г. Киров |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А31-3758/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей: Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноперовой С.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Усацкой Л.В., действующей на основании доверенности от 01.01.2012,
представителя первого ответчика Марьевой Н.В., действующей на основании доверенности от 01.06.2011,
представителя второго ответчика Курохиной О.С., действующей на основании доверенности от 06.06.2011,
представителя третьего ответчика Козиной И.В., действующей на основании доверенности от 26.01.2010,
от третьих лиц (Федеральной службы исполнения наказаний) Марьевой Н.В., действующей на основании доверенности от 28.07.2011,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Прокурора Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.01.2012 по делу N А31-3758/2011, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.,
по иску Государственного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" (ИНН 4443020081, ОГРН 1024400530824)
к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (ИНН 4401009390, ОГРН 1024400515820), Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
третьи лица: Прокурор Костромской области, Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования, областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Костромской центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", Департамент здравоохранения Костромской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг от 01.06.2009
и встречные исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (ИНН 4401009390, ОГРН 1024400515820)
к Государственному учреждению здравоохранения "Костромская областная больница" (ИНН 4443020081, ОГРН 1024400530824)
о признании договора возмездного оказания услуг от 01.06.2009 недействительным в части оказания услуг на возмездной основе,
установил:
государственное учреждение здравоохранения "Костромская областная больница" (далее - ГУЗ "Костромская областная больница", истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (далее - УФСИН России по Костромской области, первый ответчик) о взыскании 191 484 руб. задолженности по договору возмездного оказания услуг от 01.06.2009.
В процессе рассмотрения спора истец требования уточнил, просил взыскать 189 908 руб. задолженности за оказанные по договору от 01.06.2009 услуги по проведению 788 исследований на определение ВИЧ-инфекции у осужденных УФСИН, исходя из цены одного исследования 241 руб.
Определением арбитражного суда от 10.08.2011 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Костромская область в лице Департамента финансов Костромской области (далее - второй ответчик) и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - третий ответчик), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Прокурор Костромской области, Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования, областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Костромской центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", Департамент здравоохранения Костромской области.
Определениями суда от 11.11.2011 и от 09.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, Федеральная служба исполнения наказаний и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В свою очередь, УФСИН России по Костромской области обратилось в арбитражный суд со встречным иском к ГУЗ "Костромская областная больница", просит признать договор возмездного оказания услуг от 01.06.2009 недействительным в части оказания услуг на возмездной основе.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.01.2012 исковые требования ГУЗ "Костромская областная больница" удовлетворены: с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в лице Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области за счет казны в пользу ГУЗ "Костромская областная больница" взыскано 189 908 руб. задолженности; в остальной части требований отказано. В удовлетворении встречных исковых требований УФСИН России по Костромской области о признании договора возмездного оказания услуг от 01.06.2009 недействительным отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФСИН России по Костромской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Прокурор Костромской области (далее - заявители жалоб) обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами.
По мнению УФСИН России по Костромской области, решение суда вынесено с нарушением норм действующего законодательства, поскольку медицинские услуги осужденным оказаны в объемах, предусмотренных программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 N 913 "Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 год" специализированная медицинская помощь при заболеваниях, вызываемых ВИЧ-инфекцией и синдроме приобретенного иммунодефицита, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Ответчик считает, что судом не принят во внимание тот факт, что денежные средства для реализации программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи выделяются не уголовно-исполнительной системе, а системе здравоохранения. Оплата данных медицинских услуг была заложена при утверждении программ государственных гарантий в соответствующих бюджетах. Кроме того, решением Свердловского районного суда от 23.11.2010, имеющим в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) преюдициальное значение для настоящего дела, установлено, что работы по проведению данных исследований оплачиваются за счет средств субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного просит отменить решение суда в полном объеме и вынести решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее - УФК по Костромской области) также считает, что решение принято судом с нарушением норм материального и процессуального права, не обосновано ссылками на законодательные акты, в связи с чем просит изменить решение суда, отказав в иске ГУЗ "Костромская областная больница" и удовлетворив встречный иск УФСИН России по Костромской области.
Управление полагает, что суд, применив положения статей 16, 1069-1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), самостоятельно изменил основания иска, чем нарушил принцип состязательности и равноправия сторон, а также не дал правовую оценку правоотношениям, в которых находились стороны, со ссылкой на закон.
Заявитель считает, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Подозреваемые, обвиняемые и осужденные, содержавшиеся в учреждениях УФСИН России по Костромской области в 2009 году - граждане РФ, находящиеся на территории Костромской области, имеющие весь объем прав по охране здоровья на территории Костромской области, в том числе по оказанию бесплатной специализированной медицинской помощи в пределах программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Учитывая изложенное, заявитель жалобы полагает, что затраты истца на проведение анализов на наличие заболевания ВИЧ-инфекции указанной категории граждан должны компенсироваться за счет бюджетных средств в соответствии с данной программой, а договор возмездного оказания услуг от 01.06.2009 в силу статьи 168 ГК РФ ничтожен и не может иметь юридических последствий. Поскольку диагностические препараты приобретались в 2009 году за счет средств федерального бюджета, затраты истца на приобретение диагностических средств по 788 исследованиям должны составить согласно представленной ГУЗ калькуляции 27 650 руб.
Просит изменить решение суда, отказав в иске ГУЗ "Костромская областная больница" и удовлетворив встречный иск УФСИН России по Костромской области.
Прокурор Костромской области в апелляционной жалобе также считает принятое судом решение незаконным и необоснованным в связи с тем, что имеет место неправильное применение норм материального права и неправильное определение фактических обстоятельств дела.
По мнению третьего лица, основания заключения договора оказания медицинских услуг на платной основе в рассматриваемом случае отсутствуют, поэтому спорный договор возмездного оказания услуг от 01.06.2009 является недействительным (ничтожным). Постановлением администрации Костромской области от 16.09.2008 "Об организации предоставления платных медицинских услуг" установлен исчерпывающий перечень оснований для оказания медицинских услуг на возмездной основе государственными учреждениями здравоохранения, в том числе и ОГБУЗ "Костромская областная больница". Толкование договора также свидетельствует об отсутствии оснований его заключения на возмездной основе. Решение суда нарушает права граждан на бесплатную медицинскую помощь в объемах, гарантированных государством, так как средства на прохождение освидетельствования в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции для лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и находящихся в учреждениях УФСИН, не предусмотрены. Подтверждением данной позиции являются обстоятельства, установленные решением Свердловского районного суда г.Костромы от 23.11.2010.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что денежные средства необоснованно взысканы с РФ за счет средств казны в лице УФСИН России по Костромской области в нарушение бюджетного законодательства, что фактически делает неисполнимым решение суда.
Прокурор просит решение суда отменить, в удовлетворении требований ГУЗ "Костромская областная больница" отказать и удовлетворить встречные требования УФСИН России по Костромской области.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; доводы заявителей жалоб были исследованы судом первой инстанции в полном объеме и получили соответствующую правовую оценку, являются несостоятельными в полном объеме, поскольку за счет средств областного бюджета предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях, в том числе ВИЧ-инфекции. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Департамент финансов Костромской области в отзыве на апелляционные жалобы считает решение суда законным и обоснованным, жалобы заявителей - необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Осуществление расходов на приобретение в оспариваемый период тест-систем за счет средств областного бюджета противоречит нормам действующего законодательства (статьи 83-85 Бюджетного кодекса РФ). Мероприятия по диагностированию (выявлению) лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, не является безусловным расходным полномочием субъектов РФ. Медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции всего без исключения спецконтингента, содержащегося в учреждения УФСИН, не регулируется постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 221 "Об утверждении правил обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление ВИЧ-инфекции" и не может служить основанием для возложения данных обязанностей на истца, осуществляемых за счет средств областного бюджета. Считает, что расходы ГУЗ "Костромская областная больница" подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
До рассмотрения апелляционной жалобы Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Представители ГУЗ "Костромская областная больница", УФСИН России по Костромской области, Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Федеральной службы исполнения наказаний в порядке статьи 153.1 АПК РФ участвовали в судебном заседании апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи, приведенные выше доводы и возражения поддержали в полном объеме.
В судебном заседании 10.04.2012 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16.04.2012 в 13 часов 00 минут.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.06.2009 между УФСИН России по Костромской области и ГУЗ "Костромская областная больница" подписан договор по оказанию услуг по обследованию на ВИЧ-инфекцию проб крови спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН России по Костромской области (с протоколом разногласий, регулирующего цену одного исследования), в соответствии с условиями которого исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуг по обследованию на ВИЧ-инфекцию проб крови спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН России по Костромской области, а заказчик обязуется своевременно оплачивать услуги в порядке и размере, предусмотренном договором.
Во исполнение договора ГУЗ "Костромская областная больница" оказало медицинские услуги, а именно провело 788 исследований на определение ВИЧ-инфекции у осужденных УФСИН России по Костромской области, на общую сумму 189 908 руб., что подтверждено счетами-фактурами N N ОБ00000604 от 30.07.2009, ОБ00000603 от 30.07.2009, ОБ00000599 от 29.07.2009, ОБ00000601 от 29.07.2009, ОБ00000600 от 29.07.2009, ОБ00000705 от 25.08.2009, ОБ00000703 от 25.08.2009, ОБ00000704 от 25.08.2009, а также реестрами оказанных услуг NN 000604 от 30.07.2009, 000603 от 30.07.2009, 000599 от 29.07.2009, 000601 от 29.07.2009, 000600 от 29.07.2009, 000705 от 25.08.2009, 000703 от 25.08.2009, 000704 от 25.08.2009.
Невыполнение обязанности по оплате оказанных медицинских услуг послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Костромской области.
Полагая, что действующее законодательство предусматривает бесплатное оказание специализированной медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, при заболеваниях ВИЧ - инфекции в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, УФСИН России по Костромской области обратилось в арбитражный суд со встречным иском к ГУЗ "Костромская областная больница" о признании договора возмездного оказания услуг от 01.06.2009 недействительным в части оказания услуг на возмездной основе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, и, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 779, частью 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания истцом услуг по проведению исследований на определение ВИЧ-инфекции у спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН России по Костромской области, и их стоимость подтверждаются материалами дела и сторонами по существу не оспариваются. Каких-либо контррасчетов стоимости оказанных услуг в суд первой инстанции и апелляционной инстанции сторонами не представлено.
На основании пункта 4 статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Вопросы, связанные с предупреждением распространения на территории Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) регулируются Федеральным законом от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Статьей 15 названного Закона предусмотрено, что соответствующие федеральные органы исполнительной власти, координирующие научные исследования, обеспечивают разработку и внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также вносят на утверждение Правительства Российской Федерации проект федеральной целевой программы, направленной на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.05.2007 N 280 утверждена Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", включающая в себя подпрограмму "ВИЧ-инфекция".
Из паспорта подпрограммы "ВИЧ-инфекция" следует, что государственными заказчиками данной подпрограммы определены Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная служба исполнения наказаний.
В обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы "ВИЧ-инфекция" указано, что финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением внебюджетных источников.
Реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных государственными заказчиками с исполнителями мероприятий подпрограммы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также в порядке межбюджетных отношений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (раздел V "Механизм реализации подпрограммы).
Передача субъектам Российской Федерации материально-технических средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета, осуществляется государственными заказчиками подпрограммы в установленном порядке.
Удовлетворяя первоначальный иск, суд руководствовался пунктами 7 и 13 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пунктами 13, 35, 124 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного совместным приказом Минздравсоцразвития РФ N 640 и Минюста РФ N 190 от 17.10.2005, и пришел к следующим выводам. Деятельность учреждений УФСИН и, соответственно, медицинских частей, являющихся структурными подразделениями учреждений, в том числе проведение лабораторных исследований для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, является расходным обязательством Российской Федерации. В рассматриваемом случае на территории Костромской области отсутствует специализированное медицинское учреждение в рамках системы Федеральной службы исполнения наказаний, имеющее соответствующую лицензию на медицинскую деятельность по проведению лабораторных исследований для выявления ВИЧ-инфекции. Поскольку в обязанности медицинской части учреждения УФСИН входит проведение лабораторных исследований для выявления инфекций, передающихся половым, ВИЧ-инфекции, данные медицинские услуги должны финансироваться из бюджета Российской Федерации. Надлежащим представителем Российской Федерации в рассматриваемом случае суд посчитал Федеральную службу исполнения наказаний, так как именно она осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статьям 20, 41 и 42 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, оказывается медико-социальная помощь в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию такой медико-социальной помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), относится к социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, регулируется Приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 N 640/190.
Пунктами 8 и 9 Порядка предусмотрено, что организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.
Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Лица, осужденные к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, другие осужденные, подозреваемые и обвиняемые, не содержащиеся под стражей (охраной), получают медицинскую помощь в ЛПУ по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами Российской Федерации (пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 35 Порядка для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других заболеваний проводятся лабораторные исследования.
В соответствии с пунктом 124 Порядка в случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана в медицинской части, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденные могут получать необходимое лечение в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В разделе III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 N 913, установлено, что медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются, в том числе специализированная медицинская помощь, оказываемая в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, а также при наркологических заболеваниях.
Согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе решение вопросов организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной постановлением Администрации Костромской области от 10.02.2009 N 53-а, в рамках указанной программы бесплатно предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе неотложная медицинская помощь; скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
В пункте 33 Программы предусмотрено, что за счет средств областного бюджета финансируются: специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь; специализированная медицинская помощь, оказываемая в онкологическом (в части содержания), кожно-венерологическом, противотуберкулезном, наркологическом диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях Костромской области, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических и онкологических заболеваниях, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях Костромской области, определяемых департаментом здравоохранения Костромской области.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает бесплатное оказание специализированной медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, в частности обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции, в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что оказанные ГУЗ "Костромская областная больница" медицинские услуги по обследованию на ВИЧ-инфекцию проб крови спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН России по Костромской области, подлежат оплате за счет средств бюджета Костромской области.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" порядок использования бюджетных ассигнований на закупки диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С устанавливает Правительство Российской Федерации.
На основании названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 122 "О закупке и передаче в 2009 году диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения" утверждены Правила финансового обеспечения в 2009 году закупки диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также Правила передачи в 2009 году диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и находящимся в его ведении федеральным органам исполнительной власти, Федеральной службе исполнения наказаний, Российской академии медицинских наук, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований.
Таким образом, диагностические препараты приобретались в 2009 году за счет средств федерального бюджета, что также не оспаривается третьим ответчиком.
Затраты на приобретение диагностических средств (препаратов) по 788 исследованиям составляют в соответствии с калькуляцией истца 27 650 руб. 92 коп. из расчета стоимости реактивов на одно исследование 35 руб. 09 коп. (Т.2, л.д.-91).
Доказательств компенсации указанных денежных средств истцу в материалы дела не представлено, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель третьего ответчика пояснил, что оплата не производилась в связи с отсутствием заявки.
Таким образом, требование истца по первоначальному иску подлежит удовлетворению в сумме 162 257 руб. 08 коп. к Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области за счет бюджета Костромской области и в сумме 27 650 руб. 92 коп. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в лице УФСИН по Костромской области, как заказчика по рассматриваемому договору оказания услуг, за счет казны Российской Федерации.
Предметом встречного иска УФСИН России по Костромской области является признание договора возмездного оказания услуг от 01.06.2009 недействительным в части оказания услуг на возмездной основе.
В соответствии с условиями договора заказчик (УФСИН России по Костромской области) обязуется оплачивать услуги исполнителя (ГУЗ "Кировская областная больница") по исследованию на ВИЧ путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя по факту оказания услуг, но не позднее семи дней с момента подписания акта выполненных работ, счета-фактуры реестра (пункты 2.1.-2.3. договора).
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку финансирование услуг по обследованию на ВИЧ-инфекцию лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу, предусмотрено законодательством за счет средств соответствующих бюджетов, а сама медицинская помощь в этом объеме данным лицам оказывается бесплатно, рассматриваемый договор от 01.06.2009 N б/н в части, устанавливающей предоставление указанной медицинской помощи за плату, противоречит требованиям действующего законодательства, а поэтому является недействительным в части (раздел 2 договора "Стоимость услуг").
Вместе с тем, признание договора об оказании услуг в этой части недействительным не может повлечь отказ в удовлетворении первоначальных требований истца по выше указанным основаниям к соответствующим ответчикам.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации следует отказать.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что, в свою очередь, является основанием для изменения решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по первоначальному иску относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям, госпошлина по встречному иску относится на истца и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.01.2012 по делу N А31-3758/2011 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Взыскать с Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области за счет бюджета Костромской области в пользу Государственного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" 162 257 руб. 08 коп. задолженности и 2990 руб. 39 коп. госпошлины по иску.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в лице Управления федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области за счет казны в пользу Государственного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" 27 650 руб. 92 коп. и 509 руб. 61 коп. госпошлины по иску.
В удовлетворении иска Государственного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.
Встречный иск Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области удовлетворить.
Признать недействительным договор возмездного оказания услуг от 01.06.2009 в части оказания услуг на возмездной основе.
Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" в доход федерального бюджета 4000 руб. госпошлины по встречному иску.
Арбитражному суду первой инстанции выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 122 "О закупке и передаче в 2009 году диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения" утверждены Правила финансового обеспечения в 2009 году закупки диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также Правила передачи в 2009 году диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и находящимся в его ведении федеральным органам исполнительной власти, Федеральной службе исполнения наказаний, Российской академии медицинских наук, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований.
...
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения."
Номер дела в первой инстанции: А31-3758/2011
Истец: ГУ здравоохранения "Костромская областная больница", ОГБУЗ "Костромская областная больница"
Ответчик: Костромская область в лице Департамента финансов КО, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ г. Москва, Управление федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Управление ФСИН по Костромской области
Третье лицо: Департамент здравоохранения Костромской области, Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования, КОФОМС граждан РФ, г. Кострома, Министерство здравоохранения и развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство финансов РФ в лице Управление Федерального казначейства по КО, ОГБУ здравоохранения "Костромской центр по профилактике и борьбе со и инфекционными заболеваниями", ОГБУ здравоохранения "Костромской центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", ОГБУЗ "Костромской центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", ОГБУЗ "Костромской центр по профилактике и борьбе со СПИД и нифекционными заболеваниями", Прокурор Костромской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Костромской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человка, Костромская область в лице Департамента финансов Костромской области, Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17061/12
06.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17061/12
20.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3163/12
16.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1361/12