Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителя от заинтересованного лица: Шишовой Т.А. (доверенность от 30.12.2011 N 01-552/Д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2012, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-33682/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский Аквапарк" о признании недействительным постановления администрации города Нижнего Новгорода и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский Аквапарк" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 31.08.2011 N 3460 "Об отмене постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 06.11.2007 N 5192 "Об утверждении проекта границ земельного участка, выбираемого для строительства открытого аквапарка с развлекательно-оздоровительным центром по Мещерскому бульвару, напротив дома N 3 в Канавинском районе" (далее - Постановление от 31.08.2011 N 3460).
Решением суда от 02.04.2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012, заявленное требование удовлетворено.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 7, статью 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", постановление Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов", Устав города Нижнего Новгорода. По его мнению, оспариваемое постановление основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, отзыв на кассационную жалобу не представило, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области решением от 25.07.2007 N 853-34-1350 счел возможным предоставить Обществу в аренду на период строительства земельный участок для размещения на нем объектов, относящихся к основным видам разрешенного использования зоны парков, набережных (Р-2).
В соответствии со статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании указанного решения глава Администрации принял постановление от 06.11.2007 N 5192 "Об утверждении проекта границ земельного участка, выбираемого для строительства открытого аквапарка с развлекательно-оздоровительным центром по Мещерскому бульвару, напротив дома N 3 в Канавинском районе" (далее - Постановление от 06.11.2007 N 5192). Этим постановлением утвержден проект границ земельного участка площадью 53 400 квадратных метров по Мещерскому бульвару, напротив дома N 3, в Канавинском районе города Нижнего Новгорода согласно чертежу Департамента архитектуры и градостроительства администрации N 3718.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.01.2008 N 42-р утвержден акт о выборе земельного участка площадью 53 400 квадратных метров для строительства открытого аквапарка с развлекательно-оздоровительным центром и предварительно согласовано место размещения этого объекта.
Земельный участок площадью 53 352 (+/- 81) квадратных метра по указанному адресу 30.01.2008 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 52:18:0030408:0006.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 04.04.2008 N 466-р (с учетом внесенных в него изменений распоряжением от 09.04.2008 N 518-р) спорный земельный участок предоставлен Обществу в аренду сроком на 5 лет для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию открытого аквапарка с развлекательно-оздоровительным центром. Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области поручено заключить с Обществом соответствующий договор аренды.
Между Обществом и Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области заключен договор от 16.06.2008 N 18-687 аренды земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030408:0006 сроком действия до 04.10.2011.
Дополнительным соглашением от 29.12.2009 срок действия договора аренды продлен до 04.04.2013.
Администрация Постановлением от 31.08.2011 N 3460 отменила Постановление от 06.11.2007 N 5192, сославшись на статью 54 Устава города Нижнего Новгорода и решение Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 20.07.2011 N 853-120-4680.
Общество, полагая, что Постановление от 31.08.2011 N 3460 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 8, 18 и 123 Конституции Российской Федерации, статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 7, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 и пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктом 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области N 192-З), постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов" (далее - Постановление Правительства Нижегородской области N 46), которым утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов (далее - Порядок взаимодействия), суды удовлетворили заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, как правильно указали суды, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса (статья 29 Кодекса).
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
Указанная процедура проводится в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 Кодекса, и включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Нижегородской области N 192-З распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления города Нижний Новгород в пределах полномочий, определенных этим законом.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Нижегородской области N 46 Министерство инвестиционной политики Нижегородской области (далее - Министерство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов при осуществлении строительства объектов капитального строительства; по подготовке материалов, необходимых для принятия Правительством Нижегородской области решения о целесообразности развития застроенной территории поселений Нижегородской области и инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории.
Согласно пунктам 2.1.2 и 2.1.3 Порядка взаимодействия при предоставлении земельных участков для строительства объектов недвижимости с предварительным согласованием места размещения объекта, Министерство в течение 14 дней обеспечивает рассмотрение и утверждение органом местного самоуправления города Нижнего Новгорода проекта границ земельного участка, подготовленного уполномоченной организацией либо органом местного самоуправления совместно с департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области.
Одновременно Министерство совместно с органом местного самоуправления города Нижнего Новгорода в соответствии со статьей 30 Кодекса в течение 25 дней подготавливают акт о выборе земельного участка, включающий утвержденный органом местного самоуправления города Нижнего Новгорода проект границ земельного участка.
Из материалов дела видно и суды установили, что предоставление Обществу земельного участка осуществлялось в рамках реализации инвестиционного проекта с предварительным согласованием места размещения объекта.
Администрация исполнила обязанность по изготовлению и утверждению проекта границ этого земельного участка, издав постановление от 06.11.2007 N 5192.
После проведения всех процедур по формированию и постановке на кадастровый учет испрашиваемого Обществом земельного участка уполномоченными органами приняты решения о предварительном согласовании места размещения объекта и о предоставлении земельного участка для строительства.
Спорный земельный участок предоставлен Обществу в аренду для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию открытого аквапарка с развлекательно-оздоровительным центром в порядке, предусмотренном Кодексом, законодательством Нижегородской области. Правоотношения сторон оформлены договором аренды от 16.06.2008 N 18-687, срок действия которого не истек.
Таким образом, порядок предоставления Обществу земельного участка для строительства объекта был соблюден, при вынесении Постановления от 06.11.2007 N 5192 не было допущено нарушений норм действующего законодательства.
В обоснование принятия Постановления от 31.08.2011 N 3460 об отмене ранее принятого постановления Администрация сослалась на решение Инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области от 20.07.2011 N 853-120-4680.
Между тем данное решение носит рекомендательный характер (Положение об Инвестиционном совете при губернаторе Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 47), не содержит указания на какие-либо нарушения действующего законодательства при издании Постановления от 06.11.2007 N 5192.
Следовательно, у Администрации не имелось правовых оснований для отмены Постановления от 06.11.2007 N 5192 по причинам, указанным в оспариваемом постановлении.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Оспариваемое постановление фактически направлено на прекращение у заявителя зарегистрированного права аренды земельным участком. Администрация не вправе отменять в порядке самоконтроля ненормативные правовые акты, на основании которых произведена государственная регистрация права, поскольку это выходит за пределы его компетенции. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке в исковом производстве.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод, что оспариваемое постановление Администрации не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества и обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по делу N А43-33682/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2.1.2 и 2.1.3 Порядка взаимодействия при предоставлении земельных участков для строительства объектов недвижимости с предварительным согласованием места размещения объекта, Министерство в течение 14 дней обеспечивает рассмотрение и утверждение органом местного самоуправления города Нижнего Новгорода проекта границ земельного участка, подготовленного уполномоченной организацией либо органом местного самоуправления совместно с департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области.
Одновременно Министерство совместно с органом местного самоуправления города Нижнего Новгорода в соответствии со статьей 30 Кодекса в течение 25 дней подготавливают акт о выборе земельного участка, включающий утвержденный органом местного самоуправления города Нижнего Новгорода проект границ земельного участка.
...
Спорный земельный участок предоставлен Обществу в аренду для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию открытого аквапарка с развлекательно-оздоровительным центром в порядке, предусмотренном Кодексом, законодательством Нижегородской области. Правоотношения сторон оформлены договором аренды от 16.06.2008 N 18-687, срок действия которого не истек.
...
В обоснование принятия Постановления от 31.08.2011 N 3460 об отмене ранее принятого постановления Администрация сослалась на решение Инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области от 20.07.2011 N 853-120-4680.
Между тем данное решение носит рекомендательный характер (Положение об Инвестиционном совете при губернаторе Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 47), не содержит указания на какие-либо нарушения действующего законодательства при издании Постановления от 06.11.2007 N 5192.
...
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 сентября 2012 г. N Ф01-3922/12 по делу N А43-33682/2011