Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
без участия представителей рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Ростовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.12.2011, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 принятое судьями Караваевой А.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А82-8515/2011 по заявлению Ростовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства к Управлению финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия и об обязании приостановить операции на лицевых счетах,
третьи лица - муниципальное образование Ростовский муниципальный район Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, и установил:
Ростовское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - Ростовское МП ЖКХ, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Управления финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (далее - Управление финансов), выразившегося в неуведомлении заявителя о неисполнении требований исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Ярославской области, серия АС, N 000862932, от 01.07.2010 в течение трех месяцев и неприостановлении осуществления операций на лицевых счетах должника; об обязании Управления финансов приостановить операции на всех лицевых счетах должника, кроме операций по полному исполнению требований исполнительного листа серии АС N 000862932 от 01.07.2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование Ростовский муниципальный район Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области (далее - УФНС по Ярославской области).
Решением суда от 13.12.2011, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ростовское МП ЖКХ не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации. Главным распорядителем средств Ростовского муниципального района является администрация Ростовского муниципального района Ярославской области, органом, открывающим лицевые счета, - Управление финансов, поэтому направление исполнительного листа последнему правомерно. Кроме того, исполнительный лист Управлением финансов частично исполнен. Лицевой счет, открытый Управлению финансов в Управлении Федерального казначейства по Ярославской области, не является счетом администрации Ростовского муниципального района Ярославской области. Суды нарушили нормы процессуального права, а именно сделали выводы о том, что исполнительный лист должен быть направлен в Управление Федерального казначейства по Ярославской области, однако этот орган к участию в деле не привлекался.
Управление финансов не согласилось с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ярославской области от 07.10.2004 по делу N А82-8310/2004-3 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым МУ "Служба заказчика" (должник) обязалось погасить задолженность перед Ростовским МП ЖКХ (взыскателем) в общей сумме 5 954 861 рубль 84 копейки с рассрочкой оплаты суммы задолженности на период до 30.11.2005 согласно утвержденному сторонами графику.
В связи с невыполнением условий мирового соглашения со стороны МУ "Служба заказчика" и неисполнением выданного судом исполнительного листа в полном объеме Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального образования Ростовский муниципальный район Ярославской области в порядке субсидиарной ответственности оставшейся суммы задолженности в размере 951 320 рублей 33 копеек. На момент рассмотрения спора в суде задолженность по исполнительному листу составила 781 320 рублей 33 копейки.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.03.2010 по делу N А82-19686/2009-7, оставленным без изменения постановлением Вторым арбитражным апелляционным судом от 03.06.2010, с муниципального образования Ростовский муниципальный район Ярославской области за счет казны Ростовского муниципального района в пользу Ростовского МП ЖКХ взыскано 781 320 рублей 33 копейки.
Арбитражный суд Ярославской области 01.07.2010 выдал исполнительный лист серии АС N 000862932, который направлен взыскателем в Управление финансов для исполнения. Исполнительный лист получен Управлением финансов 12.07.2010. На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции исполнение произведено частично, в сумме 130 948 рублей 04 копеек.
Предприятие, посчитав, что Управление финансов не выполнило обязанности, предусмотренные пунктами 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ярославской области.
Руководствуясь статьями 16, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 166.1, 215.1, 239, 242.1, 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Положением об Управлении финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, утвержденным постановлением главы администрации Ростовского муниципального района 29.06.2011 N 1323, суды отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришли к выводу о том, что Управление финансов не является лицом, уполномоченным на исполнение требований исполнительного документа.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования по искам к муниципальным образованиям, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Кодекса).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 4 статьи 242.2 Кодекса для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Следовательно, статья 242.2 Кодекса содержит исключение, касающееся исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
В пункте 9 статьи 242.5 Кодекса установлено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 2 статьи 215.1 Кодекса организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Согласно пункту 3.12, 3.16 Положения об Управлении финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, утвержденным постановлением главы администрации Ростовского муниципального района 29.06.2011 N 1323, Управление финансов ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств по средствам районного бюджета и средствам от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход; является распорядителем счета средств районного бюджета, а также других счетов, открываемых в соответствии с законодательством.
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство (статья 166.1 Кодекса).
Суды установили, что Управлению финансов открыт лицевой счет в Управлении Федерального казначейства Ярославской области.
В рассматриваемом деле муниципальное образование привлечено к субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам МУ "Служба заказчика". Муниципальное образование в лице главного распорядителя бюджетных средств - Управления финансов администрации Ростовского муниципального района является субсидиарным должником. Управление финансов выступает главным распорядителем средств бюджета, представляющим муниципальное образование в деле о взыскании задолженности МУ "Служба заказчика" в субсидиарном порядке с муниципального образования за счет казны муниципального образования.
В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Кодекса судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей), исполняются органами казначейства по месту открытия должнику (субсидиарному должнику) лицевых счетов.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о том, что в данном случае Управление финансов не является лицом, уполномоченным на исполнение требований исполнительного документа; лицевой счет Управлению финансов как получателю бюджетных средств открыт в Управлении Федерального казначейства по Ярославской области, и именно последнее является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности; части 5 - 7 статьи 242.5 Кодекса к рассматриваемым правоотношениям неприменимы.
Довод заявителя относительно частичного исполнения Управлением финансов требования исполнительного документ, не влияет на правомерность принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя на нарушение судами норм процессуального права, выразившихся в непривлечении к участию в деле Управления Федерального казначейства по Ярославской области, отклоняется.
В рамках настоящего дела к данному лицу не предъявлялось никаких требований. Судебные акты по настоящему делу не содержат выводов о правах и обязанностях Управления Федерального казначейства по Ярославской области.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А82-8515/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Ростовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Ростовское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства.
Возвратить Ростовскому муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.04.2012 N 07. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 9 статьи 242.5 Кодекса установлено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 2 статьи 215.1 Кодекса организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
...
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство (статья 166.1 Кодекса).
...
В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Кодекса судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей), исполняются органами казначейства по месту открытия должнику (субсидиарному должнику) лицевых счетов.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о том, что в данном случае Управление финансов не является лицом, уполномоченным на исполнение требований исполнительного документа; лицевой счет Управлению финансов как получателю бюджетных средств открыт в Управлении Федерального казначейства по Ярославской области, и именно последнее является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности; части 5 - 7 статьи 242.5 Кодекса к рассматриваемым правоотношениям неприменимы."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2012 г. N Ф01-2071/12 по делу N А82-8515/2011