Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.06.2012, принятое судьей Артамоновой Л.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А39-341/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Лямзина Павла Владимировича о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, и установил:
индивидуальный предприниматель Лямзин Павел Владимирович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Территориальное управление), выразившихся в отказе в предоставлении Предпринимателю в собственность земельного участка площадью 463 квадратных метра, с кадастровым номером 13:23:1005080:64, расположенного по адресу: город Саранск, улица Строительная, дом 1, а также об обязании Территориального управления в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять соответствующий распорядительный акт о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его Предпринимателю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением суда от 04.06.2012 заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 решение суда оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что требования Предпринимателя являются необоснованными, поскольку Росимущество не давало Территориальному управлению поручения на продажу земельного участка с кадастровым номером 13:23:1005080:64. Кроме того, Предприниматель не подтвердил исключительное право на выкуп спорного земельного участка.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами Территориального управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.02.2006 серия 13 ГА N 119321 Предпринимателю принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - здание склада, расположенное по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Пролетарский район, улица Строительная, дом 1, назначение объекта: нежилое, площадь объекта - 149,6 квадратного метра, инвентарный номер 18381, литера Л.
Объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 463 квадратных метра, кадастровый номер 13:23:1005080:64, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственных зданий, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, город Саранск, улица Строительная, дом 1, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.07.2011 серия 13 ГА N 553962.
Предприниматель обратился в Территориальное управление с заявлением от 15.09.2011 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 463 квадратных метра, с кадастровым номером 13:23:1005080:64 (соответствующие документы прилагаются).
Письмом от 26.10.2011 N 156 Территориальное управление сообщило Предпринимателю об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Предприниматель посчитал, что действия Территориального управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 28, 29, пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктами 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Территориального управления правовых оснований для отказа в предоставлении Предпринимателю земельного участка и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным к, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что Территориальное управление наделено полномочиями и несет обязанности по рассмотрению заявления Предпринимателя о приобретении в собственность находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и принятию соответствующего решения, а также совершению иных действий, направленных на реализацию права Предпринимателя на приватизацию земельного участка.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприниматель обратился в Территориальное управление как в уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками на территории Республики Мордовия, находящимися в государственной собственности, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, приложив к нему документы, предусмотренные Перечнем. На испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий Предпринимателю на праве собственности.
Предприниматель как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1005080:64, обладает исключительным правом, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение в собственность данного земельного участка.
Довод Территориального управления о том, что у Предпринимателя отсутствует исключительное право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на указанном земельном участке самовольно, без согласия собственника возведены три пристроя, которые не обозначены в техническом паспорте на здание склада и на которые не представлены документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на объекты недвижимого имущества (пристрой, используемый под шиномонтаж, и два тамбура), отклоняется, поскольку уполномоченный орган не указал предусмотренные статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, перечень которых является исчерпывающим.
Суды установили, что акт фактического использования земельного участка с кадастровым номером 13:23:1005080:64 от 09.09.2011 и письмо от 21.05.2012 N 174 федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиала по Республике Мордовия не свидетельствуют о принадлежности возведенных Предпринимателем пристроев к объектам капитального строительства.
Кроме того, согласно представленным в материалы дела акту от 19.04.2012 N 12/12 обследования технического состояния пристроя склада и акту от 23.04.2012 N 13/12 обследования технического состояния объекта, составленные Бюро НИОКР кафедры архитектуры Архитектурно-строительного факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального учреждения "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева", возведенные пристрои не являются самостоятельными объектами недвижимости.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что оспариваемые действия Территориального управления не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Предпринимателя, и удовлетворили заявленные требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.06.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу N А39-341/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предприниматель как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1005080:64, обладает исключительным правом, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение в собственность данного земельного участка.
Довод Территориального управления о том, что у Предпринимателя отсутствует исключительное право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на указанном земельном участке самовольно, без согласия собственника возведены три пристроя, которые не обозначены в техническом паспорте на здание склада и на которые не представлены документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на объекты недвижимого имущества (пристрой, используемый под шиномонтаж, и два тамбура), отклоняется, поскольку уполномоченный орган не указал предусмотренные статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, перечень которых является исчерпывающим."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 декабря 2012 г. N Ф01-5483/12 по делу N А39-341/2012