Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
при участии представителей от заявителя: Кондрациковского Е.К. (паспорт), от заинтересованного лица: Виноградовой И.А. (доверенность от 10.01.2012 N 5),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" Межевского района Костромской области Кондрациковского Евгения Константиновича на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.11.2011, принятое судьей Смирновой Т.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012, принятое судьями Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., Кононовым П.И., по делу N А31-6407/2011 по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" Межевского района Костромской области Кондрациковского Евгения Константиновича о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Костромской области и взыскании убытков и установил:
конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" Межевского района Костромской области Кондрациковский Евгений Константинович (далее - Конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Костромской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 28.03.2008 N 194 и 195 о государственной регистрации реорганизации муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" Межевского района Костромской области (далее - МУП "Жилкомхоз") в форме присоединения и изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, а также о взыскании с Инспекции убытков, причиненных МУП "Жилкомхоз" указанными решениями, в размере 10 272,8 тысячи рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 29.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Конкурсный управляющий не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства дела, неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, установленный в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования решений Инспекции Конкурсным управляющим не пропущен, так как о спорных решениях он узнал из письма от 13.07.2011 N 24-16/06655, а определение суда о назначении Кондрациковоского Е.К. конкурсным управляющим МУП "Жилкомхоз" вынесено 12.11.2009; при обращении в суд Конкурсный управляющий действовал от своего имени и в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Заявитель жалобы полагает, что незаконные действия Инспекции причинили МУП "Жилкомхоз" ущерб в виде неполученного дохода в сумме 10 272,8 тысячи рублей. Конкурсный управляющий также указывает, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие вину регистрирующего органа в причинении МУП "Жилкомхоз" убытков, а также наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями Инспекции и наступившими последствиями.
В судебном заседании Конкурсный управляющий подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили против доводов Конкурсного управляющего, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель Инспекции участвовал в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Костромской области.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межевское районное собрание депутатов (далее - Собрание) 27.12.2004 приняло решение N 312 о создании МУП "Жилкомхоз" и утвердило устав данного предприятия.
Собрание 17.12.2007 приняло решение N 241 "О реорганизации МУП "Жилкомхоз" в форме присоединения к нему муниципального унитарного предприятия "ЖКХ" (далее - МУП "ЖКХ").
Решением Собрания от 21.12.2007 N 248 внесены изменения в устав МУП "Жилкомхоз" в связи с реорганизацией.
Главой администрации Межевского муниципального района Костромской области 17.03.2008 утвержден передаточный акт к договору о присоединении МУП "ЖКХ" к МУП "Жилкомхоз".
МУП "ЖКХ" 24.03.2008 обратилось в регистрирующий орган с заявлением N 195 по форме Р16003 о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, МУП "Жилкомхоз" - с заявлением N 194 по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Инспекция 28.03.2008 в отношении МУП "Жилкомхоз" приняла решения N 194 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы, и N 195 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с присоединением к нему юридических лиц при реорганизации в форме присоединения, а также выдала свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 28.03.2008 серии 44 N 000687154 и серии 44 N 000687155.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.07.2009 по делу N А31-5009/2008 МУП "Жилкомхоз" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Определением суда от 12.11.2009 конкурсным управляющим МУП "Жилкомхоз" утвержден Кондрациковский Е.К.
Конкурсный управляющий обратился в регистрирующий орган с заявлением от 07.07.2011 N 21 о предоставлении сведений о должнике (МУП "Жилкомхоз") и принадлежащем ему имуществе.
Инспекция письмом от 13.07.2011 N 24-16/06655 предоставила запрашиваемые сведения.
Конкурсный управляющий пришел к выводу о том, что государственная регистрация реорганизации МУП "Жилкомхоз" в форме присоединения и государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы в связи с реорганизацией, осуществлена Инспекцией с нарушением требований законодательства о государственной регистрации, поскольку 24.03.2008 в регистрирующий орган не был представлен договор о присоединении между МУП "Жилкомхоз" и МУП "ЖКХ"; незаконная регистрация повлекла исключение из видов деятельности МУП "Жилкомхоз" работ по производству тепловой энергии и распределению воды, вследствие чего данное предприятие недополучило за период с 01.04.2008 по 01.07.2009 доходы в размере 10 272,8 тысячи рублей, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 65, 117, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьей 24 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводам о том, что Конкурсный управляющий пропустил установленный законом трехмесячный срок для обжалования решений Инспекции и не заявил ходатайство о восстановлении срока, а также о недоказанности наличия совокупности условий, необходимых для удовлетворения требования о взыскании убытков.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для их осуществления.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Согласно частям 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено данным кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что, подав заявление о признании решений Инспекции недействительными, Конкурсный управляющий действовал от имени МУП "Жилкомхоз", которому было известно о принятии регистрирующим органом оспариваемых решений 28.03.2008.
Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 28.03.2008 (серии 44 N 000687155 и серии 44 N 000687154) получены 28.03.2008 представителем МУП "Жилкомхоз" Чепелевым Андреем Александровичем, действовавшим на основании доверенности от 13.08.2007 N 137, что подтверждается его подписью в книге учета государственной регистрации.
МУП "Жилкомхоз" решения Инспекции от 28.03.2008 N 194 и 195 в установленный срок не оспорило.
С заявлением о признании недействительными указанных ненормативных актов Конкурсный управляющий обратился в суд 28.07.2011. Ходатайство о восстановлении срока не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о пропуске Конкурсным управляющим срока на обжалование указанных решений.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинной связи между допущенным правонарушением и возникшими убытками. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что, обосновывая размер понесенного в результате принятия Инспекцией оспариваемых решений ущерба, Конкурсный управляющий указал, что в результате исключения из устава МУП "Жилкомхоз" деятельности по производству тепловой энергии и распределению воды за период с 01.04.2008 по 01.07.2009, последнее было лишено возможности использования основных средств (объектов тепловодоснабжения, находящихся на балансе Предприятия), что повлекло недополучение МУП "Жилкомхоз" за указанный период дохода в размере 10 272,8 тысячи рублей. В подтверждение размера причиненных убытков Кондрациковский Е.К. представил выполненный им по состоянию на 01.07.2009 анализ финансового состояния должника.
Вместе с тем методика расчета убытков Конкурсным управляющим не обоснована, правильность расчета не доказана.
Всесторонне и полно исследовав представленные в дело доказательства и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности Конкурсным управляющим размера причиненных убытков, наличия вины Инспекции в причинении убытков и причинно-следственной связи между ее действиями и наступившими последствиями.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Конкурсному управляющему в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 29.11.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 по делу N А31-6407/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" Межевского района Костромской области Кондрациковского Евгения Константиновича - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" Межевского района Костромской области Кондрациковского Евгения Константиновича в доход федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Согласно частям 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено данным кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
...
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2012 г. N Ф01-1936/12 по делу N А31-6407/2011