• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 мая 2012 г. N Ф01-1767/12 по делу N А79-4356/2011

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В адрес банка было вынесено предписание об устранении нарушения прав потребителей.

Этим предписанием орган Роспотребнадзора обязал банк изменить типовую форму кредитного договора, заключаемого с гражданами.

Суд округа счел, что со стороны банка были допущены нарушения прав потребителей. Однако предписание было вынесено незаконно.

Как указал окружной суд, исходя из законодательства, предписание о прекращении нарушения прав потребителей - акт должностного лица, уполномоченного на проведение госнадзора в этой сфере.

Такое предписание содержит в себе властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации (банка).

При этом предписание должно содержать только законные требования, т. е. на юрлицо может быть возложена обязанность устранить лишь те нарушения, допускать которые запрещено в силу закона.

Сами требования при этом должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности.

С учетом этого предписание должно содержать конкретные указания относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю для устранения выявленного нарушения.

Формулировки должны исключать возможность двоякого толкования. Изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

В данном случае орган власти потребовал от банка внести изменения в типовую форму кредитного договора.

Внесение изменений в названную типовую форму позволит в т. ч. устранить факт нарушения прав как конкретного лица, которое направило жалобу в Роспотребнадзор, так и остальных потребителей.

Вместе с тем административный орган вынес подобное предписание на основании проверки лишь одного кредитного договора с конкретным потребителем.

Из содержания этого предписания также не видно, что при проверке исследовалась именно типовая форма договора.

С учетом этого нет оснований считать, что данное предписание было вынесено законно.