Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей от истца: Усацкой Л.В. (доверенность от 01.01.2012), от ответчика - Департамента финансов Костромской области: Курохина О.С. (доверенность от 06.06.2011 N 10-12/7), от третьего лица - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Каляева Н.В. (доверенность от 30.12.2011 N 47),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Прокурора Костромской области, Департамента здравоохранения Костромской области, Департамента финансов Костромской области на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.04.2011, принятое судьями Сандаловым В.Г., Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е., по делу N А31-3758/2011 по иску Государственного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг от 01.06.2009 и по встречному иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области к Государственному учреждению здравоохранения "Костромская областная больница" о признании недействительным договора от 01.06.2009 в части оказания услуг на возмездной основе,
третьи лица - Прокурор Костромской области, Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования, областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Костромской центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", Департамент здравоохранения Костромской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и установил:
государственное учреждение здравоохранения "Костромская областная больница" (далее - ГУЗ "Костромская областная больница", Больница) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (далее - УФСИН по Костромской области) о взыскании 189 908 рублей задолженности по оплате оказанных по договору от 01.06.2009 услуг по проведению 788 исследований на определение ВИЧ-инфекции у осужденных, исходя из стоимости одного исследования 241 рубль.
Определением суда от 10.08.2011 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Костромская область в лице Департамента финансов Костромской области (далее - Департамент финансов) и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены прокурор Костромской области (далее - Прокурор), Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - КОФОМС), областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Костромской центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - Учреждение), департамент здравоохранения Костромской области (далее - Департамент здравоохранения).
Определениями Арбитражного суда Костромской области от 11.11.2011 и от 09.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор России), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Костромской области), Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России).
УФСИН по Костромской области обратилось в суд со встречным иском к ГУЗ "Костромская областная больница" о признании недействительным договора от 01.06.2009 в части оказания услуг на возмездной основе.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.01.2012 исковые требования ГУЗ "Костромская областная больница" удовлетворены: с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в лице Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области за счет казны в пользу ГУЗ "Костромская областная больница" взыскано 189 908 рублей задолженности. В удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.04.2011 решение суда первой инстанции изменено. Резолютивная часть решения суда изложена в следующей редакции: "Взыскать с Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области за счет бюджета Костромской области в пользу ГУЗ "Костромская областная больница" 162 257 рублей 08 копеек задолженности и 2990 рублей 39 копеек госпошлины по иску. Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в лице Управления федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области за счет казны в пользу ГУЗ "Костромская областная больница" 27 650 рублей 92 копейки и 509 рублей 61 копейки госпошлины по иску. В удовлетворении иска ГУЗ "Костромская областная больница" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать. Встречный иск Управления ФСИН по Костромской области удовлетворить. Признать недействительным договор возмездного оказания услуг от 01.06.2009 в части оказания услуг на возмездной основе. Взыскать с ГУЗ "Костромская областная больница" в доход федерального бюджета 4000 рублей госпошлины по встречному иску".
Больница, УФСИН по Костромской области, Прокурор, Департамент финансов и Департамент здравоохранения не согласились с постановлением апелляционного суда и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Больница считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права. По ее мнению, надлежащим ответчиком по делу является УФСИН по Костромской области, и взыскание задолженности за оказанные медицинские услуги по освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН по Костромской области, должно быть произведено с Российской Федерации в лице УФСИН по Костромской области за счет казны. Кроме того, основания для признания недействительным договора возмездного оказания услуг от 01.06.2009 отсутствуют, так как данный договор заключен сторонами в соответствии с действующим законодательством.
УФСИН по Костромской области не согласилось с выводами апелляционного суда в части взыскания с него в пользу Больницы 27 650 рублей 92 копеек задолженности и 509 рублей 61 копейки расходов по уплате государственной пошлины. Заявитель жалобы полагает, что финансирование услуг по обследованию на ВИЧ-инфекцию лиц, отбывающих наказание и заключенных под стражу, предусмотрено законодательством за счет средств соответствующих бюджетов, а медицинская помощь указанным лицам оказывается бесплатно.
Прокурор также посчитал незаконным постановление апелляционного суда, указав, что суд не применил подлежащие применению пункт 1 статьи 167 и статью 180 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, признание сделки недействительной исключает возможность взыскания задолженности по этой сделке. Возмещение в сумме 27 650 рублей 92 копеек представляет собой убытки, которые образовались вследствие действий Департамента здравоохранения, ненадлежащим образом обеспечившего оформление заявки для поставки диагностического оборудования.
Департамент финансов полагает, что вывод апелляционного суда об отнесении части задолженности истца к расходным обязательствам Костромской области сделан без учета фактических обстоятельств и норм действующего законодательства. Заявитель указывает, что осуществление расходов, связанных с проведением медицинского освидетельствования спецконтингента, находящегося в специализированном федеральном учреждении, является расходным полномочием федерального бюджета. Заявитель обращает внимание на то, что взыскание с Костромской области задолженности повлечет неосновательное обогащение Больницы. Кроме того, по мнению Департамента финансов, договор от 01.06.2009 в части оказания услуг на возмездной основе необоснованно признан недействительным.
Департамент здравоохранения в кассационной жалобе считает, что апелляционный суд нарушил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, действующим законодательством закреплено расходное обязательство Российской Федерации по организации и проведению мероприятий, связанных с профилактикой, выявлением и лечением лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита, а также отсутствие оснований для возложения обязанности по осуществлению расходов на приобретение тест-систем за счет средств федерального бюджета. Следовательно, Департамент здравоохранения полагает, что расходы Больницы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. Заявитель также указывает, что договор возмездного оказания услуг от 01.06.2009 не может считаться недействительным (ничтожным), так как регулировал правоотношения, возникшие в 2009 году.
В судебном заседании представители Больницы и Департамента финансов подтвердили позиции, изложенные в своих кассационных жалобах.
Отзывы на кассационные жалобы в суд не поступили.
Представитель Роспотребнадзора России в судебном заседании пояснил, что финансирование обследований на ВИЧ-инфекцию осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Иные ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители Больницы, Департамента финансов и Роспотребнадзора России участвовали в судебном заседании 07.08.2012 путем использования системы видеоконференцсвязи с Арбитражным судом Костромской области.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.08.2012.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационных жалоб откладывалось до 13.09.2012.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, УФСИН по Костромской области (заказчик) и ГУЗ "Костромская областная больница" (исполнитель) заключили договор от 01.06.2009 возмездного оказания услуг (с протоколом разногласий, регулирующего цену одного исследования), в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуг по обследованию на ВИЧ-инфекцию проб крови спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН по Костромской области, а заказчик обязуется своевременно оплачивать услуги в порядке и размере, предусмотренном договором.
Стоимость одного исследования сторонами согласована в 241 рубль (пункт 2.1 договора).
В стоимость услуги включена стоимость диагностических средств (препаратов), приобретенных Больницей у ЗАО "Вектор-Бест-Европа" по договору от 21.05.2009 N 1386 (том 1, листы дела 109 - 115).
Во исполнение договора ГУЗ "Костромская областная больница" оказало медицинские услуги, а именно провело 788 исследований на определение ВИЧ-инфекции у осужденных УФСИН по Костромской области на общую сумму 189 908 рублей, что подтверждено счетами-фактурами от 30.07.2009 N ОБ00000603, ОБ00000604, от 29.07.2009 N ОБ00000601, ОБ00000599, ОБ00000600, от 25.08.2009 N ОБ00000705, ОБ00000703, ОБ00000704, а также реестрами оказанных услуг от 30.07.2009 N 000604, 000603, от 29.07.2009 N 000599, 000601, 000600, от 25.08.2009 N 000705, 000703, 000704.
Невыполнение обязанности по оплате оказанных медицинских услуг послужило основанием для обращения Больницы в арбитражный суд с настоящим иском.
УФСИН по Костромской области обратилось со встречным иском к Больнице о признании недействительным договора от 01.06.2009 в части оказания услуг на возмездной основе.
Руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьями 168, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 подпункта 2 пункта 7, пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", статьями 9, 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", пунктом 124 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации и Минюста Российской Федерации от 17.10.2005 N 640/190, Арбитражный суд Костромской области удовлетворил первоначальный иск, взыскав за счет казны Российской Федерации 189 908 рублей задолженности, и отказал в удовлетворении встречного иска. Суд исходил из того, что спорные расходы должны финансироваться из бюджета Российской Федерации, а также из отсутствия оснований для признания сделки недействительной.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, взыскав в пользу Больницы за счет казны Российской Федерации 27 650 рублей 92 копейки затрат по приобретению диагностических средств (препаратов) и за счет бюджета Костромской области 162 257 рублей 08 копеек задолженности; встречный иск удовлетворил. Суд пришел к выводам о том, что оказанные Больницей медицинские услуги по обследованию на ВИЧ-инфекцию проб крови спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН по Костромской области, подлежат оплате за счет средств бюджета Костромской области; медицинская помощь указанным лицам оказывается бесплатно, поэтому договор от 01.06.2009 в части оказания услуг на возмездной основе является недействительным.
Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
На основании пункта 4 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В силу статьи 9 данного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Российской Федерации.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, регулируется Приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 N 640/190.
В пунктах 2, 8 и 9 Порядка предусмотрено, что медицинская помощь, включающая проведение лечебно-диагностических мероприятий, подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. При этом в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения данная медицинская помощь оказывается в отношении лиц, наказание которых не связано с лишением свободы либо осужденных к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении.
Суды установили и УФСИН по Костромской области не отрицает, что оно в рамках спорного контракта направляло на исследования образцы крови подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО и иных учреждениях УФСИН по Костромской области.
Направление подозреваемого, обвиняемого, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, осужденного к лишению, в специализированные лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения производится в случае невозможности оказания медицинской помощи медицинскими службами Федеральной службы исполнения наказаний (пункты 10, 132, 182 Порядка).
В соответствии с пунктом статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Суды установили и стороны не оспаривают, что истец в рамках заключенного сторонами договора оказал услуги по проведению исследований на определение ВИЧ-инфекции у спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН России по Костромской области, на сумму 189 908 рублей.
При этом из материалов дела усматривается, что Больница приобрела часть использованных для исполнения заключенного с ответчиком контракта диагностических средств (препаратов) для выявления ВИЧ-инфекции в самостоятельном порядке у ЗАО "Вектор-Бест-Европа" по договору от 21.05.2009 N 1386 (том 1, листы дела 109 - 115).
Материалы дела также не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что проведение указанных диагностических исследований у спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН России по Костромской области, было заложено в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденную постановлением Администрации Костромской области от 10.02.2009 N 53-а.
С учетом изложенного суд первой правильно установил основание возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг - Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и источник взыскания спорной суммы - казну Российской Федерации, поэтому решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 5 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.04.2011 по делу N А31-3758/2011 отменить.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 19.01.2012 по делу N А31-3758/2011 оставить в силе.
Арбитражному суду Костромской области осуществить поворот исполнения постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 16.04.2011 по делу N А31-3758/2011.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в лице Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области в пользу Государственного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" 2000 рублей государственной пошлины по кассационной инстанции.
Арбитражному суду Костромской области исполнительный лист выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 2, 8 и 9 Порядка предусмотрено, что медицинская помощь, включающая проведение лечебно-диагностических мероприятий, подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. При этом в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения данная медицинская помощь оказывается в отношении лиц, наказание которых не связано с лишением свободы либо осужденных к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении.
...
Направление подозреваемого, обвиняемого, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, осужденного к лишению, в специализированные лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения производится в случае невозможности оказания медицинской помощи медицинскими службами Федеральной службы исполнения наказаний (пункты 10, 132, 182 Порядка).
В соответствии с пунктом статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 сентября 2012 г. N Ф01-3163/12 по делу N А31-3758/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17061/12
06.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17061/12
20.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3163/12
16.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1361/12