Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.11.2011, принятое судьей Красновой Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012, принятое судьями Караваевой А.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А82-9145/2011 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" к Управлению финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия Управления Финансов и экономики администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, выразившегося в неуведомлении о неисполнении требований исполнительного листа в течение трех месяцев и неприостановлении осуществления операций на лицевых счетах администрации Ростовского муниципального района; об обязании Управления финансов и экономики администрации Ростовского муниципального района Ярославской области приостановить операции на всех лицевых счетах администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, кроме операций по полному исполнению требований исполнительного листа,
третьи лица - муниципальное образование Ростовский муниципальный район Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Коммунальное хозяйство", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов и экономики администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (далее - Управление финансов), выразившегося в неуведомлении заявителя о неисполнении требований исполнительного листа Арбитражного суда Ярославской области от 24.06.2010 серии АС N 000862611 в течение трех месяцев и неприостановлении осуществления операций на лицевых счетах администрации Ростовского муниципального района; об обязании Управления финансов и экономики администрации Ростовского муниципального района Ярославской области приостановить операции на всех лицевых счетах администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, кроме операций по полному исполнению требований исполнительного листа серии АС N 000862611 от 24.06.2010.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.02.2012 решение суда оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 120, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положение об управлении финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, утвержденное постановлением администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 30.12.2009 N 2144, заявитель считает, что главным распорядителем средств местного бюджета является Администрация, а органом, открывающим лицевые счета главному распорядителю средств бюджета Ростовского муниципального района Ярославской области, - Управление финансов, в связи с этим исполнительный документ был направлен в надлежащий орган - Управление финансов, о чем свидетельствует принятие указанным органом исполнительного документа к производству и его частичное исполнение. По мнению МУП "Коммунальное хозяйство", Управление финансов не приняло надлежащих мер по исполнению в установленный законом срок обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя. Также заявитель полагает, что судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ярославской области от 28.03.07 по делу N А82-16451/2006-7 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым МУ "Служба заказчика" (должник) обязалось погасить задолженность перед МУП "Коммунальное хозяйство" (взыскатель) в сумме 15 135 907 рублей 54 копеек согласно утвержденному сторонами графику.
В связи с невыполнением условий мирового соглашения со стороны МУ "Служба заказчика" и неисполнением выданного исполнительного листа в полном объеме МУП "Коммунальное хозяйство" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального образования Ростовский муниципальный район Ярославской области в порядке субсидиарной ответственности оставшейся суммы задолженности в размере 12 975 355 рублей 38 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2010 по делу N А82-19687/2009-26, оставленным без изменения Вторым арбитражным апелляционным судом, с муниципального образования Ростовский муниципальный район Ярославской области за счет казны Ростовского муниципального района в пользу МУП "Коммунальное хозяйство" взыскано 12 975 355 рублей 38 копеек.
Арбитражным судом Ярославской области выдан исполнительный лист от 24.06.2010 серии АС N 000862611, который направлен взыскателем в Управление финансов для исполнения. Исполнительный лист получен Управлением финансов 04.04.2011 и до настоящего времени находится в указанном органе на исполнении.
МУП "Коммунальное хозяйство", полагая, что Управлением финансов не выполнены обязанности, предусмотренные пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), а именно: взыскатель не уведомлен о неисполнении названного исполнительного листа в течение трех месяцев и Управление финансов не приостановило осуществление операций на лицевых счетах администрации Ростовского муниципального района, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 166.1, пунктами 1, 2 статьи 242.1, пунктами 1, 7, 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для направления исполнительного документа для исполнения в финансовый орган муниципального образования, а также указал на необходимость направления указанного документа в орган Федерального казначейства - Управление Федерального казначейства по Ярославской области.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В пункте 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Таким образом, статья 242.2 Бюджетного кодекса РФ содержит исключение, касающееся исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
Пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В силу пункта 3.16 Положения об Управлении финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, утвержденного постановлением главы администрации Ростовского муниципального района 30.12.2009 N 2144, Управление финансов является распорядителем счета средств районного бюджета, а также других счетов, открытых в соответствии с законодательством.
Данный орган осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Ростовского муниципального района.
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство (статья 166.1 Бюджетного кодекса РФ).
Как установили суды, лицевой счет Финансовому управлению муниципального образования Ростовский муниципальный район Ярославской области как получателю бюджетных средств открыт в Управлении Федерального казначейства Ярославской области.
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что исполнительный документ о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности должен быть исполнен по месту открытия лицевого счета главному распорядителю (в данном случае - Управлению финансов администрации Ростовского муниципального района) средств местного бюджета Управлением Федерального казначейства Ярославской области (далее - УФК по Ярославской области).
Вывод судов о направлении исполнительного листа в ненадлежащий орган является верным, основанным на установленных обстоятельствах и правильном толковании подлежащих применению норм права.
Довод Предприятия об отсутствии в УФК по Ярославской области открытого лицевого счета муниципального образования Ростовский муниципальный район со ссылкой на письмо УФК по Ярославской области от 27.12.2011 N 553-11 отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Как видно из материалов дела, муниципальное образование привлечено к субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам МУ "Служба заказчика". Муниципальное образование в лице главного распорядителя бюджетных средств - Управления финансов администрации Ростовского муниципального района - является субсидиарным должником. В рассматриваемом случае Управление финансов выступает главным распорядителем средств бюджета, представляющим муниципальное образование в деле о взыскании задолженности МУ "Служба заказчика" в субсидиарном порядке с муниципального образования за счет казны муниципального образования.
В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса РФ судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей), исполняются органами казначейства по месту открытия должнику (субсидиарному должнику) лицевых счетов. Поскольку лицевой счет Управлению финансов как получателю бюджетных средств открыт в УФК по Ярославской области, оно является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности.
Ссылка МУП "Коммунальное хозяйство" на принятие судом первой инстанции судебного акта о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (Управление Федерального казначейства по Ярославской области), в результате суд вышел за пределы рассмотрения предмета заявленных требований, определив лицо, обязанное исполнить исполнительный документ, несостоятельна. Арбитражный суд Ярославской области с учетом конкретных обстоятельств дела сделал вывод о порядке предъявления исполнительного листа к исполнению в части указания надлежащего органа, осуществляющего исполнение таких исполнительных документов; решение не содержит выводов о каких-либо правах УФК по Ярославской области и каких-либо обязанностей на данное лицо не возлагает.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и направленными на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на Предприятие.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.11.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 по делу N А82-9145/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
...
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство (статья 166.1 Бюджетного кодекса РФ).
...
В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса РФ судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей), исполняются органами казначейства по месту открытия должнику (субсидиарному должнику) лицевых счетов. Поскольку лицевой счет Управлению финансов как получателю бюджетных средств открыт в УФК по Ярославской области, оно является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2012 г. N Ф01-1855/12 по делу N А82-9145/2011