Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.06.2012, принятое судьей Владимировой О.Е., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012, принятое судьями Соловьевой М.В., Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л., по делу N А79-38/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стрелец" о признании незаконным бездействия администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики,
третье лицо - Управление имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стрелец" (далее - Общество, ООО "Стрелец") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Администрация), выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении ООО "Стрелец" в собственность за плату земельных участков, и об обязании Администрацию заключить договор купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: город Новочебоксарск, улица 10-й Пятилетки, вл.17И и вл.17К, с кадастровым номером 21:02:010223:0807, площадью 0,3030 гектара по цене 59 775 рублей 36 копеек и с кадастровым номером 21:02:010223:0808, площадью 0,0687 гектара по цене 8495 рублей 27 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Управление).
Решением суда от 14.06.2012 заявленные требования удовлетворены частично: бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО "Стрелец" в собственность за плату земельного участка площадью 3030 квадратных метров, с кадастровым номером 21:02:010223:807, расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица 10-й Пятилетки, вл. 17И, признано незаконным; суд обязал Администрацию в месячный срок принять решение о предоставлении в собственность ООО "Стрелец" за плату земельного участка площадью 3030 квадратных метров с кадастровым номером 21:02:010223:807, расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица 10-й Пятилетки, вл.17И, по цене 59 777 рублей 36 копеек и направить в адрес ООО "Стрелец" проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
Требование ООО "Стрелец" об обязании заключить договор купли-продажи земельных участков суд оставил без рассмотрения; в удовлетворении остальной части заявления отказал.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 данное решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Общество не имеет право на приобретение земельных участков по льготной цене; Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, а именно: не направлены в Управление предложения об условиях договора купли-продажи в виде его проекта.
По мнению Администрации, в случае если к Обществу перешло права бессрочного пользования землей, то в настоящее время оно уже реализовано, так как спорные земельные участки находятся в аренде у ООО "Стрелец".
Кроме того, на одном из земельных участков находится объект незавершенного строительства, степень готовности которого 90 процентов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости:
- автостоянка "Стрелец", производственного назначения, двухэтажное, общая площадь 15 квадратных метров, инвентарный N 1497, литеры А, I, II, по адресу: Чувашская Республика, город Новочебоксарск, улица 10-й Пятилетки, вл. 17И, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.03.2003 серии 21 АЖ N 071696 и от 04.03.2009 серии 21 АА N 538994;
- объект незавершенного строительства - производственная база, одноэтажный (подземных этажей - 1), площадь застройки 353,6 квадратного метра, степень готовности 90 процентов, инвентарный N 1515, литеры А, а1, по адресу: город Новочебоксарск, улица 10-й Пятилетки, вл. 17К, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.05.2009 серии 21 АА N 573914.
Право собственности ООО "Стрелец" на автостоянку зарегистрировано на основании передаточного акта от 17.02.2003 N 2 о передаче автостоянки обществом с ограниченной ответственностью "Пурга" (далее - ООО "Пурга") в качестве вклада в уставный капитал ООО "Стрелец".
Основанием для регистрации права собственности ООО "Стрелец" на объект незавершенного строительства явились договор N 127 аренды земельного участка города Новочебоксарска от 06.10.2006 с дополнительными соглашениями N 1 и 2, а также разрешение на строительство от 11.09.2007 N RU21240000-58.
Автостоянка и объект незавершенного строительства расположены на земельных участках с кадастровым номером 21:02:010223:807, площадью 0,3030 гектара и с кадастровым номером 21:02:010223:808, площадью 0,0687 гектара соответственно, предоставленных ООО "Стрелец" в аренду сроком с 06.10.2006 по 04.10.2007 на основании договора аренды земельного участка города Новочебоксарска от 06.10.2006 N 127.
ООО "Стрелец" 28.10.2008 обратилось в Администрацию с просьбой о приобретении земельных участков с кадастровыми номерами 21:02:010223:0807 и 21:02:010223:0808 в собственность, приложив свидетельство о государственной регистрации права собственности на автостоянку.
Управление письмом от 18.11.2008 N 1472 предложило Обществу обратиться за уточнением адресной нумерации земельного участка под автостоянкой и представить свидетельство о праве собственности на объект незавершенного строительства.
Заявлением от 02.10.2010 N 41 ООО "Стрелец" просило заключить договор купли-продажи земельных участках с кадастровыми номерами 21:02:010223:0807 и 21:02:010223:0808 по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости, приложив свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости и кадастровые паспорта земельных участков.
Администрация письмом от 11.01.2011 указала, что выкуп земельного участка под объектом незавершенного строительства будет возможен после завершения строительства производственной базы; выкуп земельных участков по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости невозможен, поскольку объекты недвижимости не отчуждались из государственной или муниципальной собственности; земельный участок предоставляется в собственность при условии отсутствия задолженности по арендной плате.
Письмом от 20.04.2011 N 16 ООО "Стрелец" обратилось с просьбой переоформить в собственность земельный участок с кадастровым номером 21:02:010223:0808, указав, что предыдущему собственнику автостоянки земельный участок принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования, и просило предоставить расчет выкупной цены.
Управление в письме от 21.06.2011 сообщило, что Общество реализовало исключительное право, заключив договор аренды; предложило представить акт ввода в эксплуатацию и свидетельство о праве собственности; указало на применение при определении выкупной цены десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Письмом от 01.07.2011 N 32 ООО "Стрелец" повторно просило переоформить в собственность земельный участок под автостоянкой, приложив акт ввода в эксплуатацию и свидетельство о праве собственности.
Управление письмом от 13.07.2011 ответило, что решение вопроса о переоформлении земельного участка в собственность будет возможно после погашения задолженности по арендной плате.
Письмом от 07.11.2011 N 47 ООО "Стрелец" еще раз обратилось с просьбой переоформить в собственность земельный участок под автостоянкой.
Управление письмом от 15.11.2011 ответило, что вопрос будет рассмотрен после погашения задолженности по арендной плате.
Кроме того, письмом от 24.11.2011 N 51 Общество просило внести изменения в адресную нумерацию земельных участков, сославшись на ответ федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Чувашской Республике (далее - ФБУ "Кадастровая палата") о необходимости обращения по данному вопросу в Управление, на что Управление письмом от 06.12.2011 сообщило, что 01.12.2011 им были направлены соответствующие заявления в федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Чувашской Республике.
ООО "Стрелец" посчитало, что действия Администрации не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 148, частью 3 статьи 149, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 435, частью 1 статьи 445, пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 28, статьей 29, пунктом 1 статьи 35, пунктами 1 и 5 статьи 36, пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы за землю", суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование в части, касающейся признания незаконным бездействия Администрации, и исходил из того, что оспариваемое бездействие последнего не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд пришел к выводу о том, что Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем заявление в этой части оставил без рассмотрения.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требования о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса).
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Стрелец" как собственник объекта недвижимости - автостоянки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 21:02:010223:807, обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность.
Оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Обществу перешло от ООО "Пурга" право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком; Администрация не представила в суд доказательства невозможности предоставления Обществу земельного участка с кадастровым номером 21:02:010223:807 в собственность по основаниям, предусмотренным в законе.
Таким образом, у Администрации отсутствовали правовые основания для непринятия в месячный срок решения о предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка площадью 3030 квадратных метров с кадастровым номером 21:02:010223:807 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Из пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует: если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
При приобретении в собственность таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах, в том числе в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы за землю" при приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, устанавливается цена таких земельных участков в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (абзац введен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2011 N 408).
Таким образом, при выкупе земельных участков до 01.01.2012, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 137-ФЗ действует льготный порядок определения цены выкупа.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ с 01.01.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, в случаях, если в период со дня вступления в силу данного закона до 01.01.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, а также в случаях, когда земельные участки образованы из указанных выше земельных участков.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Общество имеет право приобрести спорный земельный участок по льготной цене - 2,5 процента от кадастровой стоимости.
С учетом изложенного суды правомерно признали оспариваемое бездействие Администрации не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы Общества и удовлетворили заявленное требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.06.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу N А79-38/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы за землю" при приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, устанавливается цена таких земельных участков в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (абзац введен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2011 N 408).
Таким образом, при выкупе земельных участков до 01.01.2012, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 137-ФЗ действует льготный порядок определения цены выкупа.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ с 01.01.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, в случаях, если в период со дня вступления в силу данного закона до 01.01.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, а также в случаях, когда земельные участки образованы из указанных выше земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2012 г. N Ф01-4827/12 по делу N А79-38/2012