Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьмина Владимира Яковлевича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.04.2012, принятое судьей Афанасьевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А79-4891/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Кузьмина Владимира Яковлевича о признании недействительными приказов Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и установил:
индивидуальный предприниматель Кузьмин Владимир Яковлевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительными приказов Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Министерство) от 19.05.2011 N 04-13/137 "О проведении открытого конкурса" и от 19.05.2011 N 04-13/138 "Об утверждении конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа" по лоту N 15.
Решением суда от 20.04.2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". По его мнению, условия конкурсной документации в части требований к подвижному составу конкурсанта не соответствуют действующему законодательству, ограничивают права участников конкурса и нарушают законодательство о конкуренции.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Министерство издало приказ от 19.05.2011 N 04-13/137 о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, на 26 межмуниципальных маршрутах и приказ N 04-13/138 об утверждении конкурсной документации по проведению открытого конкурса.
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте Министерства 30.05.2011 в разделе "Новости", где имеется ссылка на оспариваемые приказы и иные документы, относящиеся к конкурсу.
Предприниматель не согласился с приказами Министерства в части лота N 15 и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 157, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республики", суд первой инстанции пришел к выводу, что приказы Министерства в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ).
Согласно статье 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ закреплена компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, к которой относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах соответственно регионального, межмуниципального или местного значения при осуществлении дорожной деятельности.
Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике, регулируются Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республики" (далее - Закон N 48).
Согласно статье 4 Закона N 48 организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются уполномоченным органом.
В силу пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 N 96 "О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике" Министерство определено в качестве организатора - заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
Указанным постановлением утверждены Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике (далее - Положение об организации перевозок) и Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее - Положение о порядке проведения конкурса).
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке проведения конкурса открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа проводится в целях удовлетворение потребностей населения Чувашской Республики в услугах пассажирского транспорта; определение из числа претендентов-перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков; повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Организатором конкурса является Министерство (пункт 1.3 Положения о проведении конкурса).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Положения об организации перевозок определение перевозчиков на маршрутах осуществляется на основании объективной оценки их квалификации в обеспечении безопасности перевозки пассажиров, состояния транспортной и финансовой дисциплины, наличия производственной базы для технического обслуживания и ремонта автобусов, требуемого подвижного состава, его технического состояния, предложений по стоимости услуг и предоставлению льгот.
Перевозчик должен отвечать следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом; наличие требуемого подвижного состава, прошедшего государственный технический осмотр, по типам и маркам автобусов; проведение комплекса мер по обеспечению безопасности перевозки пассажиров; наличие водителей и специалистов, имеющих квалификацию в соответствии с требованиями действующего законодательства; наличие собственной или арендуемой производственной базы, отвечающей установленным требованиям по обеспечению выполнения ремонта и технического обслуживания автобусов, ежедневных медицинского осмотра водителей и контроля технического состояния автобусов; наличие опыта работы в области организации пассажирских перевозок; обеспечение режима труда и отдыха водителей; обеспечение диспетчерского контроля за движением автобусов на маршрутах.
Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, поэтому уполномоченный орган (Министерство) в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценки участников конкурса.
Установленные в конкурсной документации требования к подвижному составу, соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения и о наличии материально-технической базы правомерно признаны судами не противоречащими действующему законодательству.
В свою очередь, критерии оценки заявок, указанные в Информационной карте конкурса, позволяют выбрать из множества претендентов того перевозчика, который наиболее полно отвечает предъявленным требованиям. Данные критерии отвечают как требованиям организатора конкурса, так и потребностям населения, которое заинтересовано в повышении качества и безопасности перевозок.
При этом требования к участникам конкурса и критерии оценки заявок распространяются на всех претендентов, в связи с чем вывод судов об отсутствии со стороны Министерства нарушений законодательства о защите конкуренции является правильным.
Таким образом, оспариваемые приказы соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя, поэтому суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования. В остальной части законность принятых судебных актов не проверялась, поскольку заявителем не обжаловалась.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 100 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.04.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу N А79-4891/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьмина Владимира Яковлевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.2 Положения о порядке проведения конкурса открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа проводится в целях удовлетворение потребностей населения Чувашской Республики в услугах пассажирского транспорта; определение из числа претендентов-перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков; повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Организатором конкурса является Министерство (пункт 1.3 Положения о проведении конкурса).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Положения об организации перевозок определение перевозчиков на маршрутах осуществляется на основании объективной оценки их квалификации в обеспечении безопасности перевозки пассажиров, состояния транспортной и финансовой дисциплины, наличия производственной базы для технического обслуживания и ремонта автобусов, требуемого подвижного состава, его технического состояния, предложений по стоимости услуг и предоставлению льгот."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 декабря 2012 г. N Ф01-5207/12 по делу N А79-4891/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1797/13
11.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1797/13
05.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5207/12
20.04.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4891/11