая вода при открытом водоразборе. |
ресурсы - тепловая энергия и теплоноситель (сетевая вода). |
абзац 7 раздел "Терминология" | |
горячая вода - коммунальный ресурс, отбор которого из системы горячего водоснабжения производится потребителями исполнителя в соответствии с их потребностями. |
отсутствует |
пункт 3.1.4 ресурсоснабжающая организация обязуется: | |
поддерживать на границе эксплуатационной ответственности тепловых сетей (Приложение N 2) среднесуточную температуру подающей сетевой воды для нужд отопления в соответствии с температурным графиком, ежегодно утверждаемым органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 абзаца 7 статьи 23 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010, для обеспечения температуры воздуха в жилые помещения не ниже нормативов, установленных для жилых помещений действующими стандартами и техническими регламентами. Отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления и горячего водоснабжения, должно быть в пределах + - 3% по отношению к температурному графику; параметры давления сетевой воды в подающей и обратной линиях тепловых сетей должны соответствовать действующей нормативно-технической документации. Среднесуточная температура наружного воздуха определяется Ресурсоснабжающей организацией на основании прогнозных данных ГУ "Костромской ЦГСМ" на текущие сутки. Обеспечивать параметры теплоносителя (сетевой воды) на границе эксплуатационной ответственности для обеспечения горячего водоснабжения: - не менее 60 градусов C - для открытых систем централизованного теплоснабжения по температуре и в соответствии с п. 2.26 СНиП 2.04.02-84 "Наружные сети водоснабжения" - по давлению; - не менее 70 градусов C - для закрытых систем централизованного теплоснабжения по температуре; - не менее 60 градусов C - для систем централизованного горячего водоснабжения с отдельными сетями (п. 3.1.1 СанПиН 12.1.4.2496-09) по температуре и в соответствии с п. 2.26 СНиП 2.04.02-84 "Наружные сети водоснабжения" - по давлению. При снижении температуры свыше допустимых значений исполнитель имеет право снижать оплату за потребленную тепловую энергию в соответствии с Приложением N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. |
поддерживать на границе эксплуатационной ответственности тепловых сетей (Приложение N 2) среднесуточную температуру подающей сетевой воды для нужд отопления в соответствии с температурным графиком для обеспечения температуры воздуха в жилых помещениях не ниже нормативов, установленных для жилых помещений действующими стандартами и техническими регламентами, не допуская снижения температуры теплоносителя в подающем трубопроводе более 6% по отношению к температурному графику; параметры давления сетевой воды в подающем и обратной линиях тепловых сетей должны соответствовать действующей нормативно-технической документации. Среднесуточная температура наружного воздуха определяется ресурсоснабжающей организацией на основании прогнозных данных ГУ "Костромской ЦГСМ" на текущие сутки. Обеспечивать температуру теплоносителя (сетевой воды) на границе эксплуатационной ответственности тепловых сетей в межотопительный период, для обеспечения температуры горячей воды в точке водоразбора: - не менее 60 градусов C - для открытых систем централизованного теплоснабжения, - не менее 50 градусов C - для закрытых систем централизованного теплоснабжения. |
Стороны также не пришли к согласию по приложению N 2 к договору - акту о границах эксплуатационной ответственности. Истец предложил составить акт по спискам домов с ограничением эксплуатационной ответственности и обслуживания тепловых сетей ресурсоснабжающей организацией как по внешним стенам домов, так и по точкам установки приборов учета в тепловых сетях домов. Ответчик настаивал на том, что граница эксплуатационной ответственности должна определяться по наружной стене домов.
Суд установил, что поставку горячей воды Общество не осуществляет и данный ресурс не производит, пришел к выводу о неправомерности включения в договор термина "горячая вода" и исключил его из договора и понятия "ресурсы". Суд также пришел к выводу о том, что пункт 3.1.4 в редакции истца не соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, предложенная Компанией редакция пункта основана на нормативных актах, устанавливающих параметры горячей воды, поставку которой ответчик не осуществляет. В связи с этим суд принял пункт 3.1.4 договора в редакции ответчика. Суд также принял акт о границах эксплуатационной ответственности в редакции Общества, посчитав правомерным ее установление при отсутствии соответствующего соглашения по границе балансовой принадлежности - внешней границы стен многоквартирных домов.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 решение оставлено без изменения по тем же мотивам.
Не согласившись с принятым судебным актом, Компания обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 18.10.2011 и постановление от 23.01.2012 в части принятия пункта 3.1.4, приложения N 2 и термина "ресурсы" в редакции ответчика, а также исключения термина "горячая вода". Истец просит принять новый судебный акт.
Не соглашаясь с принятой судом редакцией пункта 3.1.4 договора, истец считает, что эта редакция противоречит пунктам 6.2.58, 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115. Применение к спорным отношениям пункта 5 раздела 2 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), по мнению истца, повлечет перемещение границ эксплуатационной ответственности. Кроме того, заявитель полагает, что судами неправомерно не приняты во внимание доводы истца о необходимости включения в спорный пункт условия о соблюдении ответчиком параметров давления теплоносителя как одной из качественных характеристик теплоснабжения.
Заявитель настаивает на своей редакции приложения N 2 к договору, поскольку в редакции ответчика граница эксплуатационной ответственности сторон определена исключительно наружными стенами многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении истца, в то время как в некоторых жилых домах граница эксплуатационной ответственности должна быть определена в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью либо внешней стеной многоквартирного дома.
Компания также не согласна с принятым судами двух инстанций определением "ресурсы" в разделе "Терминология" и с исключением из указанного раздела определения "горячая вода", предложенного истцом. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пункты 47, 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, и пункт 15 Правил N 307. По мнению заявителя, включение в договор понятия "горячая вода" необходимо, так как истец приобретает у ответчика коммунальный ресурс для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям. В связи с наличием различных систем теплоснабжения коммунальный ресурс поставляется в виде сетевой и горячей воды.
Общество в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы и просила оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились, жалобу просили рассмотреть без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли судами нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены судебных актов (часть 1 статьи 286, части 2, 4 статьи 288 данного Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рамках кассационной жалобы заявитель оспаривает вывод судов в части принятия пункта 3.1.4, приложения N 2 и термина "ресурсы" в редакции ответчика, а также исключения понятия "горячая вода". В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов проверяется судом округа в указанной части.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и второй инстанций, Компания и Общество находятся в процессе заключения договора поставки ресурсов N 1113.
Разногласия в части пункта 3.1.4 договора, приложения N 2 к договору и абзацев 3 и 7 раздела "Терминология" не урегулированы до настоящего времени.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из протоколов разногласий следует, что истец не согласен с определением границы эксплуатационной ответственности в случае установки прибора учета за границей балансовой принадлежности сетей, то есть не на внешней стене дома, а в случае его смещения в сторону участка сети, проходящего внутри многоквартирного жилого дома. Компания также настаивает на включении в договор определения "горячая вода".
Судами установлено и ответчиком не оспаривается, что Общество не является организацией коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием закрытых систем или систем централизованного горячего водоснабжения в жилые дома, находящиеся в управлении истца. Из материалов дела следует, что ответчик поставляет тепловую энергию для ее дальнейшего нагрева. Теплоснабжение объектов, находящихся в управлении истца, происходит по закрытой системе (в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети). Тариф на горячее водоснабжения для Общества не установлен. Доказательств обратного истец не представил. Продажа горячей воды как коммунальной услуги не является предметом спорного договора.
Истец обосновывает определение в договоре понятия "ресурсы" в предложенной им редакции исключительно наличием открытой системы теплоснабжения. Однако в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Компания не представила в материалы дела надлежащих доказательств наличия открытой системы теплоснабжения. Истец не опроверг довод Общества о том, что в дома, управляемые истцом, поставляется только тепловая энергия, используемая Компанией как для отопления, так и для самостоятельного приготовления горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных жилых домов.
На основании изложенного суды правомерно пришли к выводу о том, что Общество не осуществляет поставку горячей воды как отдельной коммунальной услуги в многоквартирные жилые дома, отказали Компании во включении в договор понятия "горячая вода" и исключили его из определения "ресурсы".
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 539 и статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию. По общему правилу абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что коммунальный ресурс и услуги по ее поставке приобретаются Компанией для целей предоставления гражданам-потребителям коммунальных услуг. Общество является ресурсоснабжающей организацией, а Компания - исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, сложившиеся отношения в силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются, помимо прочего, Правилами N 307.
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг. Из пунктов 7 и 8 Правил N 307 следует, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) горячей воды и тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 3 Постановления N 307 дано понятие внутридомовых инженерных сетей - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В пунктах 8 и 14 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000 (далее - Рекомендации), утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92, установлено, что в договоре теплоснабжения должны быть указаны границы эксплуатационной ответственности сторон по присоединенным тепловым сетям. К договору должен прилагаться акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям. Разграничение может быть установлено по тепловому пункту или стене камеры, в которой тепловая сеть абонента подключена к тепловой сети теплоснабжающей организации. По соглашению сторон могут быть установлены иные границы эксплуатационной ответственности с учетом возможности организации учета тепловой энергии и теплоносителей и контроля за режимами теплоснабжения и теплопотребления, а также рациональной организации эксплуатации. При отсутствии соглашения в качестве границы эксплуатационной ответственности принимается граница балансовой принадлежности.
В силу пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Соглашения сторон о переносе границы эксплуатационной ответственности сторонами не достигнуто.
При таких условиях суды правомерно установили границу эксплуатационной ответственности по внешней границе стены многоквартирного дома и приняли приложение N 2 в редакции ресурсоснабжающей организации.
Доводы заявителя об обратном подлежат отклонению, поскольку установление границы эксплуатационной ответственности в случае установки прибора учета за границей балансовой принадлежности сетей в сторону участка сети, проходящего внутри многоквартирного жилого дома повлечет необоснованное отнесение на ресурсоснабжающую организацию расходов по оплате потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях, которые в силу закона обязан оплатить исполнитель коммунальных услуг.
Стороны также не достигли соглашения по условиям пункта 3.1.4 договора.
Из буквального толкования данного пункта следует, что истец просит возложить на ответчика ответственность по поддержанию среднесуточной температуры воды, поступившей в сеть многоквартирного дома и не допускать ее отклонения свыше или ниже 3 градусов Цельсия. Истец настаивает на включении температурных параметров теплоносителя для обеспечения горячего водоснабжения для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70 градусов Цельсия; для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения и централизованного отопления не ниже 60 градусов Цельсия. Ответчик считает: теплоноситель должен соответствовать параметрам, установленным в пункте 5 раздела 2 приложения N 1 к Правилам N 307, и быть не менее 60 градусов Цельсия - для открытых систем централизованного теплоснабжения и не менее 50 градусов Цельсия - для закрытых систем.
В соответствии со статьей 15 Закона N 190-ФЗ местом исполнения договора теплоснабжения является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя. В указанной точке тепловая энергия также должна отвечать требованиям по качеству поставляемого ресурса (температуре и давлению).
Законодательство не устанавливает параметров качества тепловой энергии в точке поставки и не обязывает согласовывать температурный график на границе ответственности. В то же время в силу требований Правил N 307 параметры поставляемых коммунальных ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставить качественные коммунальные услуги.
Согласно пункту 20 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 307 (приложения N 1 к Правилам N 307). Правила N 124 являются нормативным правовым актом, условия которого при заключении спорного договора носят императивный характер и обязательны для сторон такого договора.
На основании изложенного параметры качества в точке поставки (наружной стене дома) можно определить способом, предложенным ответчиком, то есть Общество обязано осуществлять поставку на границе балансовой принадлежности теплоносителя такой температуры, которая в соответствии с Правилами N 307 была бы достаточна для обеспечения температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18о C (в угловых комнатах - не ниже +20о C); температуры горячей воды в точке водоразбора не менее + 60о С - для открытых систем теплоснабжения, не менее + 50о С - для закрытых систем теплоснабжения.
Пункт 3.1.4 договора в редакции Компании противоречит данным правилам и потому обоснованно не принят судом. Кроме того, в этом пункте истец указал точные параметры теплоносителя (температуру и давление) на границе эксплуатационной ответственности, рассчитанные им самостоятельно. Расчет и обоснование указанных истцом параметров в материалы дела не представлены, в связи с чем ни у ответчика, ни у суда не было возможности проверить правомерность и обоснованность указанного требования.
Суд округа также не может принять доводы заявителя о недопущении ресурсоснабжающей организацией отклонения среднесуточной температуры воды, поступившей в систему отопления, поскольку данное условие повлечет перемещение границы эксплуатационной ответственности, что является недопустимым, поскольку соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации. В связи с этим в силу действующего законодательства у Общества существует обязанность поставить теплоноситель на ввод в дом определенной температуры, чтобы обеспечить температуру воздуха в жилых помещениях не ниже установленных нормативов с учетом нормативных потерь. Дальше теплоноситель проходит по внутридомовым сетям, которые находятся в ведении исполнителя и за содержание которых он отвечает. Именно исполнитель коммунальных услуг должен обеспечить население соответствующей коммунальной услугой и не допустить ненормативных потерь теплоносителя. Ссылка истца на пункт 9.2.1 Правил N 115 также не принимается, поскольку касается отклонения среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, касаются вопроса оценки судами условий договора, проект которого предложил истец. Суды исследовали эти условия на предмет соответствия действующему законодательству. Выводы, касающиеся оценки спорных условий договора, имеются в мотивировочной части оспариваемых судебных актов и соответствуют действующему законодательству.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным доводам жалобы не имеется. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно; представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка; изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.10.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А82-3303/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство N 3" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Т.В. Синякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа также не может принять доводы заявителя о недопущении ресурсоснабжающей организацией отклонения среднесуточной температуры воды, поступившей в систему отопления, поскольку данное условие повлечет перемещение границы эксплуатационной ответственности, что является недопустимым, поскольку соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации. В связи с этим в силу действующего законодательства у Общества существует обязанность поставить теплоноситель на ввод в дом определенной температуры, чтобы обеспечить температуру воздуха в жилых помещениях не ниже установленных нормативов с учетом нормативных потерь. Дальше теплоноситель проходит по внутридомовым сетям, которые находятся в ведении исполнителя и за содержание которых он отвечает. Именно исполнитель коммунальных услуг должен обеспечить население соответствующей коммунальной услугой и не допустить ненормативных потерь теплоносителя. Ссылка истца на пункт 9.2.1 Правил N 115 также не принимается, поскольку касается отклонения среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2012 г. N Ф01-1628/12 по делу N А82-3303/2011