Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя от Комитета Ивановской области по транспорту: Дрюпина М.А. (доверенность от 11.11.2011 N 11),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шавитовой Любови Ивановны на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.10.2011, принятое судьей Ильичевой О.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012, принятое судьями Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П., Пуртовой Т.Е., по делу N А17-3513/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Шавитовой Любови Ивановны к Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области, Комитету Ивановской области по транспорту о признании частично незаконными условий конкурсной документации,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Люкс-Авто", и установил:
индивидуальный предприниматель Шавитова Любовь Ивановна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Департамент), Комитету Ивановской области по транспорту (далее - Комитет) о признании незаконными условий конкурсной документации по проведению конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым маршрутам на территории Ивановской области по лотам N 1 и 2 в части установления категории транспортных средств по маршрутам N 230, 557-МЗ и о запрете Департаменту конкурсов и Комитету по транспорту проводить конкурсный отбор по данным лотам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Люкс-Авто" (далее - ООО "Люкс-Авто").
Решением суда от 20.10.2011, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила организации перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном и пригородном сообщении, утвержденные постановлением Правительства Ивановской области от 08.08.2007 N 181-п (далее - Правила), Положение о порядке проведения конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области, утвержденное постановлением Правительства Ивановской области от 01.07.2010 N 233-п, Положение о Комитете Ивановской области по транспорту, утвержденное указом губернатора Ивановской области от 18.06.2010 N 74-УГ, не применили часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". По его мнению, изменение типа транспортного средства, используемого на маршруте, относится к изменению маршрута, не может быть произведено произвольно и допустимо при наличии оснований, указанных в пункте 4.3.2 Правил, и при соблюдении установленной процедуры. Маршрут N 231 не включен в реестр регулярных автобусных маршрутов пригородного сообщения Ивановской области, поэтому условия конкурсной документации в этой части нарушают нормы транспортного законодательства.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Комитет в отзыве и представитель в судебном заседании не согласились с доводами жалобы.
Департамент в отзыве отклонил доводы жалобы.
Предприниматель и Департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления в обжалуемой части проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприниматель (перевозчик) и Комитет по транспорту заключили договор на осуществление перевозок пассажиров на межмуниципальных и пригородных регулярных маршрутах автомобильным транспортом в Ивановской области от 01.10.2009 N 177/09 и временный договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области от 01.10.2010 N 146/10.
При осуществлении перевозок в период действия данных договоров истец использовал автобусы категории М2 (предназначенные для перевозки более 8 пассажиров, массой не более 5 тонн).
На официальном сайте организатора конкурса (Департамента) размещена конкурсная документация для проведения конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым маршрутам на территории Ивановской области, утвержденная Комитетом по транспорту. Срок подачи конкурсных заявок определен с 01.07 по 02.08.2011.
В пункте 7 конкурсной документации установлены требования к транспортным средствам, которые должны использоваться на маршрутах, в том числе по лотам N 1, 2 - категории М3 (транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн).
По результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия отказала Предпринимателю в допуске к участию в конкурсе по лотам N 1, 2, поскольку им заявлены транспортные средства категории М2 вместо требуемых по конкурсной документации транспортных средств категории М3.
Предприниматель счел, что требование к транспортному средству, установленное в конкурсной документации, является изменением маршрута, проведенным без соблюдения соответствующей процедуры, а в число маршрутов лота N 1 входит маршрут N 231, не включенный в реестр регулярных автобусных маршрутов пригородного сообщения Ивановской области, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 2, 3, 4, 5, 6 и 7 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), статьями 3, 6, 9 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ, пунктами 1.3, 1.5 и 1.8 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые пункты конкурсной документации не нарушают нормы транспортного законодательства, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе N 196-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ закреплена компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, к которой относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах соответственно регионального, межмуниципального или местного значения при осуществлении дорожной деятельности.
В целях урегулирования отношений, связанных с реализацией вопросов безопасности дорожного движения при осуществлении и организации пассажирских перевозок на территории Ивановской области, принят Закон Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон Ивановской области N 93-ФЗ).
Организатор перевозок в соответствии со своей компетенцией допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора (статья 9 Закона Ивановской области N 93-ФЗ).
Правительство Ивановской области в соответствии с Законом Ивановской области N 93-ОЗ в целях развития рынка транспортных услуг и повышения его экономической эффективности, создания условий для добросовестной конкуренции, улучшения транспортного обслуживания населения Ивановской области, а также обеспечения безопасности перевозки пассажиров постановлением от 01.07.2010 N 233-п утвердило Положение о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области (далее - Положение).
Согласно пункту 1.3 Положения конкурс проводится в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, а также в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Организатором конкурса является Департамент, организатором перевозок - Комитет (пункт 1.2 Положения).
В соответствии с пунктом 1.5 Положения конкурсная документация разрабатывается и утверждается организатором перевозок и должна содержать, в частности, условия перевозки пассажиров и багажа, включающие количество и категории транспортных средств, необходимых для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам).
Организатор перевозок при формировании конкурсных лотов учитывает необходимость обслуживания перевозчиками всей существующей сети Ивановской области и вправе выставить на конкурс в рамках одного конкурсного лота несколько маршрутов (пункт 1.8 Положения).
Учитывая приведенные нормы, а также положения Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", суды пришли к обоснованным выводам, что конкурсная документация утверждена Комитетом в рамках предоставленных ему полномочий. Включение в конкурсную документацию требований к транспортным средствам осуществлено в пределах допустимых действий применительно к нормативным правовым актам, регулирующим указанную сферу правоотношений, и не может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства.
Суды установили, что рассмотрение заявок на участие в конкурсном отборе на право заключения договора по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым маршрутам на территории Ивановской области, по спорным лотам N 1 и 2 состоялось. Единственным участником конкурса по данным лотам признано ООО "Люкс-Авто". Между Комитетом и ООО "Люкс-Авто" заключены договоры на организацию перевозок пассажиров по спорным маршрутам. Результаты конкурса Предприниматель не оспаривает.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на Предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.10.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 по делу N А17-3513/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шавитовой Любови Ивановны - без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.3 Положения конкурс проводится в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, а также в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Организатором конкурса является Департамент, организатором перевозок - Комитет (пункт 1.2 Положения).
В соответствии с пунктом 1.5 Положения конкурсная документация разрабатывается и утверждается организатором перевозок и должна содержать, в частности, условия перевозки пассажиров и багажа, включающие количество и категории транспортных средств, необходимых для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам).
Организатор перевозок при формировании конкурсных лотов учитывает необходимость обслуживания перевозчиками всей существующей сети Ивановской области и вправе выставить на конкурс в рамках одного конкурсного лота несколько маршрутов (пункт 1.8 Положения).
Учитывая приведенные нормы, а также положения Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", суды пришли к обоснованным выводам, что конкурсная документация утверждена Комитетом в рамках предоставленных ему полномочий. Включение в конкурсную документацию требований к транспортным средствам осуществлено в пределах допустимых действий применительно к нормативным правовым актам, регулирующим указанную сферу правоотношений, и не может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2012 г. N Ф01-1718/12 по делу N А17-3513/2011