Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя от заявителя: Гонгапша А.Х. (доверенность от 12.01.2012 N 521),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мосгорэнерго" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.10.2011, принятое судьей Новиковым Ю.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011, принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., по делу N А17-1874/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Мосгорэнерго" к Региональной службе по тарифам Ивановской области,
третье лицо - открытое акционерное общество "Ивэнергосбыт", об оспаривании решения государственного органа и установил:
открытое акционерное общество "Мосгорэнерго" (далее - Общество, ОАО "Мосгорэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным отказа Региональной службы по тарифам Ивановской области (далее - Служба по тарифам, регулирующий орган) в принятии к согласованию предложения Общества по прогнозному балансу электрической энергии и мощности по Ивановской области на 2012 год, выраженного в письме от 05.04.2011 N 7-628.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Ивэнергосбыт" (далее - ОАО "Ивэнергосбыт").
Решением суда первой инстанции от 06.10.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.12.2011 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что регулирующий орган необоснованно отклонил его предложения по формированию сводного прогнозного баланса электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2012 год, так как ОАО "Мосгорэнерго" представило все документы, необходимые для его формирования. Ссылаясь на информационное письмо от 29.04.2011 N НБ3515/12 Федеральной службы по тарифам, Общество указывает на необязательное применение договорных объемов потребления (производства) на розничном рынке электроэнергии в 2007 году и мощности в 2008 году, поскольку с 01.01.2011 названный товар реализуется по свободным, нерегулируемым ценам (за исключением объемов, поставляемых населению).
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Служба по тарифам и ОАО "Ивэнергосбыт" в отзывах на кассационную жалобу возразили против доводов заявителя, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество направило Службе по тарифам письмо от 30.03.2011 N МГЭ/07-1081/11 с данными для формирования сводного прогнозного баланса для их внесения в сводный прогнозный баланс по Ивановской области на 2012 год с приложением соответствующих документов, которое получено регулирующим органом 31.03.2011.
Служба по тарифам 05.04.2011 известила ОАО "Мосгорэнерго" об отказе в принятии к согласованию предложения по прогнозному балансу электрической энергии и мощности по Ивановской области на 2012 год.
Отказ мотивирован тем, что Общество не представило:
- копии документов, подтверждающих право Общества на торговлю электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих точках поставки потребителям, расположенным в Ивановской области, согласно пунктам 22, 23 и 24 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172;
- копии договоров с соответствующими сетевыми организациями Ивановской области на оказание с 01.01.2012 услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителей;
- копии документов, подтверждающих прекращение потребителями с 01.01.2012 покупки электроэнергии от поставщиков, с которыми в настоящее время заключены договоры (ОАО "Ивэнергосбыт");
- копии договоров ОАО "Мосгорэнерго" с ОАО "308 Авиационный ремонтный завод", ОАО "СТРОММАШИНА", ООО ТД "Меланж-Текстиль", ООО "Галтекс", ООО "Ивановский хлебокомбинат N 3" на поставку электроэнергии с 01.01.2012.
Кроме того, в письме имеется ссылка на Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации, утвержденный приказом ФСТ России от 10.06.2009 N 125-э/1 (далее - Порядок), в соответствии с которым Обществу предложено дополнительно представить в регулирующий орган согласованные с ОАО "Ивэнергосбыт" формы N 14 для новых групп точек поставки (далее - ГТП).
По названным причинам Служба по тарифам не согласовала предложения Общества по прогнозному балансу электроэнергии и мощности на 2012 год в части ГТП, планируемых к выводу на оптовый рынок электроэнергии (мощности) (далее - ОРЭМ) с 01.01.2012.
Также в оспариваемом письме указано, что переход потребителей на электроснабжение с ОАО "Мосгорэнерго" приведет к негативным социально-экономическим последствиям для Ивановской области.
В соответствии с пунктом 12 Порядка от 05.04.2011 служба по тарифам письмом N 7-628 проинформировала Общество о внесенных в его предложения изменениях по прогнозному балансу электроэнергии и мощности по Ивановской области на 2012 год. Основанием для внесения изменений явилось то, что заявленные Обществом объемы покупки электроэнергии (мощности) с ОРЭМ на 2012 год для потребителей: ГТП ООО "Ивмолокопродукт", ОАО "308 Авиационный ремонтный завод", ОАО "СТРОММАШИНА", ООО ТД "Меланж-Текстиль", ОАО "Автокран", ООО "Верхневолжский СМЦ", ОАО "Волжский электрометаллургический завод", ООО "Галтекс", ООО "Ивановский хлебокомбинат N 3", учтены в предложениях по прогнозному балансу электроэнергии и мощности по Ивановской области на 2012 год, представленных гарантирующими поставщиками электрической энергии - ОАО "Ивэнергосбыт" и ООО "Энергосетевая компания" - в рамках действующих договоров снабжения.
Письмом от 06.05.2011 N МГЭ/07-1550/11 ОАО "Мосгорэнерго" уточнило предложения по сводному прогнозному балансу на 2012 год, исключив группы точек поставки ОАО "308 Авиационный ремонтный завод", ОАО "Строммашина", и ООО "Ивановский хлебокомбинат N 3" в связи с незаключением договоров энергоснабжения между Обществом и названными потребителями.
Служба по тарифам Ивановской области письмом от 22.06.2011 N 7-1269/1 направила в адрес Федеральной службы по тарифам свои предложения по прогнозному балансу на 1012 год, а также предложения покупателей - участников ОРЭМ (в том числе ОАО "Мосгорэнерго"), поставщиков (производителей) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщиков (производителей) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевых организаций.
Посчитав, что невключение Общества в сводный прогнозный баланс повлечет невозможность выполнять обязательства по заключенным договорам купли-продажи электроэнергии, а предложение службы по тарифам представить дополнительные документы не предусмотрено действующим законодательством, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием признать отказ Службы по тарифам недействительным.
Руководствуясь статьями 65 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 10 - 13 Порядка, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что оспариваемый отказ регулирующего органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Второй апелляционный арбитражный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.06.2009 N 125-э/1 утвержден Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 1 которого установлено, что Порядок разработан в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (далее - Правила оптового рынка).
В соответствии с пунктом 2 Порядка основными задачами формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) являются: удовлетворение спроса потребителей электрической энергии и мощности; обеспечение надежного энергоснабжения потребителей; минимизация затрат на производство и поставку электрической энергии (мощности); обеспечение сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемой на оптовый рынок электрической энергии (мощности) и отпускаемой с него; соблюдение качества электрической энергии.
В силу пункта 4 Порядка сводный прогнозный баланс формируется в целях: а) расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; б) заключения участниками ОРЭМ договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствии с Правилами оптового рынка.
На основании пункта 6 Порядка основой для формирования сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения, разрабатываемые: организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции, по объемам покупки (продажи) электрической энергии (мощности) с целью последующей поставки на экспорт (импорт), покупателями - участниками ОРЭМ (гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, крупными потребителями), поставщиками (производителями) электрической энергии и мощности оптового и розничного рынков, сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) для компенсации потерь, в том числе от экспортно-импортных операций, и величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.
Покупатели - участники ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации, в том числе и организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса в увязке с экономическими показателями (приложение 2) и направляют их Системному оператору (РДУ) и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 10 Порядка).
В пункте 11 Порядка установлено, что участники ОРЭМ для включения в сводный прогнозный баланс объемов поставки и/или покупки электрической энергии (мощности) на ОРЭМ прилагают к предложениям по формированию сводного прогнозного баланса по каждой новой ГТП следующие документы: справку о сроках введения энергопринимающих установок (генерирующих объектов) в эксплуатацию, согласованную Системным оператором; информацию о договорных объемах потребления (производства) на розничном рынке электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году, согласованную с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей или энергосбытовой организацией).
В пункте 12 Порядка определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года, во взаимодействии с Системным оператором проверяют соответствие прогнозу электропотребления региона указанных в пункте 10 предложений, выполняют оценку возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их и предложения вышеуказанных организаций в Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ России) для утверждения сводного прогнозного баланса с приложением обоснования внесенных изменений.
О результатах рассмотрения предложений, в том числе об изменениях, внесенных в предложения вышеназванных организаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информируют Системного оператора (РДУ) и участников формирования баланса с указанием конкретных изменений и их обоснованием в сроки, определенные графиком прохождения документов (приложение 1).
В силу пункта 13 Порядка, при наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка предложениям, предложения по формированию сводного прогнозного баланса могут быть представлены в установленные графиком прохождения документов сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия ФСТ России решения.
Таким образом, оспариваемый отказ Службы по тарифам не препятствовал дальнейшему рассмотрению предложений Общества и принятию ФСТ России окончательного решения.
Следовательно, в рассматриваемом случае суды обоснованно не усмотрели нарушений прав и законных интересов заявителя.
Суды установили и не отрицается ОАО "Мосгорэнерго", что к предложению по формированию сводного баланса на 2012 год последнее не представило информацию о договорных объемах потребления (производства) на розничном рынке электрической энергии в 2007 и мощности в 2008 году, согласованную с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей или энергосбытовой организацией), что является нарушением действующего Порядка.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что отказ Региональной службы в принятии к согласованию предложения Общества по прогнозному балансу электрической энергии и мощности по Ивановской области на 2012 год, выраженного в письме от 05.04.2011 N 7-628, соответствовал нормам действующего законодательства и не нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод Общества о том, что ФСТ России информационным письмом от 29.04.2011 N НБ3515/12 довела до сведения субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информацию о необязательном применении договорных объемов потребления (производства) на розничном рынке электроэнергии в 2007 году и мощности в 2008 году, поскольку с 01.01.2011 названный товар реализуется по свободным, нерегулируемым ценам (за исключением объемов, поставляемых населению), отклоняется судом кассационной инстанции, так как не основан на нормах материального права. Доказательств регистрации указанного информационного письма в установленном законом порядке для признания его актом нормативного характера суду Обществом не представлено.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и направленными на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.10.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А17-1874/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мосгорэнерго" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Мосгорэнерго".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 12 Порядка определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года, во взаимодействии с Системным оператором проверяют соответствие прогнозу электропотребления региона указанных в пункте 10 предложений, выполняют оценку возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их и предложения вышеуказанных организаций в Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ России) для утверждения сводного прогнозного баланса с приложением обоснования внесенных изменений.
О результатах рассмотрения предложений, в том числе об изменениях, внесенных в предложения вышеназванных организаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информируют Системного оператора (РДУ) и участников формирования баланса с указанием конкретных изменений и их обоснованием в сроки, определенные графиком прохождения документов (приложение 1).
В силу пункта 13 Порядка, при наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка предложениям, предложения по формированию сводного прогнозного баланса могут быть представлены в установленные графиком прохождения документов сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия ФСТ России решения.
...
Суды установили и не отрицается ОАО "Мосгорэнерго", что к предложению по формированию сводного баланса на 2012 год последнее не представило информацию о договорных объемах потребления (производства) на розничном рынке электрической энергии в 2007 и мощности в 2008 году, согласованную с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей или энергосбытовой организацией), что является нарушением действующего Порядка."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 июля 2012 г. N Ф01-3052/12 по делу N А17-1874/2011