Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Каширской Н.А.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.12.2011, принятое судьей Авдеевой Н.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012, принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., по делу N А31-6983/2011 по иску прокурора Костромской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 73 "Аленушка" комбинированного вида городского округа город Шарья Костромской области о признании частично недействительным договора на отпуск тепловой энергии и установил:
прокурор Костромской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Общество) и муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 73 "Аленушка" комбинированного вида городского округа город Шарья Костромской области (далее - Учреждение) о признании недействительными пункта 6.3 полностью и пункта 3.2.2 договора на отпуск тепловой энергии от 01.01.2011 в части следующих условий: "теплоснабжающая организация вправе прекратить полностью или частично отпуск тепловой энергии после письменного предупреждения (уведомления) в случаях:
- невыполнения договорных обязательств в части несвоевременной оплаты поставленной тепловой энергии;
- самовольного включения субабонентов, новых цехов, установок или их отдельных частей; а также самовольного подключения к теплосети субабонентов;
- расточительства тепловой энергии, хищения ее, допущения сверхнормативных утечек сетевой воды;
- недопуска представителей теплоснабжающей организации к системам теплопотребления или приборам учета тепловой энергии".
Требование основано на статьях 166, 168, 180, 421, 422, 523, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктах 2 - 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок), и статьях 1 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Суд первой инстанции решением от 29.12.2011, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012, удовлетворил иск в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 29.12.2011 и постановление от 19.03.2012 в части признания недействительными пунктов 6.3 и 3.2.2 договора в части, предусматривающей возможность прекращения полностью или частично отпуска тепловой энергии после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае невыполнения последним договорных обязательств по своевременной оплате поставленной тепловой энергии.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что при вынесении обжалуемых судебных актов обе судебные инстанции не применили нормы материального права, регулирующие порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, а также необоснованно расширили перечень организаций, в отношении которых прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов запрещено. По утверждению заявителя, действие Порядка распространяется и на дошкольные учреждения как на социально значимые объекты. Перечень организаций, в отношении которых прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов запрещено, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства". Дошкольные учреждения в названный перечень не включены, поэтому в отношении Учреждения в соответствии с Порядком может быть применено прекращение и ограничение подачи тепловой энергии при неоплате за полученный коммунальный ресурс.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 29.12.2011 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по делу N А31-6983/2011 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили судебные инстанции, Общество (теплоснабжающая организация) и Учреждение (потребитель) заключили договор на отпуск тепловой энергии от 01.01.2011, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась отпускать потребителю с 01.01.2011 по 31.12.2011 тепловую энергию, а потребитель - ее принимать и своевременно оплачивать (пункт 2.1 договора).
Срок действия договора установлен до 31.12.2011 (пункт 6.10 договора).
В соответствии с пунктом 3.2.2 договора теплоснабжающая организация имеет право прекратить полностью или частично отпуск тепловой энергии после письменного предупреждения (уведомления) в случаях:
- невыполнения договорных обязательств в части несвоевременной оплаты поставленной тепловой энергии;
- самовольного включения субабонентов, новых цехов, установок или их отдельных частей, а также самовольного подключения к теплосети субабонентов;
- расточительства тепловой энергии, хищения ее, допущения сверхнормативных утечек сетевой воды;
- неудовлетворительного состояния систем теплоснабжения, угрожающего аварией или создающего угрозу для жизни обслуживающего персонала;
- недопуска представителей теплоснабжающей организации к системам теплопотребления или приборам учета тепловой энергии.
В пункте 6.3 договора определено, что при нарушении сроков оплаты за отпущенную тепловую энергию два и более раза теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии. Подача тепловой энергии возобновляется после уплаты задолженности и затрат на восстановление подачи тепловой энергии.
Посчитав пункт 3.2.2 договора в части, предусматривающей возможность прекращения полностью или частично отпуска тепловой энергии в случае невыполнения потребителем договорных обязательств по своевременной оплате полученной тепловой энергии; в случае самовольного включения субабонентов, новых цехов, установок или их отдельных частей, а также подключения к теплосети субабонентов; расточительства тепловой энергии, хищения ее, допущения сверхнормативных утечек сетевой воды; а также в случае, если представители теплоснабжающей организации не будут допущены к системам теплопотребления или приборам учета тепловой энергии, и пункт 6.3 договора несоответствующими закону, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 546 и пункту 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация наделена правом одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения только в случае неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты полученной энергии (при этом законом или иными правовыми актами право энергоснабжающей организации на односторонний отказ может быть исключено или ограничено путем установления порядка реализации данного права).
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.
Указанный Порядок является льготным и распространяется на организации- потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
В пункте 3 Порядка предусмотрено, что при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.
Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится:
- организацией-потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов;
- энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов. При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация имеет право в присутствии представителей государственного энергетического надзора и организации-потребителя произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации-потребителю, если со своих объектов она не может реализовать принадлежащее ей право ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов.
В пункте 4 Порядка установлено, что если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 7 Порядка).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций с учетом приведенных норм правильно установили, что основания для прекращения подачи тепловой энергии абоненту - Учреждению установлены законодательством и Порядком и не могут быть произвольно расширены или изменены.
Ограничение или прекращение теплоснабжения дошкольному образовательному учреждению без соблюдения специальной процедуры, предусмотренной Порядком, повлечет прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности образовательного учреждения, что может привести к нарушению прав ребенка.
При таких обстоятельствах вывод судов о недействительности оспариваемых пунктов договора, сделанный на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правильным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Учреждение не входит в перечень организаций, в отношении которых прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов запрещено, получил надлежащую правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций. При этом суд округа отмечает, что порядок ограничения (прекращения) подачи тепловой энергии, установленный оспариваемыми положениями договора, не соответствует специальной процедуре ограничения (прекращения) подачи тепловой энергии, предусмотренной Порядком.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 29.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по делу N А31-6983/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 Порядка установлено, что если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 7 Порядка).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций с учетом приведенных норм правильно установили, что основания для прекращения подачи тепловой энергии абоненту - Учреждению установлены законодательством и Порядком и не могут быть произвольно расширены или изменены.
Ограничение или прекращение теплоснабжения дошкольному образовательному учреждению без соблюдения специальной процедуры, предусмотренной Порядком, повлечет прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности образовательного учреждения, что может привести к нарушению прав ребенка.
При таких обстоятельствах вывод судов о недействительности оспариваемых пунктов договора, сделанный на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июня 2012 г. N Ф01-2107/12 по делу N А31-6983/2011