г. Киров |
|
26 декабря 2011 г. |
Дело N А17-1874/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Гонгапша А.Х., действующего на основании доверенности от 15.03.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мосгорэнерго"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.10.2011 г.. по делу N А17-1874/2011, принятое судом в составе судьи Новикова Ю.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Мосгорэнерго" (ИНН: 7743628060, ОГРН 1077746153210)
к Региональной службе по тарифам Ивановской области
третье лицо: открытое акционерное общество "Ивэнергосбыт" (ИНН: 7705018628, ОГРН 1027700043293),
об оспаривании решения государственного органа,
установил:
открытое акционерное общество "Мосгорэнерго" (далее - заявитель, общество "Мосгорэнерго", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к Региональной службе по тарифам Ивановской области (далее - ответчик, служба по тарифам) о признании незаконным отказа ответчика, в принятии к согласованию предложения общества по прогнозному балансу электрической энергии и мощности по Ивановской области на 2012 год, выраженного в письме N 7-628 от 05.04.2011.
Третье лицо по делу ОАО "Ивэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.10.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При принятии решения суд первой инстанции указал на отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя отказом ответчика принять к согласованию предложения заявителя.
Общество "Мосгорэнерго" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
По мнению общества, судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства, имеющие значение по делу, что привело к принятию неправильного решения.
Служба по тарифам в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, отклоняет доводы апелляционной жалобы. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Третье лицо по делу открытое акционерное общество "Ивэнергосбыт" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 26.12.2011 года. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30 марта 2011 года общество направило в адрес службы по тарифам письмо N МГЭ/07-1081/11 от 30.03.2011 с данными для формирования сводного прогнозного баланса для их внесения в сводный прогнозный баланс по Ивановской области на 2012 год.
К письму были приложены:
- предложение ОАО "Московское городское энергосбытовое предприятие" на покупку электрической энергии и мощности в 2012 году в регионе: Ивановская область;
- объемы электрической энергии (мощности), поставляемые населению ОАО "Московское городское энергосбытовое предприятие" в регионе Ивановская область;
- договорные объемы потребления (производства) на розничном рынке электроэнергии в 2007 году и мощности в 2008 году по ГТП (группа точек поставки) ООО "Ивмолокопродукт", ОАО "308 Авиационный ремонтный завод", ОАО "СТРОММАШИНА", ООО ТД "Меланж-Текстиль", ОАО "Автокран", ООО "Верхневолжский СМЦ" ОАО "Волжский электро-металлургический завод", ООО "Галтекс", ООО "Ивановский хлебокомбинат N 3";
- договор энергоснабжения N 111-805 от 20.03.2009 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ОАО "Птицефабрика "Кинешемская"" в 1 экз. на 13 листах;
- договор энергоснабжения N 1 11-837 от 29.05.2009 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ЗАО "Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика" в 1 экз. на 13 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1067 от 23.03.2010 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ЗАО "Региональный торговый комплекс" в 1 экз. на 29 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1086 от 30.03.2010 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ОАО "АП "Золотое кольцо" в 1 экз. на 22 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1068 от 23.03.2010 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ОАО "Ивановский бройлер" в 1 экз. на 18 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1069 от 23.03.2010 между ОАО "Мосгорэнерго" и ОАО "Поликор" в 1 экз. на 17 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1046 от 09.03.2010 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" в 1 экз. на 13 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1082 от 29.03.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ООО "ЭГГЕР Древпродукт" в 1 экз. на 13 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1094 от 06.04.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ЗАО "Ивановоискож" в 1 экз. па 19 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1084 от 26.03.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ООО "Ивановский комбинат детского питания" в 1 экз. на 23 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1066 от 23.03.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ЗАО "ЭКСТРА" в 1 экз. на 2 листах;
- договор энергоснабжения N 11 1-1386 от 01.01.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ООО "Теплоснаб-2010" в 1 экз. на 18 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1459 от 23.03.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ООО "Волжский Электро- Металлургический Завод" в 1 экз. на 17 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1448 от 24.03.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ООО "Ивмолокопродукт" в 1 экз. на 18 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1462 от 23.03.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ООО "Верхневолжский СМЦ в 1 экз. на 18 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1477 от 30.03.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ОАО"Строммашина" в 1 экз. на 17 листах;
- договор энергоснабжения N 111-1463 от 23.03.2011 г.. между ОАО "Мосгорэнерго" и ОАО "Автокран" в 1 экз. на 17 листах;
- заверенная копия доверенности на заместителя Генерального директора по энергосбытовой деятельности ОАО "Мосгорэнерго" Е.А. Холодилину в 1 экз. на 1 листе;
- структура полезного отпуска электрической энергии и мощности по группам потребителей ОАО "Мосгорэнерго" на 2012 г. в 2 экз. на 1 листе каждый;
- заверенная копия доверенности N 340 от 22.09.2011 на Голову С.А. в 1 экз. на 1 листе.
Данное письмо было получено службой по тарифам 31.03.2011 г..
05.04.2011 года служба по тарифам известила общество об отказе в принятии к согласованию предложения по прогнозному балансу электрической энергии и мощности по Ивановской области на 2012 год.
Отказ мотивирован тем, что по заявленным в письме потребителям, служба по тарифам не располагает следующими документами:
-копиями документов, подтверждающих право общества на торговлю электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих точках поставки вышеуказанным потребителям, расположенным в Ивановской области, согласно п.22, 23 и 24 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172;
-копиями договоров с соответствующими сетевыми организациями Ивановской области на оказание с 01.01.2012 года услуг по передаче электрической энергии в интересах вышеуказанных потребителей;
-копиями документов, подтверждающих прекращение вышеуказанными потребителями с 01.01.2012 года покупки электроэнергии от поставщиков, с которыми в настоящее время заключены договоры (ОАО "Ивэнергосбыт");
- копиями договоров ОАО "Мосгорэнерго" с ОАО "308 Авиационный ремонтный завод", ОАО "СТРОММАШИНА", ООО ТД "Меланж-Текстиль", ООО "Галтекс", ООО "Ивановский хлебокомбинат N 3" на поставку электроэнергии с 01.01.2012 года.
Кроме того, в письме имеется ссылка на Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам РФ, утвержденным приказом ФСТ России от 10.06.2009 N 125-э/1 (далее - Порядок), в соответствии с которым обществу предложено дополнительно представить в службу по тарифам согласованные с ОАО "Ивэнергосбыт" формы N 14 (для новых ГТП (далее - группы точек поставки)).
На основании изложенного служба по тарифам не согласовала предложения общества по прогнозному балансу электроэнергии и мощности на 2012 год в части ГТП, планируемых к выводу на оптовый рынок электроэнергии (мощности) - ОРЭМ, с 01.01.2012.
Также в оспариваемом письме указано, что переход вышеуказанных потребителей на электроснабжение с ОАО "Мосгорэнерго" приведет к негативным социально-экономическим последствиям для Ивановской области.
05.04.2011 в соответствии с пунктом 12 Порядка, служба по тарифам письмом N 7-628 проинформировала Общество об изменениях, внесенных в предложения Общества по прогнозному балансу электроэнергии и мощности по Ивановской области на 2012 год. Основанием изменений явилось то, что заявленные обществом объемы покупки электроэнергии (мощности) с ОРЭМ на 2012 год для потребителей:
-ГТП ООО "Ивмолокопродукт",
-ОАО "308 Авиационный ремонтный завод",
-ОАО "СТРОММАШИНА",
-ООО ТД "Меланж-Текстиль",
-ОАО "Автокран",
-ООО "Верхневолжский СМЦ"
-ОАО "Волжский электро-металлургический завод",
-ООО "Галтекс",
-ООО "Ивановский хлебокомбинат N 3",
учтены в предложениях по прогнозному балансу электроэнергии и мощности по Ивановской области на 2012 год, представленных гарантирующими поставщиками электрической энергии ОАО "Ивэнергосбыт" и ООО "Энергосетевая компания" в рамках действующих договоров снабжения.
06.05.2011 письмом N МГЭ\07-1550/11 общество уточнило предложения по сводному прогнозному балансу на 2012 год, исключив группы точек поставки ОАО "308 Авиационный ремонтный завод", ОАО "Строммашина", и ООО "Ивановский хлебокомбинат N 3" в связи с не заключением договоров энергоснабжения между обществом и названными потребителями.
22.06.2011 г. Письмом N 7-1269/1 служба по тарифам Ивановской области направила в адрес Федеральной службы по тарифам свои предложения по прогнозному балансу на 1012 год, а также предложения покупателей - участников ОРЭМ (в том числе ОАО "Мосгорэнерго"), поставщиков (производителей) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщиков (производителей) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевых организаций.
Тем не менее, считая, что невключение заявителя в сводный прогнозный баланс повлечет невозможность выполнять обязательства по заключенным договорам купли-продажи электроэнергии, а также считая, что предложение службы по тарифам представить дополнительные документы не предусмотрено действующим законодательством, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием признать отказ службы по тарифам недействительным.
Решением от 06.10.2011 года Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении заявленного требования, в связи с чем, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 10.06.2009 N 125-э/1 утвержден Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, пунктом 1 которого установлено, что Порядок разработан в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (далее - Правила оптового рынка).
В соответствии с пунктом 2 Порядка основными задачами формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) являются: удовлетворение спроса потребителей электрической энергии и мощности; обеспечение надежного энергоснабжения потребителей; минимизация затрат на производство и поставку электрической энергии (мощности); обеспечение сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемой на оптовый рынок электрической энергии (мощности) и отпускаемой с него; соблюдение качества электрической энергии.
Согласно пункту 4 Порядка сводный прогнозный баланс формируется в целях: а) расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; б) заключения участниками ОРЭМ договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствии с Правилами оптового рынка.
В соответствии с пунктом 6 Порядка основой для формирования сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения, разрабатываемые: организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции, по объемам покупки (продажи) электрической энергии (мощности) с целью последующей поставки на экспорт (импорт), покупателями - участниками ОРЭМ (гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, крупными потребителями), поставщиками (производителями) электрической энергии и мощности оптового и розничного рынков, сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) для компенсации потерь, в том числе от экспортно-импортных операций, и величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что покупатели - участники ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации, в том числе и организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса в увязке с экономическими показателями (приложение 2) и направляют их Системному оператору (РДУ) и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 11 Порядка, участники ОРЭМ для включения в сводный прогнозный баланс объемов поставки и/или покупки электрической энергии (мощности) на ОРЭМ прилагают к предложениям по формированию сводного прогнозного баланса по каждой новой ГТП следующие документы: справку о сроках введения энергопринимающих установок (генерирующих объектов) в эксплуатацию, согласованную Системным оператором; информацию о договорных объемах потребления (производства) на розничном рынке электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году, согласованную с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей или энергосбытовой организацией).
Как определено в пункте 12 Порядка, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года, во взаимодействии с Системным оператором проверяют соответствие прогнозу электропотребления региона указанных в пункте 10 предложений, выполняют оценку возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их и предложения вышеуказанных организаций в Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ России) для утверждения сводного прогнозного баланса с приложением обоснования внесенных изменений.
О результатах рассмотрения предложений, в том числе об изменениях, внесенных в предложения вышеназванных организаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информируют Системного оператора (РДУ) и участников формирования баланса с указанием конкретных изменений и их обоснованием в сроки, определенные графиком прохождения документов (приложение 1).
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции обоснованно сослался на пункт 13 Порядка, который устанавливает, что при наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка предложениям, предложения по формированию сводного прогнозного баланса могут быть представлены в установленные графиком прохождения документов сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия решения ФСТ России.
На основании указанного пункта следует вывод о том, что отказ службы по тарифам во включении в предложения по формированию сводного прогнозного баланса не препятствует дальнейшему рассмотрению предложений общества и принятию окончательного решения на уровне ФСТ России. В связи с этим обстоятельством нарушений прав и законных интересов заявителя не усматривается.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что к предложению по формированию сводного баланса на 2012 год Обществом не была представлена информация о договорных объемах потребления (производства) на розничном рынке электрической энергии в 2007 и мощности в 2008 году, согласованная с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей или энергосбытовой организацией), что является нарушением действующего Порядка. Указанное обстоятельство заявителем не отрицается.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Федеральная служба по тарифам информационным письмом N НБ3515/12 от 29.04.2011 г.. довело до сведения субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, а также органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов о необязательном применении договорных объемов потребления (производства) на розничном рынке электроэнергии в 2007 году и мощности в 2008 году, поскольку с 01.01.2011 года названный товар реализуется по свободным, нерегулируемым ценам (за исключением объемов, поставляемых населению), не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не основан на нормах материального права. Доказательств регистрации указанного информационного письма в установленном законом порядке для признания его актом нормативного характера суду не представлено.
При этих условиях отклонение службой по тарифам предложения общества по прогнозному балансу электрической энергии (мощности) на 2012 год является обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении его требований.
Доводы Общества, заявленные в апелляционной жалобе, не соответствуют положениям вышеназванного Порядка, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Принимая во внимание, что заявителем излишне уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб., данная сумма подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Арбитражного суда Ивановской области от 06.10.2011 г.. по делу N А17-1874/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мосгорэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Мосгорэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению N 2093 от 01.11.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1874/2011
Истец: ОАО "Мосгорэнерго"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Ивановской области
Третье лицо: ОАО "Ивэнергосбыт"